Электрические ракетные двигатели

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 14
+
-
edit
 
Я тут попробовал ознакомиться с материалами форума, касающимися электроракетных двигателей. Для чего эти двигатели нужны, конечно, все уже знают: для полета на Марс. Правда, те из них, которые не используются для этого полета, могут применяться (и уже применяются) для других, менее важных целей. Но дело не в этом. Дело в следующем.

Тут было наговорено про ЭРД много всего. Конечно, не так много, как про ЯРД, но всё же. И, что характерно, умные мысли говорились. Но вот для изучения ЭРДов они (эти мысли) не очень подходят. Потому что распределены по топикам случайным образом, к тому же вперемешку с ЯРДами, ГФЯРДами и ТЯРДами, которые пугают добропорядочных граждан и мешают им спокойно изучать ЭРДы.

Поэтому я подумал вот какую мысль. Хорошо было бы собрать всё, что известно об ЭРДах, в один как бы том. Типа справочника. Чтобы там всё кратенько и по делу было изложено. Примерно в таком вот[/u] виде. А если такой справочник уже есть у кого, то выложить его в космобиблиотеку, к примеру. И желательно сделать его обновляемым, чтобы если кто чего узнал, мог бы соответствующий апдэйт сделать. Указав, откуда данные :)

Вот. Как?
 
+
-
edit
 
Ну что ж, кажется, идея всем понравилась! По крайней мере, возражений я не увидел :)

Воодушевленный всеобщим одобрением, я сделал сегодня... нет, уже вчера первый апдэйт - вот[/u]!
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Молодец! На базу хочешь выложить?
Уровень бы тебе поднять только...
Но пока не зарегистрируешься, ничего нельзя сделать. Или есть какие-то особые соображения, что диким ходишь?
 
RU CaRRibeaN #07.06.2001 22:25
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор


Все  зависит  от  того,  какой  источник читаешь.  В некоторых при
классификации  двигателей по классу электростатических проходят только
ионные	и  их  разновидность - коллоидные.  В других источниках в этот
класс  включены  также	стационарные  плазменные и двигатели с анодным
слоем.
    В  принципе,  электростатическими  можно  считать все двигатели, в
которых     ускорение	  рабочего    тела    осуществляется	силами
электростатического  поля.   При  этом	формальным  условием  является
коллинеарность	вектора напряженности эл.  поля и силы, действующей на
частицу. Таким образом под это определение попадают и ИД, и СПД.
    Про   различие  двигателей	с  униполярным	пучком	(ионный)  и  с
компенсированным  объемным зарядом пучка (СПД, ДАС) я уже рассказывал,
и вроде бы нигде не ошибся.

    Схема ИД:

                          || нейтрализатор для подачи электронов
                          --
     ,------------------.
     |	----------- | | |
     |		    | | |
     |		    | | |
     |		    | | |
     || 	    | | |
РТ -> |катод	    | | |
     || 	    | | |
     |		    | | |
     |		    | | |
     |	  анод	    | | |
     |	----------- | | |
     `------------------'
		    1 2 3
		   ионно-
		   оптическая
		   система: 1. т.н. вытягивающий электрод;
			    2. ускоряющий электрод;
			    3. экранирующий электрод, чтобы электроны
			       не попали в камеру (обычно это корпус).

    Электрод  1  вытягивает  ионы из газоразрядной камеры (ГРК), затем
ионы  ускоряются  между  1  и  2  электродами.	 Электрод 3 их немного
тормозит, но на это можно забить.
    Да,  еще  я  забыл нарисовать магнитную системы в ГРК.  Она служит
для  увеличения  пути  электронов,  и,	соответственно,  увеличивается
вероятность их столкновения с атомом РТ.

    Схема СПД:


                      || катод-компенсатор
      ,-------------. --
      | 	  |||
      | 	  ||| внешний магнитный наконечник
      | 	  ---
      | ,------------
      | ||
   PT->  | анод
      | ||	   кольцевой канал со стенками из изолятора
      | `------------
      | 	  ---
      | --------  |||
      | |      |  ||| внутрений магнитный наконечник
    _ . _ . _ . _ . _ . _


    Здесь   между  полюсными  наконечниками  имеется  магнитное  поле,
уменьшающее  подвижность  электронов  вдоль  канала  (они скапливаются
около  среза  и  совершают  там  азимутальный дрейф) в результате чего
образуется  продольное	электрическое  поле,  в  котором  и происходит
ускорение ионов.

