По словам чиновников, причиной повреждения подводного кабеля являются несчастные случаи, а не российский саботаж
ЛОНДОН – По мнению нескольких представителей американских и европейских разведок, разрывы подводных кабелей, которые в последние месяцы встревожили представителей европейских служб безопасности, скорее всего, были результатом морских происшествий, а не российского саботажа.
Это решение отражает формирующийся консенсус среди служб безопасности США и Европы, по словам высокопоставленных чиновников трех стран, участвующих в продолжающемся расследовании ряда инцидентов, в ходе которых были отключены критически важные морские линии энергоснабжения и связи.
Эти случаи вызвали подозрения, что Россия нацелилась на подводную инфраструктуру в рамках более широкой кампании гибридных атак по всей Европе, и побудили к усилению мер безопасности, включая объявление на прошлой неделе о том, что НАТО начнет новые операции по патрулированию и наблюдению в Балтийском море.
Но пока, по словам чиновников, расследования с участием Соединенных Штатов и полдюжины европейских служб безопасности не выявили никаких признаков того, что коммерческие суда, подозреваемые в перетаскивании якорей по системам морского дна, делали это намеренно или по указанию Москвы.
Вместо этого официальные лица США и Европы заявили, что собранные на сегодняшний день доказательства, включая перехваченные сообщения и другую секретную информацию, указывают на несчастные случаи, вызванные неопытными экипажами, работающими на борту плохо обслуживаемых судов.
Официальные лица США привели «четкие объяснения», которые стали известны в каждом случае, указывая на вероятность того, что ущерб был случайным, и на отсутствие доказательств, указывающих на вину России. Представители двух европейских спецслужб заявили, что они конкурируют с оценками США.
Несмотря на первоначальные подозрения в причастности России, один европейский чиновник заявил, что существуют «противные доказательства», говорящие об обратном. Официальные лица США и Европы отказались вдаваться в подробности и говорили на условиях анонимности, сославшись на деликатность продолжающихся расследований.
Расследования сосредоточены на трех инцидентах, произошедших за последние 18 месяцев, когда суда, следовавшие в российские порты или из них, подозревались в разрыве ключевых звеньев в обширной подводной сети трубопроводов, по которым газ, электричество и интернет-трафик доставляются миллионам людей по всей Северной Европе.
Нефтяной танкер Eagle S 28 декабря в Финском заливе. Танкер был арестован финскими властями по подозрению в том, что экипаж намеренно протащил якорь, чтобы повредить подводные кабели.
В последнем случае Финляндия захватила нефтяной танкер, подозреваемый в том, что он протащил якорь через подводную линию электропередачи, соединяющую Финляндию и Эстонию. Финские власти заявили, что судно Eagle S является частью «теневого флота» танкеров, помогающих Москве продавать нефть на мировых рынках в нарушение международных санкций.
Предыдущие случаи касались зарегистрированного в Гонконге контейнеровоза NewnewPolar Bear, который в октябре 2023 года порвал газопровод в Финском заливе, и китайского судна Yi Peng 3, которое в ноябре перерезало два кабеля передачи данных в водах Швеции. в прошлом году.
Отрицание Россией ответственности было встречено с глубоким скептицизмом европейскими чиновниками, столкнувшимися с более широкой волной гибридных атак, приписываемых Москве.
Представители служб безопасности США и Европы в прошлом году сорвали предполагаемый российский заговор с целью контрабанды зажигательных устройств на грузовых самолетах, очевидно, в качестве пробной попытки для последующих атак, направленных на Соединенные Штаты и Канаду. Представители американской разведки также предупредили власти Германии, что Россия планирует убить руководителя одного из крупнейших в Европе производителей оружия, компании, которая объявила о планах построить завод по производству боеприпасов в Украине.
В то же время представители европейских служб безопасности обвинили Россию в использовании своих доверенных лиц для совершения сотен поджогов, перебоев в работе железных дорог и мелких диверсионных операций, направленных на то, чтобы посеять разногласия в Европе и ослабить поддержку Украины.
На этом фоне ущерб, нанесенный системам морского дна, усилил у европейцев ощущение нахождения в осаде. Министр обороны Германии Борис Писториус назвал ноябрьский инцидент с перетаскиванием якоря «саботажем» и заявил, что «никто не верит, что эти кабели были случайно разорваны». Несколько недель спустя президент Финляндии Александр Стубб заявил, что рождественский инцидент «определенно» связан с Россией. Эксперты также заявили, что случаи на морском дне соответствуют модели российской агрессии.
