[image]

Нам нужно готовиться к полномасштабной войне, в этом уверен создатель авиасайта "Стелc-машины"

 
1 2 3 4 5
+
-
edit
 

Anleon

опытный

О путях развития авиации РИА "Инфо-РМ" беседует с создателем авиационного сайта "Стелс-Машины" , известного у Интернет-общественности под ником Рaralay.



- Как Вы оцениваете состояние российских ВВС и ВВС НАТО? Есть мнение, что мы отстали лет на 15.

-Ситуация в авиапроме и в стране в целом гораздо лучше, чем, скажем, после революции или второй мировой войны, и я несклонен ее драматизировать. Безусловно, проблем масса, но это проблемы роста. России досталась от СССР чересчур милитаризированная промышленность, и на данном историческом этапе происходит прилаживание этих двух сверхмеханизмов друг к другу. Да, процесс не идеален, но ведь "идеал" это не точка, а направление. Меня радует, что разработка новых машин продолжается, и уже появились первые всходы в виде Су-27КУБ и Як-130, в ближайшее время начнут летать МиГ-29К/КУБ и Су-35. Какая еще страна может финансировать столько проектов? Напомню: благополучная Европа с горем пополам наскребла на "Еврофайтер"!


Если вернуться к вопросу об отставании, мне кажется, что корни его лежат еще в начале восьмидесятых годов, а может и раньше. Экономия на поисковых работах - вот бич нашей авиации, не позволяющий заявить о российском превосходстве в этой области. Если бы мы, не дожидаясь результатов работы "заокеанского брата" в области снижения радиолокационной заметности, известной ныне, как "технология стелс", сами провели изыскания в достаточном объеме, то и переделывать проект "многофункционального истребителя" не было нужды. То есть, нынешний перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации был бы готов уже к середине девяностых.

- Насколько необходима современному самолету технология "стелс"? И каким, вообще, должен быть самолет пятого поколения? Какая из современных машин соответствует этому определению?

- В идеале развитие техники должно расширять диапазон её применения. Технология "стелс" позволяет выбирать режимы полета, которые без оной ограничены возможностями противовоздушной обороны противника. Как следствие, появляется свобода для маневра, безопасный полёт на большой высоте, то есть больший радиус действия, и что немаловажно, благоприятная психологическая обстановка для пилота. Другой вопрос, какой ценой это достигается.



Вопросами снижения заметности отечественные конструкторы занимались еще в
далеком 1935 году, когда радиолокация делала первые шаги. Под руководством профессора П.Я. Козлова был построен "прозрачный" вариант самолета АИР-4. Переделка заключалась в следующем: все металлические части каркаса и двигателя полировались, неметаллические красились белой краской, а фанерно-полотняная обшивка заменялась французским оргстеклом. Но со временем желтеет остекление фонаря, даже современного истребителя. Такая участь
постигла и опытный образец первого советского "стелса", и продолжения не последовало.



В сороковых годах легендарные немецкие конструкторы - братья Хортен применением угольной пыли и особых форм планера пытались снизить уже радиолокационную заметность своих проектов, был даже построен опытный образец такого истребителя. А идеи, заложенные в бомбардировщик "Horten HoXIII" B-1, были реализованы через сорок лет в американском Б-2.



Современные методы снижения заметности и, тем более, методы её поддержания чрезвычайно далеки от идеала. К примеру, только покраска F-22 занимает около 20 дней и делает это специальный робот стоимостью 5 миллионов долларов. Интересно узнать, каким образом предполагается делать это в период крупномасштабного конфликта, ведь очевидно что "Раптор" избыточен для войны со слаборазвитыми странами. Гораздо практичнее выглядит метод "плазменной малозаметности", но и он пока лишь теория. Рассуждать о том, каким должен быть русский истребитель пятого поколения считаю занятием неблагодарным, только познакомившись с "кухней" проектирования отечественного перспективного истребителя можно о чём-то
говорить.