Shadows of Invasion.  
RU CaRRibeaN #07.06.2001 22:27
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор


http://www.talk.ru//limg.imgsmail.ru/r/speeddial.png [not image]

@MAIL.RU: почта, поиск в интернете, новости, работа, развлечения. Почта @Mail.Ru — бесплатная почта №1

Национальная почтовая служба @Mail.ru — лучшая бесплатная почта. Доступ к почте через POP/SMTP, веб- и wap-интерфейс. Также на портале: поиск в интернете, авто, новости, спорт, музыка, работа, знакомства, анекдоты, открытки, погода

// www.talk.ru
 



Здесь оригинал. Картинки пожамкались :(
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 
varban> Молодец!

Ну, хвалить-то еще не за что! Это я так, провоцирую пока :)

varban> На базу хочешь выложить?

А какой смысл перекладывать? Для того, кто в Инете, не имеет большого значения, где что лежит. Другое дело, если кто-то другой возьмётся рулить, в смысле апдэйтить - на базе или еще где, неважно. Тогда это будет наилучший результат, на который я мог бы рассчитывать :)

varban> Уровень бы тебе поднять только...

Как, ЕЩЁ поднять??! Шучу :) Безусловно, справедливое пожелание, причем оно будет справедливым всегда. А сейчас какой там уровень - ноль практически!

varban> Но пока не зарегистрируешься, ничего нельзя сделать.

Почему же? Как раз уровень-то поднять можно.

varban> Или есть какие-то особые соображения, что диким ходишь?

Ну да: нравится черный шрифт и "лычки" :) На самом деле просто не вижу пока никакого смысла в регистрации. Вот когда вы запретите "дикарям" эфир засорять, тогда придется явиться с паспортом :)


To CaRRibean:

Да, вот кто мог бы просветить нас, темных. Вообще-то надо бы дискуссию Перспектива использования SOTV (Solar Orbit Transfer Vehicle) в fido7.ru.space прочитать. Но не прямо сейчас...
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Уровень не твоих знаний, а уровень на базе.
Пока у тебя - дырка бублика.
И его нельзя поднять, пока не зарегистришься!

И вообще, логин - это святое ;)
 
+
-
edit
 
Увы, но попытка ознакомится с дискуссией "Перспектива использования SOTV (Solar Orbit Transfer Vehicle)" в fido7.ru.space не увенчалась полным успехом. Так и не смог найти исходного сообщения. Вот самое первое из найденных:

Alex Pugachov
19 05 2001 16:56

Привет

Олег Лазутченко <Олег.Лазутченко@f52.n5020.z2.fidonet.org> пишет в
сообщении:335664849%9e4akn$hjv$1@news.aha.ru...
>>> Это не "Энергия" - это ИЦ им Келдыша:
> Саш, там нет ионных двигателей, ты с чем-то другим спутал. СЭДУ - это
> СБ -> U -> нагрев водорода. Просто нагрев, без ионизации или чего-либо
> аналогичного.

вы меня не запутывайте.........
 

Ну и так далее. Может, кто знает, с чего всё началось?

Теперь об информации Андрея Шестакова. Во-первых, из нее следует что он специалист по СПД, что очень ценно. Во-вторых, он знаком и с другими типами ЭРД: ионными, ДАС и т.д. Вот, например, его слова о ДАС:

Hа первый взгляд очень похож конструктивно на СПД двигатель типа
ДАС. Разница в том, что расстояние между анодом и средом канала очень
мало и измеряется миллиметрами, стенки канала металлические. Может
быть построен по двухступенчатой схеме, когда ионизация РТ происходит
в отделенной от ускорительного канала камере.


К сожалению, у него нет не только http, но, как я понял, даже e-mail (либо она работает только "на приём"). То есть общение возможно только через конференцию. К ещё большему сожалению, у меня доступ в fido только на чтение. Поэтому обратиться к А.Ш. напрямую не имею возможности.

