Жизнь на красной планете
6 ноября 2001 г.
Фотография южного полюса Марса в инфракрасных лучах, сделанная станцией "Марс Одиссей" (Фото: NASA/AP)
Американская межпланетная станция "Марс Одиссей", вышедшая на орбиту красной планеты в конце октября, передала оттуда первые сенсационные данные. В частности, НАСА получила снимки, на которых зафиксирована шапка льда на южном полюсе Марса. Так что, похоже, ответ на вопрос - есть ли жизнь на Марсе - может быть получен в ближайшем будущем
Сейчас уже многие ученые уверены в том, что в недрах марсианского льда вполне могут существовать живые микроорганизмы. Специалисты американского космического агентства (НАСА) заявляют, что полномасштабные исследования поверхности Марса начнутся с января следующего года, когда будет немного подкорректирована орбита станции "Марс Одиссей". Вот тогда и будет ясно, насколько теория о существовании внеземной жизни сама имеет сегодня право на жизнь.
"Одиссей" начал свое путешествие к красной планете в апреле и преодолел в общей сложности ни много ни мало 460 миллионов километров. Главная задача экспедиции, рассчитанная на два с половиной года, - поиски воды. С помощью маленького "Одиссея" - всего около 2 метров в длину, чуть более 5 в высоту - ученые планируют провести фундаментальные исследования биологического и химического состава Марса. Такая задача ставилась перед исследователями неоднократно, но никогда они не были так близки к ее разрешению, как сейчас. Россия не осталась в стороне и внесла свой вклад в "марсианскую миссию". На борту межпланетной станции "Одиссей" в числе прочих приборов находится и российский детектор нейтронов высоких энергий. Полученные результаты ученые собираются применить при подготовке полета на Марс на обитаемом космическом аппарате.
В своих странствиях "Одиссей" отнюдь не одинок. В настоящее время на орбите красной планеты находится и другой межпланетный аппарат - "Марс Глобал Сервейор", который работает там с 1997 года. За это время он передал на Землю десятки тысяч ценнейших снимков поверхности планеты. Теперь, по всей видимости, "Глобал" будет вынужден уступить все лавры своему более молодому и усовершенствованному собрату.
Полет "Одиссея" важен еще и потому, что две предыдущие экспедиции НАСА на Марс, стартовавшие в 1999 году, сорвались - корабли не выполнили свои задачи. Всего же за последние 40 лет из 30 полетов к этой планете удачными оказались только треть. На этот раз специалисты американского космического агентства заявляют, что уверены в успехе "Одиссея". А в частности, Роджер Гиббс, руководитель проекта, отметил, что "все создатели "Одиссея" могут сейчас с полным правом ликовать, так как их труд не пропал зря". Чтобы избежать неудач, американские ученые решили перестраховаться. "Одиссей" был подвергнут небывалому количеству испытаний. НАСА не поскупилась и выделила на изготовление аппарата 297 миллионов долларов.
Первым, кто нашел зримые подтверждения внеземной жизни, стал Дэвид Маккей - глава группы исследователей, созданной в 1996 году под эгидой НАСА. В марсианском метеорите им были обнаружены остатки микроскопических организмов, живших на Марсе 3,6 млрд. лет назад. Это открытие облетело страницы всей мировой прессы, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Однако мало кто знает о том, что практически одновременно с Маккеем у нас в России ученые независимо от Америки сделали аналогичное открытие. О подробностях российских исследований нам рассказал член-корреспондент Российской академии наук, директор Палеонтологического института РАН, человек, возглавляющий российскую группу по изучению внеземных микроорганизмов Алексей Розанов.
- Алексей Юрьевич, так все-таки есть жизнь на Марсе?
- Я убежден, что жизнь за пределами Земли была и, вероятно, есть. Пока тех, кто не верит в то, что на Марсе есть какая-то жизнь, значительно больше, чем людей, которые верят в это. Но за последнее время в связи с подготовкой экспедиции на Марс произошел очень серьезный психологический сдвиг. Теперь даже не верящие люди хотят, чтобы экспедиция закончилась удачно и оттуда привезли что-нибудь интересное. А интересное - это, конечно, прежде всего следы жизни. Поэтому даже те, кто не верит, все равно надеются на успех. Вот, например, когда в Хьюстоне делались доклады о живых объектах и следах с Марса, то при достаточно резкой критике публика, по крайней мере в кулуарах, была настроена благожелательно и хотела, чтобы с красной планеты что-нибудь привезли. Вообще-то атмосфера на Марсе сегодня не предполагает того, что там может быть жизнь. И с этой точки зрения люди правы, когда говорят, что это маловероятно. Но далее ученые делятся на две категории. Первые - те, кто считает, что жизни там быть не может ни при каких вариантах. Вторые - те, кто считает, что если мы будем заглубляться в Марс, внутрь, то под поверхностью, правда, пока не понятно на какой глубине, будут найдены живые организмы. Я считаю, что под поверхностью Марса можно найти живые микроорганизмы.
- На чем же основываются ваши предположения?