Нам со стороны не понять тех препятствий, которые преодолевают КБ "Сухого" и "Микояна" на этом тернистом пути, а вопросов, очевидно, возникает не меньше, чем в период разработки Су-27 и МиГ-29. Вот только раньше само существование КБ под вопрос не ставилось.


Абстрагируясь от практической стороны дела, можно предположить, что уже в шестом поколении истребитель утратит как вертикальное, так и горизонтальное оперение, ярко выраженный фюзеляж. Машина превратится в летающее крыло, только стреловидность передней кромки будет говорить о скорости и маневренности, на которую она рассчитана. Наиболее близко к такой конфигурации подобрался проект американского штурмовика А-12 и беспилотные Х-45 и Х-47.

- Неоднократно упоминалось, что, якобы, появление Ф-117 стало шоком для наших военных и работников авиационной промышленности. Хотя первые публикации об американских технологиях "невидимости" появились в нашей военной прессе еще в начале 80-х годов. Но самолеты МФИ МиГа и знаменитый "Беркут" "Сухого", вроде бы, не были по-настоящему "Стелсами"?

- Работы над снижением радиолокационной заметности велись и в нашей стране, в восьмидесятых годах были модернизированы один Су-25 и один МиГ-23. Но как сейчас стало известно, даже самые радикальные методы в отношении истребителей четвертого поколения снижают величину ЭПР (эффективную площадь рассеивания) не более чем в пять раз, причем без подвесок, а внутренних отсеков на этих машинах просто нет. Значит, если истребитель пятого поколения в конфигурации завоевания превосходства в воздухе может иметь ЭПР в районе 0.03 кв.м, то четвертого - 1 - 5 кв.м, а то и больше. Само собой, перспективная машина получает, таким образом, серьезную фору в воздушном бою. Всё это напрямую касается новых
российских проектов Су-35 и МиГ-35, относящихся к модернизированному четвертому поколению.



Трудно сейчас сказать, почему наши КБ не уделили серьезного внимания американским разработкам, может виной тому беспрецедентная секретность Запада в этом вопросе. На собственные поисковые работы, как уже отмечено выше, денег давали с большим скрипом, вот и решили по умолчанию, что революция здесь не случится. Наверное, поэтому на МиГ 1.42 нет внутреннего отсека оружия, а конформную подвеску четырех ракет "воздух-воздух" можно
считать отпиской. Как, впрочем, и отсек на четыре ракеты у С-37 "Беркут".

- Как Вы оцениваете развитие китайской авиапромышленности, вероятно ли появление там в ближайшее десятилетие самолетов пятого поколения?

- Вне всякого сомнения, Китай поднял знамя, брошенное Советским Союзом в 1991 году. Если мы строим сейчас во многом новую страну, то китайские товарищи перестраивают наш с вами СССР. Не мало не заботясь моральной стороной вопроса, КНР заимствует всё лучшее, что создано Россией, США, Европой и Израилем. Целый ряд новых машин совершили свой первый полет в начале XXI века: легкие истребители FC-1 и J-10, учебно-тренировочный L-15. Ведутся
работы над истребителем пятого поколения. Поэтому весьма вероятно, что к 2020 году именно китайцы будут диктовать моду в боевой авиации.

- Если бы не распад Советского Союза, то какой была бы авиация в 2000 году?

- Очень интересный вопрос. Полагаю, что СССР в начале восьмидесятых годов взял на себя непосильную ношу, множество проектов боевых самолетов. "Энергия-Буран", программа строительства авианосцев - только от этих планов захватывает дух! А сколько работ осталось в тени! Без сомнения можно утверждать, что к середине девяностых годов на Горьковском авиационном заводе (ныне АО "Сокол") был бы налажен серийный выпуск МиГ-35 известного сейчас, как проект 1.42. Параллельно, на этой же линии строится МиГ-31М но, скорее всего, к 2000 году его производство было бы прекращено. Линейка тяжелых перехватчиков переходит в новое качество - гиперзвуковые самолеты. По моему скромному мнению, время "гиперов" еще не пришло, даже если работы над темами 301 и 321 в ОКБ МиГ заканчились к 2000 году успехом. Возникает целый ряд вопросов, к примеру, где их выпускать? Многоцелевой дальний перехватчик (МДП) также оказывался в подвешенном состоянии, поскольку изначально был инициативной разработкой. В итоге к 1995 году промышленность под маркой МиГ выпустила был многофункциональный перехватчик МиГ-35 (1.42), МиГ-31М, МиГ-29К (все три машины в Нижнем Новгороде), а также МиГ-29М2 и, возможно, МиГ29М3 на заводе "Знамя Труда".