А что было бы интересно узнать, с моей точки зрения? Меня лично интересует, какие ЭРД работают в космосе, на каких аппаратах, какие при этом показывают характеристики. Далее: что нас ждет в ближайшем будущем в этой области? Ну и по-прежнему остался вопрос: почему "Энергия" предпочла ДАС, чем он так хорош, что ради него отказываются от уже отработанных моторов СПД?

В-общем, просьба ко всем: кидайте сюда любую информацию по ЭРД, а мы разберемся!
 
RU CaRRibeaN #11.06.2001 11:47
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

v.b.>Ну и так далее. Может, кто знает, с чего всё началось?

Да ничего осбо интересного там не проскочило (все нас обсуждалось) Только вот

=====кут хере======
итак.........
ОКР "ДВИНА" - Создание разгонных блоков для РН среднего и тяжелого классов

1. Фрегат
2. 11С861-03 (ДМ без синтина)
3. "Таймыр" (ныне "Корвет")
4. КВРБ
5. ТМСТДУ (транспортный модуль на основе солнечной тепловой двигательной
установки)
6. ЭРТМ (электро ракетный транспортный модуль) (две ступени 1- фрегат 2-
собственно ЭРТМ )
(между последними двумя пунктами конкурс)

1 2 3 4 5 6
Масса заправленного, т
6,5 22,3 9,8 22,0 5,5-5,7 ~6
Масса компонентов топлива, т
5.4 19.0 8.5 18.5 4.2-4.5 2.5/1.3
Компоненты топлива
Ат+НДМГ О2+РГ-1 О2+РГ-1 О2+Н2 О2+Н2/Н2 Ат+НДМГ/Xe
Тяга маршевой ДУ
2 тс 8,5 тс 8 тс 7,5 тс 30кгс/10кгс 2тс/0,1кгс
УИ, кгс*с/кг
327 353 355 470 510/770 327/2000


ЭРТМ
делал (прорабатывал) центр Келдыша
аппарат приблизительно такой----

масса без Фрегата 2.5-2.1 т

1 ступень фрегат
2 ступень 12 двигателей (ионных) СПД-140
два лепестка СБ 2,1 на 15 метров каждый
(для расчета брали углепластиковую сотовую несущую конструкцию 3 кг/м2
+ GaAs/Ge 220 Вт/м2
т.е. то что и у амов только в перспективе........правда не далекой)

(Плесецк........Союз-2.........Фрегат.........ЭРТМ)
1000 кг на ГСО за 260 суток
1500 кг на ГСО за 180 суток (если спутник будет помогать своей ДУ)
=======кут хере=======

V.B.>К сожалению, у него нет не только http, но, как я понял, даже e-mail (либо она работает только "на приём"). То есть общение возможно только через конференцию. К ещё большему сожалению, у меня доступ в fido только на чтение. Поэтому обратиться к А.Ш. напрямую не имею возможности.

Инета у него нет, мыло через гейт не ходит. А фидо ты можешь писать через @MAIL.RU: почта, поиск в интернете, новости, работа, развлечения. Почта @Mail.Ru — бесплатная почта №1 - как я делаю.

V.B.>А что было бы интересно узнать, с моей точки зрения? Меня лично интересует, какие ЭРД работают в космосе,
на каких аппаратах

Нет лучше этим его не загружать, а самим поискать.

V.B.>какие при этом показывают характеристики.

Это тоже более менее нам известно.

V.B.>Далее: что нас ждет в ближайшем будущем в этой области?

Спросил

V.B.>Ну и по-прежнему остался вопрос: почему "Энергия" предпочла ДАС, чем он так хорош, что ради него отказываются от уже отработанных моторов СПД?

Спрошу.

Он мне пока не ответил, ну я спрашивал... в пятницу или суботу.
Shadows of Invasion.  

Alek

опытный
V.B.>Ну и так далее. Может, кто знает, с чего всё началось?