- Дело в том, что сейчас у нас под Землей находят бактерии, которые попали туда вторично, и те, которые были там первично. И необязательно им нужен свет и кислород. Атмосфера может быть самая разная. Кроме того, на Марсе есть ледовые шапки. Долгое время шли споры о том, что это: вода или нет, ведь могла быть и углекислота. И все-таки сейчас большее количество экспертов склоняется к тому, что это нормальный лед, водяной. Если это водяной лед, то здесь возможности у жизни очень большие. Во всяком случае, исследования вечной мерзлоты и Антарктиды показали, что во льдах есть и сохраняются довольно долго жизнеспособные бактерии. Бактерия во льду может храниться до трех миллионов лет, а потом ее можно привести в порядок, оживить и т. д. В этом случае система переноса внутри космоса может осуществляться через ледяные ядра комет, такой способ возможен.
- Что же мешает нормальному восприятию того, что происходит в этой области?
- Мешает система предубеждений и система дезинформации, проходящая в прессе. Ведь пресса в первую очередь нацелена на сенсацию, из-за этого даже самые солидные издания допускают грубейшие ошибки в научных материалах.
- Ну а каких успехов удалось добиться на сегодняшний день?
- Для меня очень важно было одно. Когда мы в метеоритах нашли окаменевшие бактерии, необходимо было добиться такой ситуации, чтобы люди всерьез занимались этими исследованиями. Потому что несколько лет назад это считалось невозможным и даже неприличным. Многие полагали, что ставить вопрос таким образом и глупо, и нелепо. Поэтому большинство трудов на эту тему осталось в тени. Уже в 1974 году ученым было известно, что микроорганизмы существуют за пределами Земли. Однако тогда все их доводы высмеивались коллегами. Прорыв в 1996 году осуществил Маккей со своей командой, опубликовав данные, полученные после исследований марсианского метеорита. Тогда-то и выяснилось, что это гораздо более серьезная проблема, чем казалось. И совершенно напрасно все это ранее срамили. Главное, удалось добиться того, что этот вид исследований легализован и является теперь серьезной областью в знаниях. Ну вот, скажем, на Крите в конце сентября специальная команда ученых обучала людей, желающих принять участие в этой программе.
- Как родилась сама идея того, что в метеорите может находиться микроорганизм?
- Да никак не родилась, поставили метеорит под электронный микроскоп. Так эта каша и заварилась. Сегодня мы имеем сотни снимков инопланетных организмов.
- А какие самые старые метеориты исследуются вашей группой?
- Возраст самых старых 4 - 4,6 миллиарда лет.
- Что говорят ваши научные оппоненты?
- Главные возражения сводятся к тому, что те вещи, которые мы находим в метеоритах, являются засорением, что они не занесены из космоса, а возникли уже здесь, на Земле. Но мы проделали достаточно большой комплекс работ и доказали, что засорения легко обнаруживаются. Если это засорение, возникшее на Земле то соответственно состав этих засорений должен отличаться от самого состава метеорита.
- Чем отличаться?
- Теми самыми элементами, которые в первую очередь свойственны для земной органики: углерод, азот, калий. Мы делаем такие анализы. И эта часть решается более или менее просто. Однако нужно иметь в виду, что эта область достаточно молодая и вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Разработки ведутся совместно с НАСА. Люди работают в разных местах. Временами мы объединяемся с центром НАСА в Хансвилле, существует также центр и в Хьюстоне. Американцами создан институт астробиологии, частично мы входим в это объединение. Мы получаем необходимую информацию от НАСА. В РАН создана лаборатория бактериальной палеонтологии земных и внеземных объектов. То есть ведется достаточно серьезная, напряженная работа.
- Каково ваше отношение к предстоящей через 10 лет экспедиции на Марс?
- Жду с нетерпением, что привезут что-нибудь интересное.
- И сразу под микроскоп?
- Ну конечно, а как же! Другое дело, что это все непросто. Если удастся взять пробы поглубже, чем с поверхности, если удастся привезти образцы этого льда - вот это будет интересно. Потому что, например, в Антарктиде были найдены во льду частички вулканического пепла. Оказывается, вокруг этой частички при температуре минус 20 градусов по Цельсию все равно есть незамерзающая вода, в которой могут существовать микроорганизмы. Сейчас сильно расширился спектр условий, в которых может существовать жизнь.
- Говорят, что на Марсе когда-то была вода, правда ли это?
- Есть группа исследователей, которые считают, что на Марсе были водные потоки и что на фотографиях это видно. Я думаю, что это вполне резонно. Все фотографии, которые я видел, довольно убедительны. По поверхности Марса могли течь временные потоки, в которых жили микроорганизмы.
- А если предположить, что водилось что-нибудь покрупнее?
- Осетры, это, конечно, маловероятно, потому что текущая вода хороша для бактерий, но этого еще недостаточно для более организованных жизненных систем. Здесь нужно иметь и соответствующую атмосферу, и много других факторов. Однако микроорганизмы там были и, возможно, есть.
Александр Андрущенко
Источник: Журнал "Итоги"