Несмотря на то, что ОКБ Сухого официально как-бы не участвовало в программе И-90, его машину С-32 (С-37, Су-47) запускают в серийное производство первоначально в качестве замены палубного Су-33 на ТАКР "Кузнецов" и "Варяг", а позже, как основу авиагруппы атомного авианосного крейсера "Ульяновск".


Если С-37 позиционируется как чистый перехватчик, то 1.42 со временем должен был обзавестись ударной модификацией, не исключено применение на ней крыла изменяемой стреловидности. До сих пор не ясна ситуация со штурмовиками. Создается впечатление, что к концу восьмидесятых годов тема Ш-90 ОКБ Сухого претерпела существенные изменения. По одной из версий, одновременно с отказом американцев от штурмовика А-12 МО СССР решает прекратить разработку узкоспециализированного двухфюзеляжного Т-12 и начинает финансировать одномоторный легкий фронтовой истребитель Су-37. Этой машиной к 2000 году планировали заменить не только штурмовик Су-25, но и фронтовой истребитель МиГ-29. Параллельно его предлагали Индии.


В 1994 году КБ Сухого в сотрудничестве с Новосибирским авиационным заводом планировало вступить на новую для себя стезю - создателя дальних бомбардировщиков. Программа "Б-90" после долгих поисков, наконец, воплотилась бы в поистине революционный самолет Т-54.



Представьте: к концу столетия новый бомбардировщик уже выпускается с темпом 2 - 3 машины в месяц и сначала дополняет, а позже полностью заменяет Ту-22М. ОКБ Туполева, теряя перспективное направление, пытается предложить дешевое дополнение к Ту-160 - двухмоторный стратегический бомбардировщик, эдакую половинку "Белого лебедя". Но тщетно. Тогда основные работы этого конструкторского бюро сосредотачиваются над проектами 202 и Ту-204П. Бригада, ранее ведущая Ту-95 и Ту-142, создает для них замену по всем канонам "стелс-технологии". Многоцелевой дальний самолёт 202 является аналогом американского малозаметного бомбардировщика Б-2, но в отличие от него позволяет создать на базе одного планера еще и дальний противолодочный самолет (замена Ту-142), летающий танкер (Ту-16 и Ил-78) и другие модификации (Ту-95РЦ).


Ту-204П - береговой противолодочный самолет, должен был заменить Ил-38. ОКБ Яковлева, вероятно, могло к 1995 году довести до серии модернизированный Як-41М. А во второй половине девяностых годов с новым проектом участвует в конкурсе ЛФИ-2/ЛФС вместе с С-52 ОКБ Сухого и 1.27 ОКБ МиГ.

- И какими, по Вашему мнению, российские ВВС станут в 2015-2020 году?

- Не хочется сгущать краски, но думаю, что государству пора начинать готовиться к полномасштабной войне. История учит: если не в первом, то уж во втором десятилетии каждого нового века мир оказывается у опасной черты. И если России не удастся остановить "поджигателей" до того, как они сделают роковой шаг, то снова придется спасать мир.



Возвращаясь к нашей теме, хочу заметить, что перспектива в общих чертах уже определена, могут измениться лишь количественные параметры. Самолеты, которые составят кулак наших ВВС к 2020 году, сейчас должны быть в разработке.


Насколько можно судить по публикациям в открытой печати, к 2015 году основным истребителем будет Су-35, единственным достойным противником этой машины можно считать только F-22. Тогда же, а может и раньше будет запущен в серийное производство полноценный истребитель пятого поколения Т-50, вероятно, этот проект претерпит существенные изменения и сможет претендовать, как минимум, на поколение 5+.