Нам ли не знать! :) Началось все здесь! Сперва пара сообщений в топике "Росияне готовятся к полету на Марс". А потом я сделал отдельный топик, смотри здесь: Есть ли будущие у SOTV ? (обсуждение)
В ру.спейс эту тему тоже я и подкинул, если хочешь пришлю тебе те сообщения которые были до 19.05 собственно там ничего и нет особенного про "ЭРД" - топик был начат 17.05
 
+
-
edit
 
CaRRibeaN> фидо ты можешь писать через http://

Попробовал. Получил письмо от Fido7 Auto Moderator, издевательски озаглавленное "Greetings from fido7 gateway", в котором с чисто английской вежливостью сказано:

Dear madam or sir! ... Your article (attached as the third part of this message), posted from the address:

martiantimenarod.ru

did not pass to the newsgroup for the following reason:

Postings from this domain are not accepted
 


Я>> Меня лично интересует, какие ЭРД работают в космосе,
на каких аппаратах
CaRRibeaN> Нет лучше этим его не загружать, а самим поискать.

А почему не спросить? Может, у него эти данные под рукой, а нам ещё копать где-то надо. Или он может подсказать, где копать.

Я>>какие при этом показывают характеристики.
CaRRibeaN> Это тоже более менее нам известно.

Хотелось бы всё-таки более, чем менее. Вот ты ведь, например, не уверен, было уже 3000 сек. или нет?
 

Alek

опытный
V.B.>Попробовал. Получил письмо от Fido7 Auto Moderator, издевательски озаглавленное "Greetings from fido7 gateway", в котором с чисто английской вежливостью сказано:
Dear madam or sir! ... Your article (attached as the third part of this message), posted from the address:
martiantime@narod.ru

Неправилный подход. Чтобы писать в фидо из инета надо нормально зарегестриться, а для этого послать письмо с любым содержанием в любую конференцию фидо. Письмо должно быть в правильной кодировке UUENCODE KOI-8, простой текст не HTML. Письмо не пройдет, но тебе пришлют инструкцию что нужно сделать чтобы зарегестриться.

И кстате ты можешь писать "А.Ш." Andrei.Shestakovp79.f659.n5020.z2.fidonet.org
из инета в фидо письма проходят спокойно. Только размер не должен быть больше 10 Кбайт. А он ответит в Ру.спейс
 
US CaRRibeaN #11.06.2001 20:50
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Э, V.B. (там кстати дальше помоему идет часть на русском [img]biggrin.gif[/img])

И ты уже сдался? Идем на ALLIN1.com - Free Email, Web-Based Email Accounts, Email Service Provider или Jahoopa Search & Directory | We Help People Find Stuff on Web... или еще на один из тысячи халявномыльников делаем мейл, ставим редирект на свое родное и вперед с песней. Я с третего раза сумел подобрать.

Потом еще проблема с пассом всплывет ну да ладно :)

RD>А почему не спросить? Может, у него эти данные под рукой, а нам ещё копать где-то надо. Или он может подсказать, где копать.

Статистика? Все наши ГСО с СПД летают... По СПД наверное можно и спросить... А вот вообще - врятли. Тем более есть военые, которые даже внешений вид стараются не показывать...

V.B.>Хотелось бы всё-таки более, чем менее. Вот ты ведь, например, не уверен, было уже 3000 сек. или нет?

ТО на что я думал - точно нет. (это СПД) Ладно спросим...

Что ж кстати ты вот это не нашел

======отрезаем от Олега Лазутченко==
ТТХ отечественных двигателей. Источник: НК №7'1999, стр. 56: "Отечественные электроракетные двигатели сегодня".
1 - название
2 - тяга, мН
3 - удельный импульс, с
4 - потребляемая мощность, кВт
5 - ресурс, часов
6 - масса, кг
7 - состояние: И - инженерная модель; Л - лётная модель; М - лабораторная
модель
(Л означает, что двигатель используется или использовался на реальных ИСЗ)

