1881-1917 гг. Форма одежды учащихся военно-морских учебных заведений.
В 1881 году для учащихся Морского и Технического училищ устанавливается мундир темно-зеленого сукна, двубортный, застегивающийся на 6 медных пуговиц с изображением якоря. На отложных воротниках и обшлагов мундира размещаются галунные петлицы.
С 1882 года Гардемаринам Морского училища на погоны мундиров, шинелей и походных пальто присваиваются якоря из желтой меди, а погонах синих фланелевых рубах, полагалось иметь те же якоря, но малого размера. Такие же якоря, но серебристого цвета присваивались на знаки различия воспитанникам Технического училища Морского ведомства.
Корпус Морской Артиллерии и Корпус Флотских Штурманов.
В 1885 году были упразднены Корпус Морской артиллерии и Корпус Флотских Штурманов. Приём воспитанников в артиллерийское отделение Технического училища Морского ведомства прекращался. Однако замещение штатных артиллерийских и штурманских должностей во флоте офицерами этих Корпусов сохранялось до подготовки достаточного числа строевых флотских офицеров.
Корпус Корабельных Инженеров и Корпус Инженер-Механиков.
С 1886 Высочайше было утверждено положение о корабельных инженерах и инженер-механиков флота, и о преобразовании их Корпусов. Корпус Корабельных Инженеров сохранял прежнее названия, инженер-механики отныне входили в Корпус Инженер-Механиков Флота. Офицерские Чины этих Корпусов переименовывались в специальные Звания: Полковники становились Старшими Судостроителями и Флагманскими Инженер-Механиками, Подполковник и Капитаны - Младшими Судостроителями и Старшими Инженер-Механиками, Штабс-Капитаны и Поручики отныне именовались Старшими Помощниками Судостроителей и Помощниками Старших Инженер-Механиков, Подпоручики - Младшими Помощниками Судостроителей и Младшими Инженер-Механиками. Состав этих Корпусов пополнялся выпускниками из кораблестроительного и механического отделений Технического Училища Морского ведомства. При выпуске из Училища, все Кондуктора кораблестроительного и механического отделений, выдержавшие установленное испытание, получали: окончившие курс по кораблестроительному отделению - звание Младшего Помощника Кораблестроителя, а окончившие курс по механическому отделению - звание Младшего Инженер-Механика.
С 1905 года звания Инженер-Механиков флота переименовывают в военные Чины. Прежние специальные звания отменялись, и взамен них вводились чины от Подпоручика до Генерал-Лейтенанта. При выпуске из Морского Инженерного Училища Императора Николая I, старшие воспитанники механического отделения, выдержавшие установленное испытания, стали производится в Подпоручики Корпуса Инженер-Механиков Флота. Корабельные Инженеры были переименованы в офицерские Чин только спустя два года, в 1907 году. Выпускники кораблестроительного отделений Морского Инженерного Училища Императора Николая I и Юнкера флота по кораблестроительной части с этого года стали производится в Подпоручики Корпуса Корабельных Инженеров Флота.
С 1913 года Инженер-Механикам флота присваивалась форма обмундирования, установленную для офицеров и строевого и берегового состава флота. Подпоручики и Поручики Корпуса Инженер-Механиков флота переименовывались в Инженер-Механики Мичманы. Отдельный Корпус Инженер-Механиков флота упразднялся. Корабельные Гардемарины - механики с этого момента стали производится и Инженер-Механики Мичманы. Инженер-Механикам флота были присвоены флотские чины до Инженер-Механика Капитана 1-го ранга. Вышестоящие Чины были определены генеральскими: Инженер-Механик Генерал, Инженер-Механик Генерал-Лейтенант и Инженер-Механик Генерал-Майор.
