1826-1837 года Форма одежды учащихся военно-морских учебных заведений.
С 1826 года Высочайше утверждается Положение о форме мундиров Морского Министерства. В том числе учебным заведениям флота устанавливаются однобортные мундиры с девятью плоскими пуговицами, и брюками того же цвета сверх сапог. Кадетам и Гардемаринам Морского Кадетского корпуса, погоны, выпушка по воротнику, обшлагам и клапанам, устанавливались белого цвета. Штурманскому училищу с погонами из тесьмы учебных войск. Ученикам Корабельной Архитектуры тот же мундир как и в Штурманских училищах, но с белыми пуговицами.
В 1826 году для Кондукторов Корпуса Корабельных Инженеров установлен кивер с арматурою, черная перевязь, суконные - кивер, фуражная шапка, галстук, куртка, брюки, шинель и рукавицы.
В 1828 году в Морском Кадетском корпусе устанавливается кивер Кавалерийского образца.
С 1830 года Кадетам Штурманского полуэкипажа утверждается форма одинаковая с Кондукторами Корпуса Флотских Штурманов, с погонами красного сукна, и киверами с белой арматурою.
В 1830 года взамен употребляемых гладких пуговиц, вводились пуговицы с изображением: Для Морского Кадетского корпуса - орла и двух якорей; Для Штурманского полуэкипажа и Учебного Экипажа - с одним якорем; Для Учебного Морского Рабочего экипажа - якорем и двумя крестообразно сложенными топорами.
С 1831 году на погоны фельдфебелей и унтер-офицеров учебных заведений для отличия их званий введены нашивки серебристого и золотистого галуна.
В 1833 году утверждение на погонах Гардемаринов Морского Кадетского корпуса кованых медных якорей.
В 1835 году Учебному Морскому Рабочему экипажу присваивались воротники черного цвета с красными выпушками, взамен прежних темно-зеленых с красными выпушками.
Штурманский полуэкипаж (в прошлом Штурманская рота и Штурманское училище) - подготавливал штурманов в офицерских чинах (Прапорщик) или унтер-офицерского звания (Кондуктор);
Учебный Морской Экипаж обучал будущих унтер-офицеров и фейерверкеров для Флота и Морской Артиллерии;
Учебный Морской Рабочий Экипаж выпускал корабельных инженеров - Прапорщиков и Кондукторов.
Примечание:
1. Штурманов с 1752 года готовила Штурманская рота, а в 1798 г. были открыты штурманские училища в Кронштадте и в Николаеве. В 1826 году училище в Кронштадте было преобразовано в Штурманскую роту, а в 1827 году - в 1-й Штурманский полуэкипаж со штатом в 450 человек и 9-летним курсом. В 1856 году оно было преобразовано в Штурманское училище. Николаевское штурманское училище (Черноморское) в 1826 году преобразовано в Черноморскую штурманскую роту, которая в 1872 году была упразднена;
2. Училище корабельной архитектуры было создано в Петербурге в 1798 году. Училище имело 3-годичный курс обучения. С 1803 по 1826 гг. оно состояло при Морском корпусе. В 1827 году училище вместе с учительской гимназией Морского корпуса были преобразованы в Кондукторские роты Учебного Морского Рабочего экипажа, и выпускали унтер-офицеров. В 1844 году преобразовано в Морское инженерное училище. В 1856 году на этой было создано Морское инженерно-артиллерийское училище, которое готовило артиллеристов, механиков и корабельных инженеров.
1-й Штурманский полуэкипаж.