СПД-35 - 10 - 1200 - 0,196 - 2500 - 0,4 - ИСПД-50 - 20 - 1250 - 0,350 - 2250 - 0,8 - ЛСПД-60 - 30 - ? - 0,517 - 2500 - 1,2 - ЛСПД-70 - 40 - ? - 0,593 - 3100 - 1,5 - ЛСПД-100 - 83 - ? - 1,221 - 7500 - 3,5 - ЛСПД-140 - 80..280 - 1500..2600 - 1,2..6,0 - 10 000 - 7 - ИСПД-160 - 90..350 - 1500..2600 - 1,35..7,5 - ? - ? - ИСПД-180 - 120..565 - 1500..2600 - 1,8..12,0 - ? - ? - ИСПД-200 - до 500 - ? - 3..15 - 18 000 - 15 - ИСПД-290 - до 1500 - ? - 5..30 - 27 000 - 23 - МД-100-1 - 80..340 - 1450..2800 - 1,3..7,5 - ? - ? - МД-100-2 - 80..650 - 1800..4250 - 3,5..15 - ? - ? - М

=======отрезали от Олега Лазутченко==

И еще есть топики... Восновном в их названии есть слово "движки" :)

========отрезаем от Alexei Rosich=====
ВОт это Насчет DS1: по данным NASA тяга 20-90 мН, 111 ступеней регулировки. Правда, на большом удалении от солнца тяга ограничена мощностью солнечных батарей (движок на макс. режиме ест 2100 Вт, а батареи выдают 2500 вблизи Земли). См. >тут
========отрезали от Alexei Rosich=====

И вообще надо пихать любую инфу по конкретным, хотя бы летавшим движкам. D-55 еще раз найти или сам скомпильнешь из Россияне готовяться... страница 5-6.

Вооот.

Кстати есть идея вообще сюда навалить всю инфу по перспективным ДУ (А сейчас это ЭРД, СП, SOTV, тросовые системы
PS - еще вопросик назрел Шестакову, про РТ (почему ксенон), но я уж дождусь когда он ответит на эти...
Shadows of Invasion.  
RU Олег Лазутченко #12.06.2001 01:13
+
-
edit
 

Олег Лазутченко

втянувшийся

Вах, нэ надо от меня ничего отрезать, я бы и сам всё рассказал ;)
О.Л.
 
+
-
edit
 
CaRRibeaN> там кстати дальше помоему идет часть на русском :biggrin:

Скорее уж на "древнерусском"! Не знаю, кто, кроме них, ещё КОИ8 использует...

CaRRibeaN> И еще есть топики... Восновном в их названии есть слово "движки" :)

А я по слову "ЭРД" в тексте искал :-

CaRRibeaN> И вообще надо пихать любую инфу по конкретным, хотя бы летавшим движкам. D-55 еще раз найти или сам скомпильнешь из Россияне готовяться...

Ну, если в "Россиянах" всё есть, то сам найду. Только вот большой или даже средней скорости обновления не обещаю, так что заранее прошу не торопить. В качестве оправдания могу сказать: я ведь предлагал рулить другому? Предлагал. И это предложение остается в силе. Иначе будем ехать медленно (но ехать будем).

CaRRibeaN> Кстати есть идея вообще сюда навалить всю инфу по перспективным ДУ

Закопаемся... Нам бы с ЭРД разобраться для начала!

CaRRibeaN> PS - еще вопросик назрел Шестакову, про РТ (почему ксенон)

Этот вопрос вот здесь[/u] затронут.

А пока вот сегодняшнее обновление[/u] (добавлен пункт 3).
 
+
-
edit
 
То есть почту сначала перекодируют в КОИ8, а потом обратно? Ну и ладно. Надо же людям чем-то заниматься! Но если в аттачмент кладут текстовый файл в КОИ8, то это немного раздражает. Правда, этот файл нет необходимости читать - всё уже сказано ясным английским языком - так что раздражение очень мимолетное.

Вставил только что табличку из "НК". Ценная вещь. Теперь её можно расширять и дополнять по информации из других источников.

Кстати, из неё видно, что у лучших СПД импульс 2600, а у Д-100-2 заходит за 4000. Очевидно, это и понравилось "Энергии".

А вот что такое "инженерная модель"? Это та, которая ещё на бумаге?
 
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
V.B.>Скорее уж на "древнерусском"! Не знаю, кто, кроме них, ещё КОИ8 использует...

Вообще-то практически вся почта ходит именно в КОИ8-Р.
Так же, как практически весь Web в Windows-1251.
А ВСЕ русские ньюсгруппы всегда были и есть в КОИ-8Р.
 