Разрыв кабелей "вполне может быть случайностью", сказал Эрик Сиарамелла, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, который ранее работал заместителем офицера национальной разведки США по России. «Однако трудно исключить согласованную российскую кампанию, когда [московские] спецслужбы пытаются убить немецких бизнесменов, устраивают поджоги на заводах по всей Европе и закладывают бомбы в грузовые самолеты».
Возникающее среди западных шпионских агентств мнение о том, что в подводном ущербе скорее всего виноваты несчастные случаи, а не Россия, было отвергнуто некоторыми критиками России.
Пекка Товери, представляющий Финляндию в Европейском парламенте и ранее занимавший пост высшего должностного лица военной разведки страны, заявил, что случаи на морском дне являются частью «типичной гибридной операции» Москвы.
«Самое важное в любой гибридной операции — это отрицание», — сказал Товери. Российским службам безопасности, возможно, удалось не оставить «никаких доказательств, которые могли бы иметь силу в суде», сказал он, но сделать вывод, что это были несчастные случаи, «это полная чушь».
Товери и другие привели аномалии в поведении задействованных судов, а также свидетельства того, что Россия на протяжении десятилетий выделяла обширные ресурсы, в том числе специальное военное подразделение, известное как Главное управление глубоководных исследований Генерального штаба, для картирования западной инфраструктуры морского дна и выявления ее уязвимости.
По крайней мере, два корабля, подозреваемые в нанесении ущерба, протащили свои якоря по морскому дну на 100 или более миль. По словам Товери, корабль, случайно бросивший якорь, сразу же настолько заметно отклонится от курса, что экипажам придется изо всех сил пытаться остановить судно и оценить ущерб.
Майк Планкетт, военно-морской эксперт компании Janes, сказал, что «помимо очень громкого всплеска, будет также много шума от якорной цепи, выходящей через отверстие клюза». Он назвал вероятность трех инцидентов с бросанием якорей в Балтийском регионе с 2023 года «исчезающе малой», хотя и не нулевой. Но он сказал, что доказать умышленную диверсию чрезвычайно сложно.
Время инцидентов усилило подозрения. Самые последние случаи, произошедшие в ноябре и декабре, повредили подводные линии электропередачи в то время, когда страны Балтии активизируют усилия по отключению своих энергосетей от России — шаг, который стал актуальным после вторжения России в Украину в 2022 году.
Есть также причины задаться вопросом, почему Россия пошла бы на риск нанести удар по подводным системам на водных путях, которые сейчас граничат со странами-членами НАТО. Это может поставить под угрозу операции по контрабанде нефти, на которые Россия опиралась для финансирования войны в Украине, и, возможно, спровоцировать более агрессивные попытки западных правительств перекрыть путь России в Северную Атлантику.
На саммите Балтийских стран в Хельсинки 1 января. 14 сентября генеральный секретарь НАТО Марк Рютте объявил о планах нового патрулирования с помощью фрегатов, самолетов, подводных спутников и «небольшого флота военно-морских дронов», предназначенных для обнаружения подводных диверсий.
Несмотря на достижения в области подводного наблюдения, установить причину нападения оказалось сложно. Первоначально многие возлагали вину за взрыв газопровода «Северный поток» между Россией и Германией в сентябре 2022 года на Россию, но теперь считается, что его осуществил высокопоставленный украинский военный офицер, имеющий глубокие связи с разведывательными службами страны.
Финляндия применила более агрессивный подход к случаю повреждения кабеля 25 декабря, вынудив Eagle S зайти в финские воды до того, как полиция и представители береговой охраны поднялись на борт судна на вертолете. Членам экипажа, подозреваемым в дежурстве во время аварии, вызванной перетаскиванием якоря, запрещено покидать Финляндию, пока расследование продолжается.
Представитель Скандинавии, проинформированный о расследовании, заявил, что условия на танкере были ужасными. «Мы всегда исходили из предположения, что корабли теневого флота находятся в плохом состоянии», — сказал чиновник. «Но все оказалось еще хуже, чем мы думали».
Герман Люнберг, адвокат, представляющий интересы владельца танкера Eagle S, в телефонном интервью признал, что судно перевозило российскую нефть, но отрицал, что это нарушало международное право или что экипаж намеренно причинил какой-либо ущерб.
Представители европейских служб безопасности заявили, что главная разведывательная служба Финляндии согласна с западными коллегами в том, что инцидент 25 декабря, судя по всему, был несчастным случаем, хотя они предупредили, что, возможно, невозможно исключить участие России.
Представитель Национального бюро расследований Финляндии, которое ведет расследование по делу Eagle S, заявил, что расследование бюро «все еще продолжается, и еще слишком рано делать окончательные выводы о причинах или сочетаниях причиненного ущерба».