Штурманский полуэкипаж образовывался для снабжения Балтийского флота Штурманскими Кондукторами и Офицерами. Полуэкипаж состоял из 3-х рот. Все ученики поступающие на учебу в Полуэкипаж изначально поступали в 3-ю (резервную) роту, и получив в ней необходимые первоначальные знания переводились во 2-ю роту. В каждой роте полагался 1 Капитан (Командир роты), 1 Поручик, 1 Подпоручик, 1 Каптенармус, 3 Барабанщика (кроме резервной роты, которой барабанщики не полагались), и 100 Кадетов. В числе Кадетов - 1 Фельдфебель и 8 унтер-офицеров. Каждая рота делилась на 4 отделения. Отделения состояло из 25-ти кадет, и в их числе 2-х унтер-офицеров. Два отделение в роте находились под командованием Поручика. Кадеты до возраста 11-ти лет состояли в резервной роте, от 11-ти до 15-ти лет во второй роте, а от 15-ти и более лет, в первой роте. Обмундирование Полуэкипажа строилось по образцу присвоенное Артиллерийской полуроте Учебного Морского Экипажа, но без красной выпушки около нижнего края воротника мундира, и с погонами красного сукна вместо басонных, с флотское арматурой на киверах. Резервная рота в классах обучалась Закону Божию, чтению и письму на Российском, Английском и Французском языках, рисованию и началам арифметике и алгебре. 1-я и 2-я роты - Закону Божию, Российскому, Немецкому и Французскому языках по грамматике, истории, географии, арифметике и алгебре, лонгиметрии, планиметрии, стереометрии, плоской и сферической тригонометрии, морской практики, навигации, геодезии и сочинению карт, лоции, эволюции, теоретической и практической астрономии, механики, теории кораблестроения, черчению планов и карт, и рисованию. Практическое учение заключалось в познании качества корабля, нагрузки и размещения по местам всех принадлежностей груза, развязывания лаглиней и лотлиней, поверки скляночных часов и компасов, ведения журнала и путесчисления, управления кораблем в отношении к действию ветра и парусов, употребления и действия Артиллерии, и вообще в действии по должности Штурманов на корабле. Для практики в летнее время предназначались 1-я и 2-я роты на эскадрах, или других судах в море. Резервная рота оставалось на месте и продолжала учения в классах. Фронтовое учение заключалось в знании рекрутского и фронтового учения. Полуэкипаж в строевом отношении составлял батальон. Кадеты выпускались из двух верхних классов 1-й роты, достигших возраст в 22 года, и имевших 6 или 7 морских кампаний в дальнем плавании или Балтийском море. Отличные в науках производились в Прапорщики, а прочие в Штурманские Кондукторы. Выпуск делалася по экзамену, в классах и на практике.
Учебный Морской экипаж.
В целях снабжения Флота и Морской Артиллерии унтер-офицерами и фейерверкерами в 1827 году в Кронштадте был учрежден Учебный Морской экипаж.
Экипаж состоял из 4-х ранжированных рот, одной неранжированной (резервной) и одной Артиллерийской полуроты. В каждой ранжированной роте состояло 2 Лейтенанта, 1 Мичман, 1 Боцманмат или Фельдфебель, 7 Квартирмейстеров, 1 Каптенармус, 3 Барабанщика, 100 Кантонистов или Юнгов. В Артиллерийской полуроте штат состоял из 1-го Лейтенанта, 1-го Констапеля, 1-го Боцманмата или Фельдфебеля, 6-ти Фейерверкеров, 2-х Барабанщиков, 50-ти Юнгов или Кантонистов.
В состав Экипажа на учебу поступали все Кантонисты Кронштадтского Военно-Сиротского отделения Флотского ведомства, и все Юнги из их Училища Юнгов в Кронштадте.
В выпуск из Экипажа назначались кантонисты достигшие 20-летнего возраста, соответствующие всем требованиям для их дальнейшей службы в унтер-офицерском звании.
Артиллерийская полурота имела обмундирование по образцу Морских экипажей с погонами из басона, а резервная рота сохраняла обмундирование присвоенное военным кантонистам с такими же погонами.
Образование в Экипаже разделялось на обучение в классах, практическое, фронтовое, и учение мастерствам. В классах обучали Закону Божию, чтению, письму, рисованию, арифметике и познанию компаса. Практическое учение включало в себя приготовление к морской службе, изучению парусного вооружения судна, правил вооружения и разоружения судов, артиллерийскому делу. Фронтовое учение заключалось в точном знании Рекрутской школы, ротного и батальонного учения. Учение мастерствам происходило по правилам для Военно-Сиротских отделений.
В летнее время, 1-я и 2-я роты, и кантонисты большого возраста Артиллерийской полуроты ходили на двух бригах в практическое плавание с флотом. А 3-я и 4-я роты из кантонистов среднего возраста упражнялись на галерах при Гвардейской эскадре.
На рисунке Учебный Морской Рабочий Экипаж: Кадет 1827 г.; Унтер-Офицер 1827 г.; Кадет 1835 г.; Унтер-Офицер 1835 г.; Кадет в шинели 1827 г.; Унтер-Офицер в шинели 1835 г.; Кондуктор Корпуса Корабельных Инженеров в фуражной шапке и кивере с 1826 г.