Вакантное место фронтового истребителя может занять либо двухмоторный 1.27 ОКБ МиГ, либо легкий одномоторный истребитель той же фирмы. Для ВВС нашей страны, как мне кажется, более предпочтителен второй вариант, но индийская сторона, скорее всего, профинансирует 1.27.



Этот самолет позволит в перспективе заменить семейство Су-27 и палубный МиГ-29К. С высокой долей вероятности можно утверждать, что шестое поколение истребителей в основе своей будет беспилотным, сегодня в этом направлении работает целый ряд фирм по всему миру.



Как будут выглядеть ВВС передовых стран к 2020 году, можно только догадываться. Крупные разработчики авиационной техники будут предлагать беспилотные варианты своих пилотируемых самолетов, но время их ушло. Уверен, что "барьер шестого поколения" преодолеют только свежие силы в виде малоизвестных сегодня компаний.



Нынешние истребители будут заменены БПЛА с взлетным весом не более 4 - 5 тонн. Вертикальный взлет / посадка, малозаметность, возможность выпуска на небольших, элементарно подготовленных производственных площадях - вот основные признаки перспективной авиации.


   
04.12.2024 11:35, кщееш: +1
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
У нас будет хорошая коллекция из самолетов 5-го поколения. Но, как и положено у коллекционеров, в одном-двух экземплярах.
   
LT Bredonosec #17.11.2006 00:46
+
-
edit
 
мож не у него брали? :spy:
Или журналамер добавил своего? А то как-то не очень похоже даже..
   
+
-
edit
 

mitrii

новичок
ПЕчально все как-то.Особенно если тесть работает в ЦАГИ и об отечественной авмации знаешь чуточку больше чем показывают на МАКСе.......
   
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Ждем Паралая - он честно ответит за свои слова, и матюгнет журналамера... :)
   
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Paralay, подлый трус, выходи! (С) Кот Леопольд. :F
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Paralay по своим ТТХ - ЭНТУЗИАСТ™
Это очень важный слой общества - для конструкторов и политиков это как активисты читательского клуба для писателя. Мало того, он и его коллеги иногда (из за финансовой непредвзятости и энергии) видят проблему правильней, чем те, кто непосредственно работает над проблемой Не надо забывать, анпример,, что проблема термоядерного оружия в СССР была решена именно с подачи такого энтузиаста)
Но ждать от Paralay-я откровений? Глупо и нечестно по отношению к нашему товарищу.
А статья неплохая - зерно истины (в кучке...) есть - и слава Богу и в ноги поклониться надо (ну, тут меня занесло конечно... :))

Ник
   
+
-
edit
 

Shurik

опытный

Ну чего на человека набросились? :)
Нормальная статья для широкой публики. Может ненужных и сомнительных подробностей избыток, но на общем фоне - вполне.
   
RU кщееш #17.11.2006 19:01
+
-
edit
 
Уважаемый Paralay - молодец.
Всякое интервью, дает основания для критики - нельзя этого не понимать и он наверняка понимает. И многие начинают пинаться, показывать пальцем, орать "Ату". Особенно из собственного цеха.
Для этого нужно иметь мужество.
Также мужество нужно иметь для того, чтобы высказать этот тезис о полномасштабной войне. - И это второй плюс. ( я, кстати, тоже так думаю, и вообще это многие понимают, но стыдливо молчат)
Что касается спорных моментов сослагательного прошлого, которое могло бы быть- и для этого нужно также иметь мужество, чтобы иметь позицию, чтобы высказать позицию и выслушать тех, кто думают иначе.
Паралаю - уважуха.

Он высказал свои мысли, поповоду- которым занимается много лет не за страх а за совесть, тем самым подтвердив значимость и важность того места, которое он занимает в информационной поле по этой тематике.

