Реклама Google — средство выживания форумов :)
в стратосфере воздушные потоки характеризуются муссонной сменой направлений: севернее 30° с. ш. зимние западные ветры сменяются летом на восточные
Мой последний боевой аэростат массового применения выпускался такими сериями, какие не снились ни одному боевому аппарату (даже когда уже и денег не было на военные заказы). Этот единственный автоматический аэростат из 20–микронной полиэтиленовой пленки стартовал при скорости ветра в 10 м/сек. (До этого аэростаты могли стартовать при ветре до 5 м/сек, и то это максимум, обычно — при 3 м/сек.) Причем старт одного аэростата должен был происходить за 12 минут — с разворачиванием техники, с монтажом оборудования, боевой части вместе с газонаполнением. А одновременно в воздух надо было запускать 400 аэростатов!
Аэростаты, в том числе безмоторные, были очень популярны в Советском Союзе до Второй мировой войны, но впоследствии почти полностью вышли из употребления. Однако, как только началась холодная война, советские аэростаты-разведчики вернулись. В современных российских вооруженных силах остается ограниченная ниша для аэростатов такого типа, хотя, поскольку аэростаты-разведчики вернулись в международную повестку дня, вполне возможно, что они могут стать частью более широкого возрождения.
Начиная с середины 1950-х годов, тысячи бесплатных аэростатов дрейфовали над странами Варшавского договора с запада; многие из них залетали на территорию Советского Союза. Это послужило толчком к созданию серии специальных самолетов-перехватчиков воздушных шаров, о которых вы можете подробнее прочитать здесь. Но это также побудило Советы начать работу над собственными военными аэростатами. Соответственно, в 1956 году было создано конструкторское бюро ОКБ-424, также известное как Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики (ДКБА), специально для создания новых военных аэростатов.
Первой задачей ОКБ-424 было скопировать американский аэростат фоторазведки, который упал на советской территории. В течение следующих 60 лет DKBA произвела около 20 типов свободно плавающих аэростатных оболочек объемом от 11 500 кубических футов до 21 190 000 кубических футов, каждая из которых могла нести различные виды оборудования для миссий. Самым крупным из них была серия аэростатов "Уколка" 1960-х годов выпуска, которая имела вместимость 21 190 000 кубических футов и могла поднимать 660-фунтовую полезную нагрузку на высоту 147 600 футов.
Когда Советы вернулись к широкомасштабному использованию военных аэростатов во время холодной войны, стало известно несколько основных типов аэростатов, основанных на их различных миссиях, и некоторые из них остаются на вооружении по сей день.
Два боевых аэростата, BAB-325 (Боевой аэростат, Ближний; боевой аэростат малой дальности) и BAD-3500 (Дальний, дальнобойный; цифры указывают объем оболочки аэростата в кубических метрах), были введены в эксплуатацию в 1960 году, вооруженные зажигательными бомбами. Меньший из них нес 220 фунтов бомб, а больший - 2650 фунтов бомб. Аэростаты BAB-325 и BAD-3500 серийно производились Ростовским-на-Дону вертолетным заводом, ныне компанией "Роствертол".
Особенно широко использовались аэростаты фоторазведки AF-3 (аэростат "Фоторазверд"). Они действовали по "принципу бумеранга". После фотографирования аэростат вернулся на свою территорию, используя различные воздушные потоки на разных высотах.
Начиная с 1960-х годов DKBA разработала два больших аэростата для военных, которые до сих пор используются в усовершенствованных версиях. Оба могут нести различные типы полезной нагрузки: зажигательные бомбы, снаряды, оборудование радио- и радиационной разведки, имитаторы целей, пропагандистские материалы и другие. Меньший по размеру - AN-S, где AN означает аэростат Носитель, а S - Средневысотный; он может дрейфовать в течение семи дней на высоте от 29 500 до 39 000 футов. В 1980-х годах на вооружение поступила модернизированная версия AN-S1.
Более крупный аэростат - AN-V для полетов на большой высоте, который может дрейфовать на высоте 98 000 футов и более. Позже были созданы соответствующие версии AN-V1, AN-V1A, AN-V1B и AN-VM. Последний из них - самый большой военный аэростат, используемый в настоящее время в России.
Еще одним боевым аэростатом для стратосферы является VAL-120, но связь его с AN-S и AN-V не совсем ясна. Хотя его характеристики близки к характеристикам AN-V / VM, это отдельный проект. VAL-120 MBA (Высотная аэростатная лаборатория, высотный лабораторный аэростат; MBA означает межконтинентальный боевой аэростат, межконтинентальный боевой аэростат) был разработан в середине 1960-х годов; модернизированный VAL-120M производился в больших количествах вплоть до начала 1990-х годов. Несколько удивительно, но основной военной задачей VAL-120 MBA было сбрасывать зажигательные бомбы на территорию США; для этой цели рой аэростатов должен был взлететь с полуострова Камчатка на Дальнем Востоке России и улететь с ветром на восток.
Интересно, что это единственный большой аэростат, который до сих пор рекламирует DKBA. Он показан на веб-сайте DKBA под названием VAL (без номера 120 и без букв MBA).
Большие свободные аэростаты, используемые военными, сделаны из тонкой полиэтиленовой пленки толщиной около 20-40 микрон и, конечно же, одноразового использования. Оболочка аэростата хранится свернутой. Непосредственно перед запуском он наполняется чистым водородом с помощью генератора, установленного на грузовике. При взлете оболочка надувается лишь частично, всего на несколько процентов от полной емкости. С увеличением высоты газ расширяется и постепенно заполняет всю оболочку.
