Andru> Какую, какую, а такую, противоледовую шубу, в которой он и шёл ББК... Умник, мяя диванный. Потому и ставили в док в заводе перед переходом, для подкрепления дохлых корпусов и монтажа шубы, т.к. не трудно догадаться, что на северах по тем временам эту ответственную работу делать было негде и не кому...
Отвечает - Умник, м-я-я диванный. Нельзя всё знать, а у меня кроме фотографии эскадренного миноносца «Карл Либкнехт» при проходе шлюзов Беломоро-Балтийского канала в 1933 году ничего не было.
Небольшая выдержка.
В марте 1936 года командующий Краснознаменным Балтийским флотом получил указание на переход двух эсминцев на Дальний Восток Северным морским путем. Дело очень ответственное: боевые корабли никогда еще не ходили этим маршрутом. Опыт же Ледового похода Балтийского флота в 1918 году свидетельствовал, что плавание во льдах очень затруднительно.
Для перевода на Тихоокеанский флот были определены эсминцы «Сталин» и «Войков». Корабельные инженеры разработали предложения по облегчению их на время перехода и укреплению корпусов. После всестороннего рассмотрения было решено остановиться на проекте А. И. Дубравина, предусматривавшего монтаж снаружи корпуса деревянно-металлической облицовки — «шубы» — для защиты его от напора льда. Распределяя давление льда на большую площадь, «шуба» должна была, по расчетам, повысить сопротивление корпуса в три-четыре раза. Бронзовые гребные винты заменялись стальными. Лопасти их делались съемными, чтобы облегчить их смену при повреждении. При этом шпильки, крепящие винт на валу, делались менее прочными, чем вал. При чрезмерной нагрузке на винт при ударах о лед или заклинивании его во льду шпильки должны были срезаться ранее, чем начнется скручивание вала. Это предохранит гребной вал от повреждений. Все ремонтные работы выполнял Кронштадтский Морской завод с участием корабельных команд. На монтаж «шуб» и смену винтов было затрачено три недели. Руководил работами инженер К. В. Голицын. На эсминцы дополнительно назначили по корабельному инженеру и штурману, а специалистов оружия, без которых в походе можно было обойтись, списали. На эсминце «Сталин», например, остались один артиллерист и три комендора, один минер и три торпедиста. Корабельным инженером на него назначили А. И. Дубравина. В общей сложности численность личного состава уменьшили до девяноста трех человек. Эсминцем в то время командовал В. Н. Обухов.
17 апреля 1936 года была сформирована 3-я экспедиция особого назначения, объединившая эсминцы «Сталин», «Войков» и суда, обеспечивавшие переход. Ее возглавил известный советский полярник О. Ю. Шмидт. Идти предстояло Беломорско-Балтийским каналом.
Эсминцы покинули Кронштадт 2 июля. До Ивановских порогов шли своим ходом. Перед порогами к каждому эсминцу подошли два буксира и поочередно провели их через пороги и Кошкинский фарватер. Затем эсминцы шли своим ходом до устья Свири. Здесь машины застопорили на продолжительное время. Сначала буксиры перетащили корабли через бар до селения Свирица. Там началась последняя разгрузка. С кораблей сняли пушки, торпедные аппараты и некоторые второстепенные механизмы. Но и этого было недостаточно. Облегченный эсминец подняли на плавучий док, на котором и провели его через мелководную Свирь.
Благополучно пройдя Свирь, эсминцы прибыли в порт Сорока (ныне — Беломорск), где их спустили с дока. Началась окончательная подготовка к ледовому плаванию. На эсминцах прибавилось по одному члену экипажа — в помощь командирам предусматривалось назначение ледовых лоцманов. На эсминце «Сталин» эту должность занял опытный полярный капитан П. Г. Миловзоров.