Морской Кадетский Корпус - Морской Корпус - Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпус - Морское Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Училище - Морское Училище-Соединенные классы специалистов командного состава флота-Училище Командного состава флота-Морское Училище
В 1891 году Морского Училища переименовывается в Морской Кадетский Корпус. В Корпусе устанавливался шестилетний срок обучения: три общих кадетских и три гардемаринских специальных класса. В кадетских классах изучались предметы по программе средних учебных заведений. В гардемаринских классах воспитанники получали морскую подготовку. Изменилась длительность уроков, был введен 50-минутный академический час вместо полуторачасового урока. Выпуск гардемарин производился по результатам экзаменов, принимавшихся комиссией из флотских офицеров, назначаемой приказом Управляющего Морским министерством. С 1894 года право поступления в Корпус предоставлялось только детям офицеров флота и потомственным дворянам.
С 1906 года Морской кадетский корпус стал именоваться Морским корпусом. Обучение было направлено на большее изучение боевых средств и тактики флота. С того же года гардемарины стали приводиться к присяге, что стало считаться состоянием их на действительной военной службе. К приему стали допускаться юноши 14-16 лет из числа детей гражданских чиновников, священнослужителей, армейских офицеров и других лиц, имеющие образование в объеме трех классов реального училища и отвечающие медицинским и физическим требованиям. Программа кадетских младших классов соответствовала объему реального училища. Кадеты ежегодно плавали на учебных парусно-винтовых судах и исполняли обязанности матросов. В гардемаринских старших классах производилось углубленное изучение общеобразовательных дисциплин. Ими изучались специальные дисциплины: мореходная астрономия, навигация, электротехника, кораблестроение, теория корабля, фортификация, артиллерия, история военно-морского искусства, основы военно-морской стратегии, морская тактика, военно-морская администрация, законоведение, морское дело, минное дело, девиация компасов, морская съемка, пароходная механика. Большое внимание уделялось физической подготовке воспитанников. Гардемарины проходили практику на кораблях Учебного отряда Корпуса: изучали на практике навигацию, астрономию, машины и механизмы, вели прокладку курса, производили учебные стрельбы и постановку мин, несли службу вахтенными офицерами. Гардемарины по правовому положению приравнивались к юнкерам из сухопутных военных училищ.
После завершения учебы в 3-м специальном классе гардемарины сдавали выпускные экзамены и производились в Корабельные гардемарины, и направлялись на боевые суда Балтийского флота для прохождения одногодичного практического заграничного плавания вокруг Европы в Средиземное море с целью их подготовки к будущей офицерской службе на кораблях. Для воспитанников Морского Инженерного Училища Императора Николая I были одновременно установлены звания Корабельный Гардемарин-механик и Корабельный Гардемарин - судостроитель. По своему статусу Корабельные Гардемарины были нижними чинами, но пользовались "зауряд - правами" (то есть правами с рядом ограничений) Подпоручиков по Адмиралтейству. По возвращения из плавания в Либаву Корабельные Гардемарины подвергались экзаменационным испытаниям особой флотской комиссией, и при успешной сдачи которых производились в Мичманы, а судостроители и механики в Подпоручики. Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготовленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина Поручика по Адмиралтейству, или же получали гражданский чин 10-го класса.
С ноября 1914 года Император Николай II назначил шефом Морского корпуса своего десятилетнего сына - цесаревича Алексея. Корпус стал именоваться Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпусом, а с 14 сентября 1916 года - Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Училищем, в 1917 году снова Морским Училищем. В связи с революционными событиями в феврале 1917 года и начавшегося развала флота у командования Морского училища возникли проблемы с обеспечением плавательной практики Гардемарин, прохождение которой пришлось организовывать на боевых кораблях. Последние бои Российского флота летом 1917 года стали боевым крещением для многих гардемаринов и кадет. Временное правительство России ставит задачу расформировать Морское училище. Приём в него прекращается, а воспитанникам дают возможность получить общее образование. Старшая рота выпускается на флот в текущем 1917 году, а 3-я рота из училища переводится в Отдельные Гардемаринские классы.