Все еще пустая часть оболочки аэростата скреплена зажимами, которые отваливаются один за другим по мере надувания оболочки. Зажимы удерживают конверт свернутым, позволяя надувать аэростат при сильном ветре. Аэростат поднимается на заданную высоту, сбрасывая при этом часть своего балласта.
Под самим аэростатом на раме расположены контейнеры, на которых подвешены аппаратура управления полетом аэростата, средства связи, полезная нагрузка и балласт. Например, аэростат VAL использует систему управления Albatross, которая в соответствии с заданной программой или по команде с наземного пункта управления активирует соответствующее оборудование миссии, давая команду на сброс полезной нагрузки (от пропагандистских листовок до бомб) или давая команду на сброс оборудования миссии (например, разведывательного оборудования) на парашюте и т.д.
У свободного аэростата нет ни двигателя, ни рулей. Единственный способ направить полет аэростата - это изменить высоту полета так, чтобы попасть в воздушный поток, который понесет аэростат в нужном направлении. Со временем из-за небольших протечек аэростат сжимается и опускается. При необходимости увеличить высоту полета соответствующая часть балласта автоматически сбрасывается электромагнитными клапанами. Например, аэростат VAL имеет четыре контейнера с 660 фунтами балласта. При правильном использовании воздушных потоков аэростат может вернуться на свою территорию (режим ‘бумеранг’).
В 1957 году в структуре Советских военно-воздушных сил была создана Служба воздухоплавания, или Воздухоплавательная служба. В том же году в Вольске под Саратовом был создан Научно-исследовательский испытательный центр аэронавтики (Воздухоплавательный научно-исследовательский испытательный центр, или ВНИИЦ). Со временем масштабы центра в Вольске были сокращены, а из его названия убрали слова. В настоящее время он известен как 13-й испытательный центр воздухоплавания (Воздухоплавательный испытательный центр) и входит в состав 929-го государственного летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации в Ахтубинске.
В советское время в ВВС были независимые авиационные эскадрильи, отвечающие за аэростаты. В последний период существования Советского Союза их было семь или восемь, разбросанных по всей стране. Интересно, что одна из этих эскадрилий дислоцировалась недалеко от Одессы в Украине; по сей день там хранятся свободные аэростаты AN-V1, AN-S1 и ARP-AGM, а также привязные аэростаты AZ-55, хотя их состояние неизвестно.
В рамках нынешней структуры Вооруженных Сил России аэростаты эксплуатируются только двумя подразделениями: 13-м ВИЦ в Вольске и дежурным пунктом на авиабазе Ключи на Камчатке.
Хотя Вольск расположен в глубине Европейской части России, присутствие аэростатного подразделения на Камчатке имеет большое значение, поскольку его база находится всего в 1240 милях от Аляски. Это указывает на то, что ее роль включает потенциальные шпионские миссии в воздушном пространстве США или вокруг него. Хотя неудивительно, что внимание было сосредоточено на китайских аэростатах наблюдения в течение последней недели или около того, не следует забывать, что другая страна-потенциальный противник также обладает такими же средствами наблюдения. Более того, известно, что эти подразделения проводят запуски аэростатов, поэтому не следует исключать будущих вторжений российских аэростатов в воздушное пространство Северной Америки.
При правильном использовании воздушных потоков аэростат может вернуться на свою территорию (режим ‘бумеранг’).
Объем оболочки 180000 м3.
Начальный объем газа (водорода) 1950 м3
Полезный вес аэростата 1785 кг
Максимальный вес полезной нагрузки 900 кг
Максимальный расчетный вес подвески 1400 кг
Высота первой зоны равновесия 30 км
Высота зоны равновесия без балласта 33,5 км
Диаметр раздутой полностью оболочки на высоте 33 км ~70 м.
Площадь плёнки ~ 16000 м2. При толщине 40 мкм это ~600 кг полиэтилена.
Стоит примерно 40 тыс. руб. При сварке полотнищ в нахлёст - пусть 60 тыс. руб.=$700.
Керосин для одной заправки Су-34 наверное дороже стоит..
Развитию АДА в нашей стране на протяжении десятилетий уделялось большое внимание.
Однако непродуманные реформы начала XXI века нанесли этому направлению значительный
ущерб. Традиционные способы восстановления позиций в научно-технической сфере потребу-
ют времени и денег, которых на все может не хватить. Современные технологии, которые мож-
но использовать при создании АДА, позволяют привлечь к их разработкам широкий круг энту-
зиастов, профильные общественные организации, студентов технических организаций. Для это-
го необходимо с логистических позиций по возможности широко проинформировать как пере-
численных выше лиц, так и вероятных заказчиков из государственных и коммерческих сфер о
достигнутых и потенциальных возможностях АДА, об отечественном и зарубежном опыте их
создания и применения. Решению этой задачи в значительной мере посвящена данная статья.
Мои расчёты показали, что построить самому дерижабль с кабиной, сравнимой по площади с кабиной большого внедорожника и полной массой 3,5 тонны обойдётся примерно в 30-35 миллионов рублей. Причем корпус, двигатели, кабина не так дорого. Основная цена это гелий.
Высота первой зоны равновесия 30 км
Высота зоны равновесия без балласта 33,5 км