info> пх «Петродворец»
Пассажирское судно единичной постройки.
24.02.1937 г. подписан контракт на постройку судна.
До 16.05.1944 г. работал на линии Турку — Стокгольм, затем отстой в Швеции (Velamsund).
Пассажировместимость: 1 класс — 96 чел., 2 класс — 40 чел., 3 класс — 48 чел.
22.01.1945 г. передан по репарации СССР, переименован и вошел в состав Балтийского морского пароходства.
В 1946 году прошел восстановительный ремонт в Финляндии.
В 1947-1949 годы переоборудован на судоверфи «Mathias Thesen Werft» (ГДР, г. Висмар).
В 1949 году передан в Черноморское морское пароходство.
В 1959 году модернизирован в теплоход по проекту 2024 (ЦПКБ-3), паровая машина заменена на дизель.
В 1967 году передан в Мурманское морское пароходство.
В 1973 году списан, исключен из состава транспортного флота ММФ СССР и передан Министерству цветной металлургии СССР для использования в качестве стационарной плавбазы разведочно-эксплуатационного предприятия «Севморолово» с дислокацией в заливе Ванькина Губа в море Лаптевых.
На Вашей фотографии он уже теплоход, а не пароход. Фотография после 1967 года.
Ещё одна версия.
23 января 1949 года ремонт был завершён и судно было официально передано Совторгфлоту. По всей видимости, в процессе ремонта комфорт на судне был несколько снижен – это выражается, в частности, в повышении пассажировместимости судна. Или во время ремонта, или даже ещё до его начала было принято решение о переводе "Петродворца" на Чёрное Море в Совторгфлот-Одесса. К сожалению, нет никаких сведений о том, почему так было решено. Было ли причиной перевода наличие большого количества невытраленных мин в Балтийском Море или невостребованность в пассажирских перевозках в этом бассейне на судах такого класса – неизвестно. Но пароход отправился в плавание вокруг Европы к Одессе, которая стала его новым портом-приписки, а судоходной компанией – Совторгфлот-Одесса (ставший позже называться Черноморским Морским Пароходством). Пароход сохранил своё название – "Петродворец". Судно стало совершать пассажирские рейсы по Крымско-Кавказской Линии. После окончания войны на Чёрном Море ощущалась нехватка особенно в пассажирских судах таких измерений. Благодаря своим небольшим размерам и особенно незначительной осадке, "Петродворец" мог заходить не только в крупные порты, но и подходить к причалам небольших населённых пунктов, или становиться на рейде в непосредственной близости от берега в таких местах. Нужно сказать, что в 1950-ые годы "Петродворец" был одним из самых популярных небольших пассажирских судов, работавших тогда на Крымско-Кавказской линии.
Во второй половине 1950-ых годов возникли проблемы, связанные с эксплуатацией сложной паровой машины судна. Было принято решение о капитальном ремонте "Петродворца" с заменой энергетической установки на другую, более современного типа. В 1958 году, во время проведения капитального ремонта, оригинальная паровая машина судна была демонтирована и разобрана. Вместо неё был установлен новый 8-цилиндерный дизель – "Петродворец" стал теплоходом. Кроме того, многие элементы конструкции судна как снаружи так и внутри были модернизированы или заменены – так, например, дымовая труба судна была заменена на другую, более современной формы. Капитальный ремонт и модернизация были проведены и в помещениях для пассажиров и команды. Судно было дооснащено и современной (на 1958 год) навигационной аппаратурой. Целесообразность такого дорогостоящего капитального ремонта была вполне обоснована – строительство небольших серийных морских пассажирских судов ещё не началось, а среди существовавших небольших судов "Петродворец" на тот период времени (1958 год) был одним из самых современных.
О "Петродворце" упоминает в своей книге "Море ошибок не прощает" Н.А.Соболев (капитан парохода "Адмирал Нахимов"): "Используя период отстоя (в Одессе – ЯП), мы принялись готовиться к следующей навигации (речь идёт о пароходе "Адмирал Нахимов" – ЯП). Приступили к реализации перспективных планов улучшения мореходных качеств судна. Команда доставила с 15-го причала (в Одесском Порту – ЯП) на судно 90 тонн чугунных чушек (выброшенный с парохода "Петродворец" балласт) и уложила в трюм № 1…" Исходя из общего контекста описания следует, что это происходило между 10-ым и 31-ым декабря 1957 года. Это означает, что перед началом капитального ремонта с парохода "Петродворец" был выгружен баласт, и последний пассажирский рейс до ремонта судно завершило самое позднее – в начале декабря 1957 года.
После завершения модернизации теплоход "Петродворец" возвратился к выполнению пассажирских рейсов в Черноморском Бассейне, в том числе и по Крымско-Кавказской линии.
Ко второй половине 1960-х годов ситуация с судами пассажирского флота на Чёрном Море изменилась. Черноморское Морское Пароходство пополнилось современным серийным пассажирским флотом, и в основном – судами различной величины между 1000 и 5000 BRT. В теплоходе "Петродворец" на Чёрном Море больше не было надобности.
В 1967 году "Петродворец" переводится в Мурманское Морское Пароходство и отправляется в свой новый порт приписки – Мурманск. При этом название судна также не изменилось. Здесь "Петродворец" выполнял различные рейсы на регулярных линиях, совершал единичные специальные рейсы. Такие рейсы связывали Мурманск морскими пассажирскими линиями со многими населенными пунктами на побережье Баренцева и Белого Морей. В те годы это было часто единственным транспортным средством и почтовой связью между этими населёнными пунктами, и между ними и внешним Миром.
Но постепенно и на линиях в Белом и Баренцевом Море стал появляться более современный флот, например, пассажирские суда типа "Канин". В старом теплоходе уже не было надобности и здесь. В 1973 году теплоход "Петродворец" был выведен из состава флота Мурманского Морского Пароходства и ещё до конца 1973 года был полностью разделан на металлолом в регионе Мурманска и прекратил своё существование.
Теплоход Петродворец. Море Лаптевых, Янский залив. Ванькина губа. 26 мая 2020 г.
Это сообщение редактировалось 02.11.2022 в 21:09