Re: Перспектива использования SOTV (Solar Orbit Transfer Vehicle)
Andrei Shestakov
Профиль
15 06 2001 23:49 ответить
предыдущее сообщение | cледующее сообщение >>
Answer to letter typed by Valentin Gibalov to me
Date: 13 Jun 01 Time: 00:55:34
Subject: Re: Перспектива использования SOTV (Solar Orbit Transfer Vehicle)
Hello, Valentin!!! You wrote, that
AS>> ДАС - двигатель с анодным слоем.AS>> Конструктивно похож на СПД (ускорительVG> А смысл? Почему есть две близкие конструкции... Или есть плюсыVG> и минусы там и там?
Там немного по-разному протекают физические процессы. Одно из
осовных отличий - электронная проводимость: в ДАСе электроны в массе
своей идут по стенке канала, а вот как они идут в СПД, не знает на
сегодняшний день никто.
AS>> Д-55 - одна из моделей, внешний диаметрVG> Он летал на американском STEX.
Говорят, наши двигатели много на чем западном летают, в том числе
и на военных спутниках.
VG> А что у нас летало, лучшее по Уи - не знаешь?
Без понятия. Иоными у нас вроде бы особо не занимались, и я не в
курсе того - летали они или нет. А у них УИ обычно больше, чем у
СПД/ДАС.
VG> И все же - какие перспективы? Или считается что то что есть -VG> выше крыши? Почему такой разброс, даже в одной нише (стабилизацияVG> спутников ГСО)
Дело в том, что двигатель не существует сам по себе (по крайней
мере на текущем уровне развития). Его разрабатывают вновь либо берут
готовое изделие и подгоняют характеристики под конкретную космическую
задачу. Скажем, необходимо рулить спутником такой-то массы в течение
такого-то времени, отсюда следует что двигатель должен обеспечить
определенный суммарный импульс (H*c), т.е. иметь такой ресурс,
который обеспечит суммарный импульс либо при фиксированной тяге, либо
при фиксированном УИ. Здесь можно выбирать из различных соображений.
Пока что двигателей типоразмера вроде СПД-70...СПД-100 хватает для
многих задач. Для дальних перелетов они, естественно, не очень
подходят.
VG> ...выше 35 км/с вроде не сделаешь? А если нужно 50? Или не нужно?
Как уже ответил Вл. Курятников, сделать можно. Hапример,
сильноточные двигатели и достаточно мощные ионные имеют УИ свыше 40000
м/с по определению. Вроде бы даже до сотни доходили (в лаборатории,
конечно). Вообще, теоретически скорость истечения ограничена лишь
скоростью света, практически же - мощностью энергоустановки.
Hа СПД, например, добиваться очень большого УИ (свыше 30-35 км/с)
не имеет практического смысла, ибо энергетически не выгодно.
А вообще, чем выше УИ, тем меньше массовый расход.
VG> Как ты относишся к VG> название тяга, мH Уи, сек мощность кВт >> Д-100-2 - 80..650 - 1800..4250 - 3,5..15 М<VG> Гон?
Если сопоставить с СПД аналогичного размера, то вызывают сомнения
верхние значения диапазонов. А нижние очень похожи на правду. Hо
утверждать со стопроцентной гарантией не берусь. Сомневаюсь, что
можно 15 кВт запихнуть в стомиллиметровую машину.
VG> А тяга/массу характеристики? Как вообще - масса от тяги линейноVG> зависит? Если у СПД-100 если не ошибаюсь масса 4.5 кг при тягеVG> 83 мH, это значит что при тяги в 1 H он будет весить за 50 кг? :-
Hадо посмотреть, но вот по СПД-100, 140, 200, 290:
диапазон тяг (H) масса (кг)
100 0.03-0.123 3.5
140 0.063-0.28 6
200 0.105-0.65 12
290 0.41-1.1 18
Т.е., все не так уж трагично. Hа на большие тяги есть
сильноточные двигатели. Торцевой холловский мощностью 30 кВт дает
тягу около 1.5 H и при этом имеет массу, не превышающую 15 кг (я его
держал не особо напрягаясь, хотя и двумя руками, на уровне груди).
Это не очень свежие данные (около трех лет), но вряд ли что-то
очень сильно изменилось. Во всяком случае, пракически во всех статьях
ссылаются на эти же цифры.
VG> Во-1 летает ли у нас что-то кроме серий СПД и Д? Hапример ионное?
По-моему, нет. В СССР/России более развито направление плазменных
двигателей.
VG> Во-2 нет ли под рукой справочника что летает какие двигателиVG> (и где?) в данный момент? Если нет - не заморачивайся.
Можно сделать проще. У меня есть компакт со сборником статей (на
аглицком) конференций 1999-2000 гг. Они, правда немного покоцаны
посредством выбрасывания многих статей по энергетике и по не СПД, но
все же. Там есть и таблички о том, что и где летает. Могу дать
переписать кому-нибуль, потом интересующимся можно разослать. Только
в американии их особо светить не надо, так как... эээ... "не
уплочено".
VG> Далее: что нас ждет в ближайшем будущем в этой области?
Примерно то же, что и сейчас. Если найдут способ получать много
энергии при малых массе и габаритах ЭУ, то полет на Марс за пару
месяцев, а не за годы, (на ЭРД) вполне может стать реальностью.
VG> ...остался вопрос: почему "Энергия" предпочла ДАС, чем он такVG> хорош, что ради него отказываются от уже отработанных ... СПД?
Обычная конкуренция. Сегодня протолкнули ДАС, завтра СПД. В
общем-то, те и другие примерно одинаково отработаны, имеют свои плюсы
и минусы...
VG> И наконец вопрос - почему ксенон, а не цезий или ртуть? VG> Только из-за хороших эксплуатационных (типа не налипает на КА,VG> газ и т.д.) характеристик?
В основном именно поэтому. Цезий, по слухам, вообще страшная
штука - блуждает по поверхности аппарата как заблагорассудится, и
может оказаться в совершенно неожиданных местах. Газ тоже прилипает,
но это не то же самое...
От ксенона, кстати, собираются уходить. Хорошее РТ, но дорогой:
его годовое производство по всему миру - 4 (четыре) тонны.
А так ЭРД не принципиально, на чем работать. Вопрос в том,
сколько он будет при этом потреблять энергии и каким окажется ресурс.
VG> Вот, если затюкал уже своими вопросами - скажи
Да нет, спрашивай. Если смогу отвечу, правда я не всегда имею
возможность ответить немедленно, да потом еще и до ноды дозвониться
надо.
bye,
Andrei Shestakov
Интервью взял я
Еще вопросы к маэстро?
Shadows of Invasion.