ОДно дело п** в форуме, как делают люди годами, и другое дело- олицетворять самому свою заявленную урби эт орби позицию. И соответственно отвечать за нее.

В общем я в фан клубе. :)
   
+
-
edit
 

paralay

аксакал

Спасибо Мужики!

Я с благодарностью прочитал все посты, удивительно, но не возникло и тени обиды.
Еще раз Большое спасибо!

Давайте поблагодарим и журналиста, в роли которого выступил известный на форуме ВИФ -«ВиталийPQ». Именно с его подачи всё это произошло.

Я писал здесь то, что думаю, а Виталий сделал текст удобочитаемым, не исказив смысл сказанного.
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
Хочу прочесть пост Сергея-4030 в указанной теме, и попадаю в Космический. :o
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Да уж. Про китайцев и авиационной моде в 2020-м году - "аналитика" хоть куды!
   

a1tra

втянувшийся

хз...
до 2020-го ещё 14 лет, куча всего может произойти.
Во всяком случае тенденция верно подмечена в случае с Китаем.

А в остальном интервью понравилось. Довольно интересный обзор.
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
a1tra> хз...
a1tra> до 2020-го ещё 14 лет, куча всего может произойти.

В США тоже.

a1tra> Во всяком случае тенденция верно подмечена в случае с Китаем.

А что такого эпохального сделал Китай в плане боевой авиации?
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Интересно - а куда я попаду? ЖР Вызывание духа А_Базы явочным порядком :D

Ник
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Во! А был - в Все смешалось :)

Ник
   
RU Серокой #17.11.2006 23:12
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Wyvern-2> Во! А был - в Все смешалось :)
Wyvern-2> Ник

Ну что ж, рулетка...
И кто мы сегодня, Наполеон?
________
Серокой. )

UP. Надо же! Я! )
   
Это сообщение редактировалось 17.11.2006 в 23:23

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Wyvern-2
>Не надо забывать, анпример,, что проблема термоядерного оружия в СССР была решена именно с подачи такого энтузиаста)

Кхм... Ник, ты что-то очень-очень сильно напутал ;) Я даже догадываюсь, что :)
   
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Fakir> Кхм... Ник, ты что-то очень-очень сильно напутал ;) Я даже догадываюсь, что :)

Может это не он, может это База? :F
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> Wyvern-2
>>Не надо забывать, анпример,, что проблема термоядерного оружия в СССР была решена именно с подачи такого энтузиаста)
Fakir> Кхм... Ник, ты что-то очень-очень сильно напутал ;) Я даже догадываюсь, что :)

"с ПОДАЧИ" - заметил? ;)