15 сентября 1918 года в здании бывшего Морского училища создаются Соединенные классы Командного состава флота (на базе бывших Офицерских классов). Подготовка корабельного состава и флагманских специалистов предусматривалась по пяти профилям: артиллерийскому, минному, штурманскому, электротехническому и подводному. Набор шел из матросов-специалистов, способных выполнять офицерские обязанности. Первые же дни работы Классов показали, что из рулевых, сигнальщиков, котельных машинистов, минеров и артиллеристов за такой короткий срок подготовить квалифицированных командиров нельзя. В связи с этим было организовано Училище Командного состава флота. С 1922 года училище разделяется на Военно-Морское и Морское Инженерное. В 1926 году Училищу было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе, а с 1939 года оно стало высшим.
Техническое училище Морского ведомства-Морское Техническое Училище Императора Николая I-Морское инженерное училище Императора Николая I-Морское Инженерное Училище-Соединенные классы специалистов командного состава флота-Училище Командного состава флота-Морское Инженерное Училище
25 июня 1896 года, Техническое училище Морского ведомства получает новое название - Морское Техническое Училище Императора Николая I, а 24 сентября (6 октября) 1898 года в связи с празднованием 100 - летия со дня образования первого военно-морского инженерного учебного заведения в России - «Училища корабельной архитектуры», ставшего родоначальником Инженерному училищу Морского ведомства, а впоследствии Техническому училищу Морского ведомства, переименовывается - в Морское Инженерное Училище Императора Николая I.
В сентябре 1917 года В сентябре 1917 года Училище становится Морским инженерным училищем. В 1918 году выходит решение коллегии народного комиссариата по морским делам о пересмотре штатов Морского инженерного училища. В этом же году состоялся первый выпуск корабельных инженеров дореволюционного набора в Рабоче-Крестьянский Красный Флот. В 1919 году произведен последний выпуск Морского Инженерного Училища, после чего училище организационно вливалось в Соединенные классы специалистов командного состава флота (бывшие Офицерские классы) в качестве Механического отдела (чуть позже был создан и Кораблестроительный отдел) как временная мера для удовлетворения неотложных нужд флота. Далее эти отделы были переведены в Училище Командного состава флота (созданного на базе бывшего Морского училища). С 1922 года Училище Командного состава флота разделяется на Военно-Морское Училище и Морское Инженерное Училище. 2 мая 1922 года Революционный Военный Совет Республики принимает решение о восстановлении Морского Инженерного Училища в полном объеме. В 1927 году Училище переименовывается в Военно-Морское Инженерное Училище имени т. Дзержинского. С 1930 года Училище причисляется к разряду высших учебных заведений.
Курсы Гардемарин флота.
В 1916 году были организованы Курсы гардемарин флота базе сформированной при 2-м Балтийском флотском экипаже роты так называемых Гардемарин флота, состоявшей из лиц с высшим образованием, пожелавших сдать экзамен на получение чина Мичмана. Обучение на курсах должно было длиться в течение года, причем 3 месяца отводилось на практику. Экзамен на офицерский чин Гардемаринам полагалось сдавать при Морском корпусе или Морском инженерном училище, в зависимости от специализации. Первое зачисление на курсы состоялось 17 декабря 1916 года. Помимо морского отделения на курсах также были открыты гидрографическое и кораблестроительное отделения. 5 мая 1917 года состоялся первый выпуск курсов. После октябрьского переворота 1917 года курсы в прежнем виде перестали существовать: Гардемаринам по морской части предложили сдать оставшиеся экзамены до 28 апреля 1918 года, механическое и кораблестроительное отделения закрывались, а их Гардемаринам разрешалось до 1 августа 1918 года продолжить занятия на вновь организованных краткосрочных Курсах военного кораблестроения. Гидрографическому отделению, переименованному в Класс гидрографов военного флота, было разрешено заниматься до 1 июня 1918 года. Гардемарины, обучавшиеся на курсах, носили серые шинели, за что их неофициально прозвали "серыми гардемаринами".
Школа прапорщиков по Адмиралтейству-Школа мичманов военного времени.
Школа прапорщиков по Адмиралтейству (мичманов военного времени) открылась в июле 1916 года в Ораниенбауме, созданная на базе на базе Морской учебно-стрелковой команды при Офицерской стрелковой школе. Школа размещалась на втором этаже каменного здания Морской учебно-стрелковой команды. В нижнем этаже находилась Морская стрелковая команда, которая обслуживала Школу прапорщиков. В школу без экзамена принимались вольноопределяющиеся, охотники флота, строевые нижние чины и вообще "молодые люди христианского вероисповедания не моложе 17 лет, имеющие аттестаты или свидетельства об окончании одного из средних учебных заведений", а также студенты, получившие высшее образование, и провинившиеся гардемарины. Срок обучения был 4 месяца. Состоялось три выпуска прапорщиков по Адмиралтейству: 1 и 23 октября 1916 года и 15 марта 1917 года. Юнкера Школы прапорщиков не приняли участия в событиях Февральской революции, и оставались верны присяге Императору. В мае 1917 года школу перевели в Новый Петергоф и переименовали в Школу мичманов военного времени берегового состава. Первый выпуск мичманов военного времени по механической части был произведен 11 сентября 1917 года. В том же году состоялось еще два выпуска: 20 сентября - мичманов военного времени берегового состава, а 23 сентября - просто мичманов военного времени.
Временные курсы Юнкеров флота-Отдельные Гардемаринские классы- 3-я рота Отдельных Гардемаринских Классов-Владивостокское Морском училище-Морской Корпус в Бизерте.
В 1914 году, в Санкт - Петербурге открылись Временные курсы Юнкеров флота с учебным курсом по программе Морского Корпуса. 1 июня 1914 года они были преобразованы в Отдельные гардемаринские классы (ОГК), с переименованием зачисленных туда Юнкеров флота в Гардемарины. В классы принимались на конкурсной основе дети офицеров, потомственных дворян, священнослужителей (в ранге не ниже иерея), гражданских чиновников (не ниже VII класса табеля о рангах), а также представители других сословий христианского вероисповедания, окончившие курс в каком-либо гражданском вузе. После зачисления в ОГК Гардемарин сразу же приводили к присяге. Полный курс обучения рассчитывался на три года. Затем воспитанники производились в Корабельные Гардемарины и направлялись на корабли Учебно-артиллерийского и Учебного минного отрядов. После практики и сдачи экзаменов они получали первый чин Мичмана. Классы произвели три выпуска Мичманов. Первый выпуск состоялся 29 января 1916 года с производством в Корабельные Гардемарины, с дальнейшем производством 30 января 1916 года в Мичманы. Следующие выпуски последовали 25 марта 1917 года и 20 февраля 1918 года. Второй выпуск назвали «Первым выпуском морских офицеров Свободной России», и произвели воспитанников сразу в Мичманы. Третий выпуск 1918 года состоялся без какого то производства в Чин или Звание. В отличие от Гардемарин Морского Корпуса, носивших белые погоны, Гардемарины ОГК имели погоны черного цвета, за что они неофициально назывались "черными гардемаринами". Отдельные гардемаринские классы были упразднены постановлением Верховной морской коллегии - органом управления флота, созданным после прихода к власти большевиков.
Осенью 1917 года для прохождения плавательной практики из Петрограда во Владивосток была направлена 3-я рота Отдельных Гардемаринских Классов, состоявших из гардемарин, учившихся ранее в расформированном Временным Правительством Морском училище. Учебное плавание по Восточным морям на вспомогательном крейсере "Орел", миноносцах "Бойкий" и "Грозный" продолжалось до июня 1918 года. За это время в России произошли трагические события, отразившиеся и на судьбе учебного отряда. Во французском порту Сайгон корабли покинула вся команда и меньшая часть офицеров и гардемарин. Молодые моряки, не пожелавшие примкнуть к революционно настроенным коллегам, отправившимся в Россию, решили принять участие в борьбе с большевиками в частях атамана Семенова и в составе Харбинской морской роты. Летом 1918 года оставшиеся в Сайгоне гардемарины во главе с начальником отряда Капитаном I ранга М.А.Китицыным получили приказ вернуться во Владивосток для продолжения обучения в воссоздаваемом Морском училище.