RU Олег Лазутченко #12.06.2001 23:27
+
-
edit
 

Олег Лазутченко

втянувшийся

>А вот что такое "инженерная модель"? Это та, которая ещё на бумаге?

1. Лётная модель - двигатель используется на реальных КА;
2. Инженерная модель - двигатель проходит обкатку, планируется его применение в некотором обозримом будущем для конкретных КА;
3. Лабораторная модель - двигатель представляет собой модельный стенд "Solid State - весом с корову"; на нём проверяются некие новые принципы или тестируются какие-то новые способы чего-либо.
Если и не точно так, то очень близко...
О.Л.
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
> То есть почту сначала перекодируют в КОИ8, а потом обратно?

Кто как :)
Лучше вообще не перекодировать, а задать почтарю писать в КОИ8.
Иначе бывает, только Штирлиц разбирает письмо. И то не всегда - есть варианты перекодировок, которые необратимы.
 
+
-
edit
 
[html_font color="0000FF"]New[/i]   Добавлен пункт 1

Вызывает сомнения кпд СПД-100 - 83% (?)
 
RU CaRRibeaN #17.06.2001 11:10
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Re: Перспектива использования SOTV (Solar Orbit Transfer Vehicle)
Andrei Shestakov
Профиль
15 06 2001 23:49 ответить
предыдущее сообщение | cледующее сообщение >>
Answer to letter typed by Valentin Gibalov to me
Date: 13 Jun 01 Time: 00:55:34
Subject: Re: Перспектива использования SOTV (Solar Orbit Transfer Vehicle)

Hello, Valentin!!! You wrote, that
AS>> ДАС - двигатель с анодным слоем.
AS>> Конструктивно похож на СПД (ускоритель
VG> А смысл? Почему есть две близкие конструкции... Или есть плюсы
VG> и минусы там и там?

Там немного по-разному протекают физические процессы. Одно из
осовных отличий - электронная проводимость: в ДАСе электроны в массе
своей идут по стенке канала, а вот как они идут в СПД, не знает на
сегодняшний день никто.
AS>> Д-55 - одна из моделей, внешний диаметр
VG> Он летал на американском STEX.

Говорят, наши двигатели много на чем западном летают, в том числе
и на военных спутниках.
VG> А что у нас летало, лучшее по Уи - не знаешь?

Без понятия. Иоными у нас вроде бы особо не занимались, и я не в
курсе того - летали они или нет. А у них УИ обычно больше, чем у
СПД/ДАС.
VG> И все же - какие перспективы? Или считается что то что есть -
VG> выше крыши? Почему такой разброс, даже в одной нише (стабилизация
VG> спутников ГСО)

Дело в том, что двигатель не существует сам по себе (по крайней
мере на текущем уровне развития). Его разрабатывают вновь либо берут
готовое изделие и подгоняют характеристики под конкретную космическую
задачу. Скажем, необходимо рулить спутником такой-то массы в течение
такого-то времени, отсюда следует что двигатель должен обеспечить
определенный суммарный импульс (H*c), т.е. иметь такой ресурс,
который обеспечит суммарный импульс либо при фиксированной тяге, либо
при фиксированном УИ. Здесь можно выбирать из различных соображений.
Пока что двигателей типоразмера вроде СПД-70...СПД-100 хватает для
многих задач. Для дальних перелетов они, естественно, не очень
подходят.
VG> ...выше 35 км/с вроде не сделаешь? А если нужно 50? Или не нужно?

Как уже ответил Вл. Курятников, сделать можно. Hапример,
сильноточные двигатели и достаточно мощные ионные имеют УИ свыше 40000
м/с по определению. Вроде бы даже до сотни доходили (в лаборатории,
конечно). Вообще, теоретически скорость истечения ограничена лишь
скоростью света, практически же - мощностью энергоустановки.
Hа СПД, например, добиваться очень большого УИ (свыше 30-35 км/с)
не имеет практического смысла, ибо энергетически не выгодно.
А вообще, чем выше УИ, тем меньше массовый расход.
VG> Как ты относишся к
VG> название тяга, мH Уи, сек мощность кВт
>> Д-100-2 - 80..650 - 1800..4250 - 3,5..15 М<
VG> Гон?

