Просмотрел 158 доступных номеров военно-аналитического журнала Арсенал из 269-ти , размещённых в библиотеке парламента
Статей о флоте мало , о флоте Грузии ещё меньше , большинство из них написаны гл.редактором Теймуразом Чачанидзе . Стиль изложения поверхностный и со странными ошибками , например в 4-х статьях разных лет о потерях 2008 года в Поти (относительно Грифов) в 2008 и 2012 годах упоминаются Р-204 и Р-205 , а в 2010 и 2011 годах Р-104 и Р-105 . Присутствуют несколько статей о флоте 1920-21 годов как с известными так и с редкими изображениями интересных пароходов и якобы грузинских Гринпортов , но с этим следует аккуратно разбираться .
Отчасти спасают положение немногочисленные эксклюзивные изображения
и несколько интервью с местными военными моряками и кораблестроителями , из последних я выделил несколько тезисов (кажущихся достоверными) опять же относительно Грифов , как некогда самых распространенных грузинских катеров :
1 . Первыми были катер , подаренный Украиной осенью 1997 года и "в довесок" ещё пара без вооружения , купленная у коммерческих структур там же в начале 1998 года ;
2 . Изначально они были флотскими , в июле 1998 года министерство обороны Грузии передало катера с б/н 103 и 104 береговой охране как Р-206 и Р-207 ;
3 . На конец 1991 года на Батумском ССЗ находились 2 корпуса в низкой степени готовности (зав.№ 807 и 808) и 2 задела (зав.№ 809 и 810) .
Кстати , один из Гурзуфов (пр.14670 , зав.№ 916) в 1992 году был продан оттуда в Грецию как
Таир ;
4 . В 1993 году началась достройка 807-го , он был спущен на воду в 1995 году с б/н 762 и принят министерством безопасности Аджарии с б/н 102 ;
5 . В августе 1997 года продолжилась достройка 808-го , он был спущен на воду в 1998 году и принят министерством безопасности Аджарии с б/н 104 ;
6 . В 1998 году началась достройка 809-го , он был спущен на воду в июле 1999 года и принят министерством безопасности Аджарии с б/н 103 .
Кстати , этот катер 26.04.2004 года под командованием ст.лейтенанта Папунидзе Е. самовольно оставил базу в Батуми и перешёл к политическим оппонентам в Поти ;
7 . 810-й после 20 лет простоя в заводе в 2011 году продолжен достройкой (на американские средства) и 5.07.2012 года принят в состав береговой охраны пограничной полиции МВД Грузии как
Фазиси Р-109 (т.н. проекта
Орби +) .
Насчёт самого Орби Р-205 в публикациях присутствуют противоречивые и недоказуемые предположения о том , что он был переделан из бывшего аджарского Р-104 , после войны 2008 года поднят и перемещён в Батуми , где после ремонта и модернизации 3.09.2015 года введён в состав БО ПП МВД Грузии как
Батуми Р-103 .
В этой истории не вызывает сомнений только то , первый раз он перестраивался по проекту MIDELI-GR (опять же на американские средства) , был спущен на воду 28.11.2006 года и в начале следующего года введён в строй
Попробовал удалять лишние кривые надписи с изображений