Реклама Google — средство выживания форумов :)
морские стратегические - шаг в завтра?
....
Другой вариант - изменить компоновку лодки. Ведь как только не изощрялись конструкторы при размещении крылатых ракет! Ангар-контейнер на палубе (наши и американские опытные лодки). Ангар в габаритах корпуса (американский "Хэллибат"). Транспортно-пусковые контейнеры в надстройке (наш 665-й проект). Поворотные транспортно-пусковые контейнеры в корпусе (наши, проектов 651 и 675). Наклонные пусковые установки по бокам прочного корпуса (наши, проектов 661, 670, 949). Вертикальные пусковые установки в носовом обтекателе легкого корпуса (модифицированный "Лос Анжелес"). Переделанные шахты баллистических ракет (американские типа "Итэн Аллен"). Наконец, торпедные аппараты со всевозможными механизмами перезаряжания ("Лос Анжелес", наши 945, 971, 667АМ проектов). Но для баллистических ракет этот опыт не очень применим. Во-первых, даже при тех же габаритах, баллистические ракеты в 5-10 раз тяжелее. Соответственно, меняется конструкция поворотных контейнеров. Во-вторых, крылатые ракеты могут выстреливаться из пусковых установок наклонно, вертикально, горизонтально - все равно потом они совершают необходимый маневр. Баллистические ракеты большой дальности запускаются строго вертикально. И в третьих, системы управления крылатых и баллистических ракет до недавнего времени были принципиально различны. Крылатая ракета на протяжении всего полета получает информацию о положении цели, и соответственно меняет свою траекторию. Баллистическая - летит по заранее рассчитанной траектории из точно (более или менее) известного места старта в заранее точно известную точку. Инерциальная система управления следит за совпадением фактического и расчетного движения ракеты и соответственно корректирует фактическое. И возможности "инерциалки" небезграничны - слишком резкие повороты на большие углы сажают гироскопы (основные чувствительные элементы) на упоры, и на этом полет заканчивается. Это означает, что перед пуском баллистическую ракету нужно привести в вертикальное положение, ПОСЛЕ ЭТОГО ввести в инерциальную систему управления программу полета, и только потом пуск. На лодке, идущей в подводном положении, это... Нет, не подумайте, что наши разработчики прошли мимо этой компоновки: такой проект был. На стратегическом подводном ракетоносце проекта 667 первоначально предполагалось 4 двухконтейнерных поворотных пусковых установки СМ-95 под 8 уже отработанных макеевских ракет Р-21 или столько же проектировавшихся твердотопливных, комплекса Д-6 КБ "Арсенал". Так в обтекаемый корпус 11-м диаметра предполагалось вписать 17-м контейнеры. Механизм поворота отказал уже на макете, демонстрировавшемся Н.С.Хрущеву (который не замедлил прокомментировать это в своей манере). Но дело даже не в механической сложности: как такая лодка будет ИДТИ под водой? А ведь она должна именно идти, висеть подводные корабли могут крайне плохо... Но сегодня ситуация несколько изменилась, в первую очередь потому, что обычные механические гироскопы в инерциальных системах заменили лазерные с цифровой обработкой данных в бортовых ЭВМ. Они не имеют мертвых зон и запретных режимов, могут отследить куда более значительные повороты ракет в том числе и на старте. Далее, появились спутниковые навигационные системы, позволяющие откорректировать "инерциалку" после стартовых маневров. Наконец, и давно уже применяющаяся на наших лодочных ракетах астрокоррекция тоже не стоит на месте.
И что все это дает? Всплывающий транспортно-пусковой контейнер. По команде на пуск, контейнер отделяется от лодки (выходит из идеально обтекаемого легкого корпуса), всплывает, занимая в ходе всплытия вертикальное положение, и ракета стартует. Система прицеливания и формирования исходных данных для наведения может стоять как на контейнере, так и в самой ракете. Сама лодка в этом случае может выглядеть как "убийца авианосцев" проекта 675, конечно, более "облизанная". Напомню, на 675-й было 8 противокорабельных крылатых ракет в контейнерах под верхней палубой легкого корпуса. Правда, они запускались из надводного положения...
А в прочном корпусе в этом случае останется много места для других целей. Здесь мы должны вспомнить, все-таки, экономическое положение нашей - и не только - страны. Лодки дорожают куда быстрее, чем развивается экономика - это головная боль и американцев, и французов, и англичан, и китайцев, да и всех остальных. Но если лодок нужно много, а можно мало, выход один - универсальность. Хорошо бы, чтобы подводный атомоход мог обстреливать крылатыми ракетами береговые цели, топить корабли торпедами и ракетами, ставить мины, высаживать диверсантов... Ну, и стратегические удары тоже наносить. Это вполне возможно. Но если габариты и масса торпед, противокорабельных и даже стратегических крылатых ракет, мин все больше сближаются, то про баллистические ракеты большой дальности этого, как мы уже знаем, сказать нельзя. А всплывающие контейнеры дают выход. Если в прочном корпусе по "классической" схеме разместить весь спектр "обычного" лодочного оружия, как его еще называют, "общего назначения", а во всплывающие контейнеры поставить (точнее, положить) межконтинентальные баллистические ракеты - как раз и получится универсальный, действительно многоцелевой подводный атомоход. Тем более, что контейнеры могут быть не только с ракетами.
НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ. Прочный герметичный цилиндр длиной не менее 14-15 метров и диаметром не менее двух. Весить он будет - пустой - тонны 4-5, а вместить туда можно, сохранив плавучесть, тонн 40... Что мешает разместить в нем другой груз? Или вместо него, например, цистерну с горючим - оно все равно легче воды? Или тот же транспортировщик боевых пловцов - диверсантов? Или спасательную - или научно-исследовательскую - подводную лодку? Ведь в чем проблема, мешающая появлению транспортных подводных лодок, хотя проектам уже многие десятилетия? Дорого. Дорого в частности потому, что через "игольные ушки" герметичных люков лодку очень долго загружать и разгружать, а для атомного судна простои еще страшнее, чем для обычного!
Всплывающие контейнеры, по существу - лихтеры - решают эту проблему, обеспечивая предельную скорость грузовых операций, даже при отсутствии какого-либо портового оборудования, кроме катера для буксировки.
Теперь, вероятно, спираль истории заходит на качественно новый в военно-техническом отношении виток. С 2026 года американцы снова полны решимости максимально приблизить свой ракетный «пистолет» к виску России. Чем ответим? Снова отправим многоцелевые АПЛ с крылатыми ракетами большой дальности куда-нибудь в район Мексиканского залива? Сделаем более регулярными полёты наших «стратегов» с ядерным боезапасом вдоль самых воздушных границ США?
Естественно, не обладая закрытой информацией государственной важности, дать исчерпывающий ответ на такой вопрос невозможно. Однако, исходя из открытых источников, некоторые предположения, как представляется, были бы логичны.
Глубоководное возмездие
Так есть ли у военных моряков РФ, помимо атомных подводных лодок, хотя бы теоретические возможности в упор приблизить свои стратегические средства поражения к границам США? Хотя бы столь же близко, как, допустим, наш Смоленск или Воронеж отстоят от того же Дрездена или Берлина?
Если подумать, то такие возможности существуют уже давно. Речь идёт о новейшей баллистической ракете «Скиф», разработанной совместно ЦКБ МТ «Рубин» и АО «ГРЦ Макеева». Она может быть оснащена как ядерной, так и обычной боеголовкой. Ракета способна годами находиться в режиме ожидания на морском или океанском дне, оставаясь неподвижной. А когда поступит команда, она внезапно выстрелит из-под воды и с высокой точностью поразит наземные и морские объекты противника.
А в тот самый грозный час комплекс приводится в действие через узел связи с находящимися в районах боевого патрулирования атомными подводными лодками - сигналом с командного пункта, до которого от места затопления «Скифа» могут быть сотни или даже тысячи миль.
По сведениям из открытой печати, первые испытания «Скифов» Россия провела в Белом море в 2008 году. По их результатам в 2009 году опытные образцы были направлены на доработку, а в 2013 году ракету передали на государственные испытания.
Есть основания предполагать, что в практическом освоении «Скифа» активное участие принимал экипаж единственной в своём роде опытной дизель-электрической подводной лодки Б-90 «Саров» (проект 20120), приписанной к сверхсекретному Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ) ВМФ России. Которое, как официально заявлено, занимается глубоководными и океанографическими исследованиями, поиском и спасением затонувших судов, физиологическими исследованиями влияния больших глубин на организм человека, испытаниями аварийно-спасательных средств.
В каком состоянии сейчас у нас «Скифы» и сколько их в наличии? Понятно, что такие сведения хранятся в толстенных штабных сейфах под грифом «Совершенно секретно». Единственная и, скорее всего, санкционированная «утечка» на сей счёт была допущена 21 ноября 2017 года. Это когда глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что ракеты донного базирования «Скиф» уже включены в арсенал Вооружённых сил России.
Такое заявление было сделано во время ознакомления журналистов с готовой к утверждению Владимиром Путиным Государственной программой вооружений на 2018-2025 годы.
«На сегодняшний день мы имеем в своём арсенале уникальные стратегические бомбардировщики (Ту-160), ОТРК с мощными баллистическими и крылатыми ракетами (семейство "Искандеров"), ракетный комплекс "Сармат", комплексы ПВО С-400, межконтинентальные баллистические ракеты, атомные ракетные крейсеры с мощными противокорабельными гиперзвуковыми ракетами "Циркон", ракеты донного базирования "Скиф"», - сказал в тот день Бондарев.
Нет сомнений, что на Западе хорошо осведомлены о «Скифе». Оттуда уже звучат предупреждения о том, что существуют определённые международные юридические препятствия для использования «Скифов». Конкретно - договор «О запрещении размещения на дне морей и океанов и в их недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения», утверждённый резолюцией №2660 Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1970 года.
Положения этого договора затем были подтверждены всеми советско-американскими соглашениями по СНВ. Но где те соглашения теперь? Вашингтон фактически их выбросил в «корзину».