Для гардемарин 3-й роты Отдельных гардемаринских классов временно вводился V-образный шеврон из золотистого галуна с якорем над ним, для ношения на левом рукаве голландки, бушлата, шинели. Для ношения знаков различия на форменных рубахах, следовало распоряжение, перенести на погоны черного цвета нарукавные знаки. На погонах под якорем нашивался в виде V-образного шеврона «петля Нельсона».
В ноябре 1918 года, приказом по флоту и Морскому Ведомству № 19, гардемаринам предписано было носить форму одежды и знаки различия, которые были у них до Февральской Революции 1917 года. Для гардемаринов Морского училища были утверждены погоны Петроградского Морского училища белого цвета без монархических вензелей.
Летом 1919 года был произведен набор во 2-ю, младшую роту Училища. Одновременно гардемарины проходили практику на кораблях Сибирской флотилии. После падения власти Адмирала Колчака и приближения к городу красных партизан возникла угроза и существования Морского училища. Последовало решение эвакуировать его на вспомогательном крейсере "Орел" и посыльном судне "Якут". В апреле 1920 года в Сингапуре был произведен первый выпуск учащихся в Корабельные гардемарины (начальник отряда не имел права присвоить им чин мичмана). Этот выпуск получил неофициальное название в честь Морского училища, известного русского подводника Капитана I ранга М.А.Китицына – "Китицынский".
Корабельным гардемаринам полагалась офицерская форма одежды, погоны широкие чёрного цвета с золотым галуном и наложенным на них якорем. Однако, одновременно с этим, велись разработки новой формы одежды для матросов-добровольцев, Кондукторов флота и Корабельных гардемаринов Морских сил Востока России.
Описание формы одежды Корабельных гардемарин образца 1920 года.
Фуражка с козырьком и подбородным ремнем. Из темно-синего сукна: большой козырек из лакированной твердой кожи почти прямой, с незначительным уклоном вниз; подбородный ремень из лакированной мягкой кожи, пристегивается к фуражке на 2 малые медные, с якорями, пуговицы;
Кокарда на фуражке офицерского образца;
Чехлы на фуражке. Из белой бумажной ткани, надевается на донышко и тулью фуражки до околыша;
Тужурка из темно-синего сукна однобортная, застегивающаяся на 4 медные позолоченные, с якорями, пуговицы; по обеим сторонам груди нашиты карманы с клапанами; по бокам тужурки прорезаны прямые карманы; на плечах - погоны из того же материала с нашитым по краям золотым узким галуном и золотым якорем посередине погона. При тужурке с отложным воротником и отворотами носится белая рубашка с крахмальным воротником и длинным шелковым галстуком;
Пальто (шинель) из темно-синего сукна или драпа, двубортное, с 5 медными с якорями пуговицами на каждой стороне. Подкладка из темного фланелета или бумазеи. Рукава с обшлагами. Воротник отложной, широкий - в холодное время его можно поднимать, и тогда он прикрывает всю шею; воротник имеет для застегивания в стоячем виде небольшой клапан из того же материала с двумя выметанными петлями, а на соответствующем месте обратной стороны воротника пришиты две черные пуговицы для пристегивания клапана. Пальто совершенно свободное, уширенное внизу, сзади для стягивания имеется широкий клапан из той же материи, застегивающийся на две медные с якорями пуговицы. Карманы прорезаны наискось. Погоны из той же материи;
Брюки из темно-синего сукна общепринятого образца;
Сапоги Черные кожаные на шнуровке с прямыми носками.
Проекты формы одежды Корабельных Гардемарин Морских сил Востока России 1920 г.