Если сопоставить с СПД аналогичного размера, то вызывают сомнения
верхние значения диапазонов. А нижние очень похожи на правду. Hо
утверждать со стопроцентной гарантией не берусь. Сомневаюсь, что
можно 15 кВт запихнуть в стомиллиметровую машину.
VG> А тяга/массу характеристики? Как вообще - масса от тяги линейно
VG> зависит? Если у СПД-100 если не ошибаюсь масса 4.5 кг при тяге
VG> 83 мH, это значит что при тяги в 1 H он будет весить за 50 кг? :-

Hадо посмотреть, но вот по СПД-100, 140, 200, 290:
диапазон тяг (H) масса (кг)

100 0.03-0.123 3.5
140 0.063-0.28 6
200 0.105-0.65 12
290 0.41-1.1 18

Т.е., все не так уж трагично. Hа на большие тяги есть
сильноточные двигатели. Торцевой холловский мощностью 30 кВт дает
тягу около 1.5 H и при этом имеет массу, не превышающую 15 кг (я его
держал не особо напрягаясь, хотя и двумя руками, на уровне груди).
Это не очень свежие данные (около трех лет), но вряд ли что-то
очень сильно изменилось. Во всяком случае, пракически во всех статьях
ссылаются на эти же цифры.
VG> Во-1 летает ли у нас что-то кроме серий СПД и Д? Hапример ионное?

По-моему, нет. В СССР/России более развито направление плазменных
двигателей.
VG> Во-2 нет ли под рукой справочника что летает какие двигатели
VG> (и где?) в данный момент? Если нет - не заморачивайся.

Можно сделать проще. У меня есть компакт со сборником статей (на
аглицком) конференций 1999-2000 гг. Они, правда немного покоцаны
посредством выбрасывания многих статей по энергетике и по не СПД, но
все же. Там есть и таблички о том, что и где летает. Могу дать
переписать кому-нибуль, потом интересующимся можно разослать. Только
в американии их особо светить не надо, так как... эээ... "не
уплочено".
VG> Далее: что нас ждет в ближайшем будущем в этой области?

Примерно то же, что и сейчас. Если найдут способ получать много
энергии при малых массе и габаритах ЭУ, то полет на Марс за пару
месяцев, а не за годы, (на ЭРД) вполне может стать реальностью.
VG> ...остался вопрос: почему "Энергия" предпочла ДАС, чем он так
VG> хорош, что ради него отказываются от уже отработанных ... СПД?

Обычная конкуренция. Сегодня протолкнули ДАС, завтра СПД. В
общем-то, те и другие примерно одинаково отработаны, имеют свои плюсы
и минусы...
VG> И наконец вопрос - почему ксенон, а не цезий или ртуть? :)
VG> Только из-за хороших эксплуатационных (типа не налипает на КА,
VG> газ и т.д.) характеристик?

В основном именно поэтому. Цезий, по слухам, вообще страшная
штука - блуждает по поверхности аппарата как заблагорассудится, и
может оказаться в совершенно неожиданных местах. Газ тоже прилипает,
но это не то же самое...
От ксенона, кстати, собираются уходить. Хорошее РТ, но дорогой:
его годовое производство по всему миру - 4 (четыре) тонны.
А так ЭРД не принципиально, на чем работать. Вопрос в том,
сколько он будет при этом потреблять энергии и каким окажется ресурс.
VG> Вот, если затюкал уже своими вопросами - скажи

Да нет, спрашивай. Если смогу отвечу, правда я не всегда имею
возможность ответить немедленно, да потом еще и до ноды дозвониться
надо.

bye,
Andrei Shestakov

Интервью взял я :) Еще вопросы к маэстро? :)
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 
Интервью интересное. Что ещё можно спросить? В первую очередь, думаю, уже пора ему сказать, почему мы так "наседаем". А именно: что нам нужна информация для справочника. Желательно со ссылками (не будем же мы приводить данные А.Ш., указывая в качестве источника: "агентурные данные" :) ) Те цифры, которые он привел для СПД - как раз то, что особенно нужно. Если есть ещё что-то в таком же стиле, было бы очень кстати.

