Реклама Google — средство выживания форумов :)
...на стол Сталину лёг доклад командующего Военно-воздушными силами СССР Новикова, который сообщал о том, что буквально за четыре дня до решающих операций Западного и Калининского фронтов из четырёхсот самолётов по разным причинам из строя вышло 140 летательных аппаратов. Некоторые были сбиты фашистами, но большая часть числилась неисправной. С 1 по 14 августа в 3-й воздушной армии случилось пять авиакатастроф и 22 авиааварии, в которых погибли девять человек.
В результате проверки стало ясно, что некоторые лётчики уклоняются от боевых вылетов под предлогом несущественных неисправностей самолёта, а техники совершенно спокойно снимают запчасти с чужих исправных самолётов, чтобы поставить их на свои. Отдельные пилоты были не способны выполнить приказы командира или же уклонялись от воздушного боя с немецкими асами.
Всё это было объявлено "саботажем и шкурничеством", и 9 сентября 1942 года Сталин приказал провинившихся "судить военным трибуналом и отправлять в пехоту для выполнения наиболее трудных задач". Однако потребность в профессиональных пилотах и техниках была высокой, поэтому в тот же день в ВВС стали формировать штрафные эскадрильи, самыми известными из которых стали ШЭ 8-й воздушной армии: истребительная (268-я дивизия), штурмовая (206-я дивизия) и бомбардировочная (272-я дивизия).
В штрафники попадали по разным причинам: за пьянки, драки, убийство — некоторые разбушевавшиеся пилоты "под парами" умудрялись убить милиционеров, пытавшихся их усмирить. Комэск Потлов стал штрафником после неудачного вылета его группы бомбардировщиков: командир не смог найти цель для атаки.
Комэск Филипенко попал под трибунал "за поломку истребителя". А лётчик В. Цурко неудачно посадил свой Як: самолёт выкатился за пределы полосы и вывел из строя другой истребитель. Лётчик Карев один за другим разбил три самолёта и отказался от боевого вылета. Впоследствии, искупив вину перед страной, он стал Героем СССР.
Другие пилоты попадали в штрафники за не сработавшие вовремя бомбодержатели. Был случай, когда лётчики вместо выполнения приказа, предписывающего пригнать самолёт на аэродром, решили "скататься за вином" в Дагестан. Их самолёт потерпел крушение, и пьяницы попали под трибунал.
Техники попадали в штрафные части за воровство, халатность или отсутствие нужных знаний. Например, осенью 1942 года жидкостные системы охлаждения двигателей нескольких самолётов 8-й армии оказались разморожены, а однажды какой-то техник забыл зарядить пушки штурмовика.