Alexandrc> Роскосмос впервые испытал электроракетный двигатель на криптоне для проекта «Сфера»
Мда... заголовки достойны "Сделаноунаса".
- Песня "Дорожная", исполняется впервые мною.
- Как впервые, её ж сто лет поют?!
- Мною - исполняется впервые.
ЭРД "АТОН" на криптоне Морозов со товарищи в МИРЭА (ЕМНИС, там) испытывали 20+ лет назад. Сейчас пЕарщики могут отмазаться только тем, что "Физику плазмы" не читали. Ну или сказать, что та лабораторная установка не совсем ЭРД.
Причём отмазаться, что то было на стендах, а это лётное испытание уж совсем настоящего ЭРД - тоже не выйдет.
И те опыты были если и первые (что тоже не факт), то далеко не последние.
Вот только навскидку, из сравнительно недавних публикаций:
2016
Применительно к таким миссиям, как удержание аппарата на орбите, повышение орбиты спутника, очистка орбиты от мусора, транспортные операции, так и разработка эффективного двигателя для исследования далекого космоса, используются электроракетные двигатели в качестве неоспоримой альтернативы химическим двигателям. Тем не менее даже лучшие решения, предлагаемые технологией электрореактивной тяги, все еще требуют оптимизации, несмотря на более чем полувековую историю. В настоящее время ксенон лучшее рабочее вещество для ионных и холловских двигателей, однако он очень дорог, поэтому более дешевые рабочие вещества выступают как альтернативные для перспективных электроракетных двигателей.
// cyberleninka.ru
совместно с НИИ ПМЭ МАИ было проведено исследование [1], которое показало, как меняются характеристики двигателя при переходе на криптон. Исследование проводилось на двигателе СПД-50М с модернизированной магнитной системой.
Параметры СПД-50М при работе на ксеноне и криптоне
Проведенные параметрические испытания двигателя при работе в различных режимах на ксеноне и криптоне свидетельствуют о том, что при ограничении мощности разряда величиной порядка 200 Вт:
— наилучшие тяговые параметры фиксируются при работе на ксеноне при расходе через ускорительный канал ~1 мг/с и повышенных до (250-300) В разрядных напряжениях;
— при работе двигателя на криптоне получаются значительно более низкие значения тяги, удельного импульса тяги и тягового КПД.
Вольтамперные характеристики (ВАХ) на ксеноне имеют традиционный характер, при работе на криптоне ВАХ более разнообразны (рис. 1), но в целом по сравнению с режимами работы на ксеноне для них характерен сдвиг начального участка возрастания разрядного тока в сторону более высоких напряжений и практически полное отсутствие участка с повышенными значениями разрядного тока.
2018
Характеристики двигателя с анодным слоем зависят от используемого рабочего тела. При переходе от традиционно применяемого и хорошо изученного ксенона к другим рабочим телам необходимо знать, как изменяются основные параметры двигателя. Приведены результаты исследования работы лабораторной модели двигателя с анодным слоем в низковольтном режиме на ксеноне, аргоне и азоте. Получены вольт-амперные характеристики и зависимости ионного тока от напряжения разряда модельного устройства для каждого из рабочих тел. Проведено сравнение энергетического и массового коэффициентов полезного действия и сделана оценка энергетической цены тяги при работе двигателя с анодным слоем на азоте и инертных газах.
// cyberleninka.ru
Цели работы — исследование параметров модели ДАС при работе на азоте в низковольтном режиме и сравнение эффективности ее функционирования на инертных газах (ксеноне, аргоне) и азоте.
Подобные сравнительные испытания проводились в Италии, где в качестве источника тяги выступали стационарный плазменный двигатель [9] и радиочастотный ионный двигатель [10].
...
Исследуемая модель ДАС (рис. 1) имела следующие геометрические параметры: средний диаметр ускорительного канала Сср = 40 мм, межполюсной зазор Ь = 6 мм
Выводы
1. Энергетическая цена тяги ДАС при работе на азоте в 2,5 раза больше, чем на ксеноне, при этом не известен массовый состав ионов в пучке азота.
2. При заданных среднем диаметре и ширине ускорительного канала и сопоставимых расхо-
дах РТ на азоте ток насыщения разряда достигается при больших напряжениях, а среднее значение тока разряда в рабочем диапазоне напряжений в 2 раза больше, чем на ксеноне.
3. При близких расходах РТ получены схожие зависимости токового КПД для всех газов, тогда как массовый КПД двигателя при работе на азоте в среднем в 2 раза меньше, чем на ксеноне.
2019
О влиянии расхода ксенона и криптона через ускорительный канал на тяговую эффективность стационарных плазменных двигателей Морозова
В ряде работ проводились исследования особенностей работы и характеристик СПД на криптоне, который более чем на порядок дешевле ксенона и производится в достаточно больших объемах. Эти исследования показали, что в случае криптона характеристики имеют традиционный для СПД вид. Вместе с тем тяговая эффективность двигателя на криптоне на типичных для СПД режимах работы значительно ниже, чем при работе на ксеноне. Одной из основных причин такого снижения тяговой эффективности является недостаточно высокая эффективность переработки потока атомов криптона в ионы, которая зависит от многих факторов. Среди них важнейший – плотность расхода криптона в ускорительном канале, определяющая концентрацию плазмы в разряде. Достаточно полного изучения влияния этого параметра на работу и характеристики СПД на криптоне до сих пор не было проделано, большинство исследований проведено на одной модели и в ограниченном диапазоне расходов рабочего вещества. В предлагаемой работе приводятся результаты сравнительного исследования влияния расхода ксенона и криптона на характеристики СПД разного масштаба в расширенном диапазоне расходов рабочего вещества. Полученные результаты дали сведения о физических особенностях работы СПД на криптоне при его разных расходах через ускорительный канал двигателя и при разных геометриях выходной части ускорительного канала. Они должны быть полезны для разработки перспективных двигателей на криптоне.
А, хотя вроде в других источниках изощрённее сформулировано:
впервые испытали стационарный плазменный двигатель СПД-70М на криптоне.
И тут не придерёшься - СПД-70М ранее на криптоне не испытывали, максимум СПД-50М
![:) :)](//s.wrk.ru/s/smile.gif)
"Исполняется впервые мною."
То есть, вероятно, мужики сначала нормально и по-человечески сообщили о результатах, хорошие результаты, а потом пришли пЕарщики и в меру своего понимания сделали погромче.