Конечно, самый интригующий момент в интервью - упоминание о компакте. Правда, тут же говорится о том, что желательно его "не светить". Ну, частично он уже "засвечен" - через talk.ru любой американец может прочитать это сообщение А.Ш. (а теперь и через uka.ru :) ) Может, стоит предупредить об этом "агента" или даже попросить соответствующие инстанции удалить эти сообщения? Но что касается самого содержимого компакта, то выложить его в сеть, имхо, можно, если не указывать, где мы его взяли. Нашли на улице :)

А пока имею предложить вашему вниманию статьи из энциклопедии "Космонавтика"[/u] по ЭРД. Спасибо товарищу, который их прислал (не называю его, а то ещё издательство "СЭ" предъявит счет!)
 
RU CaRRibeaN #18.06.2001 10:09
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

V.B.>В первую очередь, думаю, уже пора ему сказать, почему мы так "наседаем". А именно: что нам нужна информация для справочника.

Блин, справочника. Инфу мы ишем для себя - проще надо быть.

V.B.>не будем же мы приводить данные А.Ш., указывая в качестве источника: "агентурные данные"

Да нууу... Я вот например в голове держу тонны информации по радиосистемам и все, что их окружает, однако по 99% не могу сказать откуда она.... Из учебников :)

V.B.>Может, стоит предупредить об этом "агента" или даже попросить соответствующие инстанции удалить эти сообщения?

Думается инфа не секретная, а коммерческая тайна. То бишь мы сами посмотрим данные, а в инет выкладывать не будем. Да и тем более думается то что представляет коммерческий интерес, нам не очень понятно и интересно. Ладна, разберемся.

V.B.>А пока имею предложить вашему вниманию статьи из энциклопедии "Космонавтика" по ЭРД.

Да, достаточно интересно. Хотя каким боком это пристроить... Мы скоро станем экспертами в ЭРД чувствуется ;)

Да - ты вылези все же в ру.спейс.

Был кстаи в НК, сказали, что особо никакой информации нету...
Точнее информация наверное есть у Афанасьева, но его не было.
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 
CaRRibeaN> Блин, справочника. Инфу мы ишем для себя - проще надо быть.

А чем слово "справочник" не нравится? Та же инфа, только сжатая и структурированная. Цифры и факты - ничего лишнего.

CaRRibeaN> Я вот например в голове держу тонны информации по радиосистемам и все, что их окружает...

Феноменальная память! Но я думаю, что это не типично. Большинство держат в голове принципы, а цифры - на различных внешних носителях.

Зачем нужны ссылки на источники? Чтобы быть уверенным в достоверности информации. Вот, например, данные А.Ш. по СПД несколько отличаются от тех, что были в НК. Не в разы, но различие есть. Кому верить? Мне кажется, что более свежие и точные цифры у А.Ш. Но хорошо бы иметь возможность (хотя бы потенциальную) в этом лично убедиться.

CaRRibeaN> То бишь мы сами посмотрим данные, а в инет выкладывать не будем.

:) Понятно: будет открытая для всех часть справочника и секретное приложение, доступное лишь избранным. Меня в список включите? Или любой сможет заказать эту инфу на свой е-мэйл? Но тогда где гарантии, что он ее не выложит в инет?...

CaRRibeaN> Да - ты вылези все же в ру.спейс.

Постараюсь. Раз в дверь не пускают, попробую через окно, как ты советовал. Но не сейчас. Пока хочу посмотреть, что по теме ЭРД уже лежит в Инете.

Вот. А вообще спасибо за поддержку идеи. Да здравствуют российские ЭРД - самые электрические и самые ракетные в мире!
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 
martiantime.narod.ru/Base/erd.htm
   Обновление 25. 06. 2001


Обновлен пункт 4 в соответствии с новой статьей в НК о "Диалоге". Пользуясь случаем, хочу поздравить всех нас с появлением в он-лайне апрельского номера НК в полнотекстовой html-версии. Это уже третий такой номер - будем надеяться, не последний! Кстати, в нем про ГФЯР есть статья.

А поддерживает электроверсию теперь А.Никулин. Интересно, О.Лазутченко добровольно передал ему этот пост? :)

А еще я добавил две недостававшие картинки на "энциклопедическую" страницу.
 
1 2 3 4 5 6 7 14

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru