Vadym>> Паровых излучателей там не было никогда,
a.t.> Не надо быть столь категоричным. Я нашел на чертеже 14-09 (27) эти самые паровые излучатели, которые видимо были демонтированы впоследствии. Я их очень хорошо помню. Они в походном положении укладывались поверх фальшборта, а в рабочее положение устанавливались краном на упор, расположенный так же в корме на внешней стороне борта. Эти упоры имеются на чертежах. А на чертеже 8-22 (175) находится паровой котел для этих излучателей. На фото не видно излучателей, но просматриваются фундаменты и ребра жёсткости на внешней стороне фальшборта. А то, что в настоящее время используются пневмоизлучатели это нормально. На М. Геофизике тоже использовались пневмоизлучатели 10 и 25 литровые. А воздух катали дизелькомпрессорами ДК-10.
НИС "Поиск" и "Искатель" - два первых геофизических судна серии. Получены в 1976г и 1977г. Тихоокеанской морской геофизической экспедицией(г. Южно-Сахалинск) объединения "Южморгео"(г. Краснодар). На первом из них я в составе сейсмопартии №1 в качестве инженера-оператора сейсмостанции работал в 1976-77гг. До этого сезона ходил на "Мирном". Уникальный корабль - китайский спасатель 1954г. постройки с двумя главными двигателями. Два винта, два вала. Благодаря этому нам удалось не утонуть в начале ноября 1974 г в Охотском море в жесточайший шторм. Ну, это ладно. Вильнул в сторону. Абсолютно точно могу утверждать, что на этих судах в качестве излучателей сейсмосигнала использовались пневмо-пушки объёмом 3л. Кстати, впервые в стране в морской сейсморазведке. Позже стали применяться так называемые групповые излучатели общим объёмом до 25л. Возможно и больше. На раме монтировалось до десятка отдельных пушки различного объёма - 0.25, 0.5, 1, 3 литра. Смысл был двойной - 1)получение более мощного и, главное, 2)единичного, однопериодного импульса. Одиночная пушка выдавала многопериодный сигнал. Воздушный пузырь, выбрасываемый в воду под давлением 100-125атм на глубине 10-15м за время подъёма на дневную поверхность со скоростью около 1м/с успевал расшириться-сжаться до 10 раз. Таким образом, отражающие геофизические границы "рисовались" соответственно многократно с периодом пульсации пузыря. Групповые излучатели выдавали практически единичный сигнал. Пузыри пушек разного объёма пульсировали с разным периодом. Сигналы в правильно рассчитанной группе суммировались синхронно в первом ударе и самоподавлялись в последующих пульсациях различного периода. ПАровые излучатели вырабатывали сигнал единичной формы изначально потому, что перегретый пар конденсировался в воде без пульсаций. Но это достигалось непросто. На судне требовалось иметь целый завод по выработке перегретого пара. Дорого, опасно, сложно. Паровой же излучатель("Вапорчок" или "Вапоршок) был на судне "Орион Артик", арендованном у французской фирмы СGG. Судно работало один полевой сезон на шельфе Сахалина в 1976г. А то, что видели на фото кормы "Поиска" или "Искателя", скорей всего, были кран-балки для спуска-подъёма пневмопушек или их групп. Если У Вас остался интерес, попробую найти фото "Поиска" в своих старых фотоальбомах.