Ник
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
А вот и сама история:
Родился Олег Лаврентьев в 1926 году во Пскове и был, наверное, вундеркиндом. Во всяком случае, прочитав в 7-м классе книгу «Введение в ядерную физику», он сразу загорелся «голубой мечтой работать в области ядерной энергетики». Но началась война. Олег пошел добровольцем на фронт. Победу встретил в Прибалтике, однако дальнейшую учебу опять пришлось отложить — солдат должен был продолжить срочную службу на только что освобожденном от японцев Южном Сахалине, в небольшом городке Поронайске.
В части была библиотека с технической литературой и вузовскими учебниками, да еще Олег на свое сержантское денежное довольствие подписался на журнал «Успехи физических наук». Идея водородной бомбы и управляемого термоядерного синтеза впервые зародилась у него в 1948 году, когда командование части, отличавшее способного сержанта, поручило ему подготовить для личного состава лекцию по атомной проблеме.
— Имея несколько свободных дней на подготовку, я заново переосмыслил весь накопленный материал и нашел решение вопросов, над которыми бился не один год, — рассказывает Олег Александрович. — В 1949 году я за один год закончил 8-й, 9-й и 10-й классы вечерней школы рабочей молодежи и получил аттестат зрелости. В январе 1950 года американский президент, выступая перед Конгрессом, призвал ученых США к быстрейшему завершению работ над водородной бомбой. А я знал, как сделать бомбу.
Не имея никаких контактов с научным миром, солдат, в полном согласии с нормами тогдашней жизни, пишет письмо Сталину. Ответа нет. В ЦК ВКП(б). И вскоре командование части получило из Москвы предписание создать сержанту Лаврентьеву условия для работы. Ему выделили в штабе части охраняемую комнату, где он написал свои первые статьи. В июле 1950 года отослал их секретной почтой в отдел тяжелого машиностроения ЦК ВКП(б).
Лаврентьев описал принцип действия водородной бомбы, где в качестве горючего использовался твердый дейтерид лития. Такой выбор позволял сделать компактный заряд — вполне «по плечу» самолету. Заметим, что первая американская водородная бомба «Майк», испытанная двумя годами позже, в 1952-м, в качестве горючего содержала жидкий дейтерий, была высотой с дом и весила 82 тонны.
Олегу Александровичу принадлежит и идея использования управляемого термоядерного синтеза в народном хозяйстве для производства электроэнергии. Цепная реакция синтеза легких элементов должна идти здесь не по взрывному типу, как в бомбе, а медленно и регулируемо. Главный вопрос состоял в том, как изолировать разогретый до сотен миллионов градусов ионизированный газ, то есть плазму, от холодных стенок реактора. Никакой материал не выдержит такого жара. Сержант предложил на тот момент революционное решение — в качестве оболочки для высокотемпературной плазмы может выступать силовое поле. В первом варианте — электрическое.
В атмосфере секретности, которая окружала все, связанное с атомным оружием, Лаврентьев не только понимал устройство и принцип действия атомной бомбы, которая в его проекте служила запалом, инициирующим термоядерный взрыв, но и предвосхитил идею компактности, предложив в качестве горючего использовать твердый дейтерид лития-6.
Он не знал, что его послание весьма оперативно было направлено на рецензию тогда кандидату наук, а впоследствии академику и трижды Герою Социалистического Труда А.Сахарову, который уже в августе так отозвался об идее управляемого термоядерного синтеза: «…я считаю, что автор ставит весьма важную и не являющуюся безнадежной проблему… Я считаю необходимым детальное обсуждение проекта тов. Лаврентьева. Независимо от результатов обсуждения необходимо уже сейчас отметить творческую инициативу автора».

Ник
   

a1tra

втянувшийся

a1tra>> хз...
a1tra>> до 2020-го ещё 14 лет, куча всего может произойти.
AGRESSOR> В США тоже.

США вообще может до 2020 года не дожить, если Буш останется на третий срок :)))


a1tra>> Во всяком случае тенденция верно подмечена в случае с Китаем.
AGRESSOR> А что такого эпохального сделал Китай в плане боевой авиации?

В 1990 году китайская армия представляла собой многомиллионную толпу вооруженную устаревшим оружием. А сегодня они Су-27 по лецензии делают, и мы им предлагаем участвовать в проектах по созданию истребителей 5 поколения.
Если следующие 15 лет армия Китая будет модернизироваться темпами последних 15 лет, то к 2020 году это будет что то совершенно новое, нежели мы привыкли думать о Китае.
   
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
a1tra> США вообще может до 2020 года не дожить, если Буш останется на третий срок :)))

Я бы сказал, что тогда Китай и Россия тоже не доживут. :F
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Wyvern-2
>А вот и сама история:

Ник, ты напутал, как я и полагал :)

Мне про Лаврентьева можешь не рассказывать - его в термоядерном сообществе помнят :) "Вы вспомните, ребята, историю свою, всё началось с солдата, служившего в строю..." (конечно, хромает размер и вообще, но что поделать - народный фольклор, кажется, за авторством академика Шафранова :) )
Кстати, мой шеф когда-то считал потери через магнитную щель для лаврентьевской ловушки :)

Так вот, Лаврентьев натолкнул (весьма косвенно, кстати) Сахарова на идею УПРАВЛЯЕМОГО термоядерного синтеза с МАГНИТНЫМ удержанием.

К бомбе же он не имел ни наималейшего отношения.
   
1 2 3 4 5

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru