Насколько нам известно, в специальной военной операции из технических средств хлебопечения задействован в основном передвижной механизированный хлебозавод (ПМХ). Конечно, в свое время эта разработка вполне отвечала требованиям общевойскового боя – ПМХ располагался на достаточном удалении от линии боевого соприкосновения, и его личный состав (а это 30 специалистов) мог, в определенном смысле, спокойно действовать согласно утвержденному регламенту. Сегодня такие временные траты – непозволительная роскошь. Так что характер и особенности современного боя настоятельно требуют от нас пересмотра этого регламента.
Начнем с развертывания и перемещения. И сразу – вводная. Кто-то, возможно, скажет, что линия боевого соприкосновения в зоне проведения СВО некоторым образом стабилизировалась и, стало быть, частые сборы и развертывание ПМХ не грозят. К сожалению, это не так. Потому что, хотя линия фронта и стабилизировалась, но позиционной нынешнюю войну не назовешь при всем желании. То есть масштабного продвижения в глубину территории противника нет, но, чтобы уклониться от ударов высокоточных средств и БПЛА, всем участвующим в СВО частям и подразделениям – и мотострелковым, и артиллерийским, и бронетанковым – приходится очень даже активно перемещаться вдоль линии фронта. И армейские хлебозаводы не исключение. Ведь они, по сути, следуют за воюющими частями. А далеко ли в таком случае до линии фронта? Не очень. Например, известно, что ВСУ используют американские системы HIMARS и M270 для ударов по различным объектам на нашей территории на глубине до 80 км от линии соприкосновения. Так что передвижной хлебозавод вполне досягаем для этой вражеской реактивной системы залпового огня.
И что же с развертыванием? Как мы знаем, по нормативам, что называется, на все про все отводится от 1 ч 10 мин до 1 ч 40 мин, а на получение первой партии хлеба – 5 ч. В реальности на решение этих задач времени уходит гораздо больше.
Почему так? Напомним: в состав отделения хлебопечения ПМХ входят две хлебопекарные печи ПХК-50М2, тестоприготовительный агрегат ТМ-3М1, тестоделительная машина ПТД, просеивательная машина ПМ-60, цистерна для воды ЦВ-1,2, две электростанции ЭСД-10ВС, палатка-цех типа ПМХ, пять палаток подсобного назначения, комплект ЗИП. Все это буксируется и перевозится шестью автомобилями. А по прибытии на место необходимо прежде всего выполнить работы по организации технологического процесса, то есть выгрузить все имущество и расцепить автопоезда, подготовить площадку под палатку-цех и, собственно, установить эту палатку. Затем разместить в ней технологическое оборудование, установить электростанции, развернуть электросети, сети заземления, после чего растопить печи, подготовить горячую воду и тесто и т.д. Но и это еще не все – во вторую очередь команде хлебозавода следует установить палатки подсобного назначения, смонтировать стеллажи для хранения хлеба и муки, а если на дворе зима – установить в этих палатках обогревательные печи.
Отдельной строкой стоит отметить вопрос следования личного состава ПМХ к месту развертывания своего хлебозавода. По всему получается, что пекари вынуждены добираться на транспорте других подразделений. И хорошо, если в процессе следования и шесть машин ПМХ, и транспорты, «приютившие» пекарей, прибудут, как и планировалось, в начале марша одновременно и действительно в одно и то же место. А если в процессе движения случится какая-либо непредвиденная вводная, и специалистов хлебозавода, скажем, вместе с мотострелками или связистами увезут в другое место? Что тогда? Тот еще вопрос…
Не забудем также и то, что штатная численность ПМХ – 30 человек. А это уже хорошая групповая цель, которую при случае противник наверняка постарается поразить.
Имеется такое средство у нашей продовольственной службы? Да, имеется. Здесь вполне можно вспомнить поставленный пару лет назад на снабжение ПХК-М. отделение подвижного хлебозавода в кузовах-контейнерах предназначено для производства в полевых условиях формового хлеба из ржано-пшеничной и пшеничной муки безопарным способом. При среднем весе формового изделия 0,8 кг производительность хлебозавода составит 3,6 т в сутки. Практика показывает, что это более чем достаточный объем продукции для обеспечения воюющих подразделений.
А теперь сравним время развертывания и первой выпечки хлеба ПМХ и ПХК-М. Если первому до получения первой партии свежего хлеба, как мы уже говорили, требуется порой до суток, то время развертывания отделения ПХК-М на подготовленной площадке без снятия кузовов-контейнеров с базового шасси составляет: летом до 30 мин, зимой – до 60, а при снятии с шасси – 150/180 мин соответственно. Время первой выпечки хлеба после развертывания хлебозавода составляет 3,5 ч (а не 5, как в нормативных документах для ПМХ). Возимый запас хлебопекарного сырья и воды обеспечивает непрерывную работу хлебозавода в течение суток. Муки содержится и перевозится не менее 3 т, воды – не менее 1800 л.
ПХК-М может работать как от внешнего источника электроэнергии, так и от собственной дизельной электростанции. Максимальная потребляемая мощность в пиковых режимах – не более 90 кВт. Кстати, важная деталь – здесь, в отличие от ПМХ, предусмотрена всего одна, но мощная электростанция, которую обслуживает, соответственно, один специалист, а не два, как в штате ПМХ, где значится две электростанции. Кстати, штатная численность хлебозавода – 12 чел. Как говорится, почувствуйте разницу.
Как же устроен ПХК-М… Отделение хлебозавода состоит из четырех производственных модулей, одного жилого модуля и модуля-электростанции. Модули хлебозавода – это установленные на шасси автомобилей КамАЗ-6350 кузова-контейнеры постоянного объема с технологическим и специальным оборудованием. Очень важно, что при развертывании производственные модули – подготовительный, тестоприготовительный, хлебопекарный и модуль-склад, соединяясь между собой закрытыми технологическими тоннелями, создают единое производственное пространство, обеспечивая тем самым выполнение всех технологических операций и соблюдение их последовательности в процессе выпечки хлеба.