Конкуренты с «большой дороги»
Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
Красная Звезда - cамая полная, достоверная и оперативная информация об армии
//
www.redstar.ru
Генеральный директор «ТАМ-Тбилавиамшени» Пантико Тордия заявил, что у модернизированного на предприятии штурмовика Су-25 в течение 15 - 20 лет не будет альтернативных конкурентов. Кто-то может посчитать сообщение сенсационным, но не эксперты. По их мнению, идет очередной виток борьбы между грузинскими и украинскими фирмами, занимающимися пиратской деятельностью на мировом рынке вооружения и военной техники.
«Красная звезда» в материале «Кого ужалит «Скорпион»?» (17 ноября 2004 г.) рассказывала о незаконной деятельности компании «ТАМ-Тбилавиамшени», связанной с модернизацией штурмовика Су-25. Как видим, по-прежнему грузинская компания, считающая себя правопреемником Тбилисского авиационного государственного объединения, стремится удержаться на плаву и ради этого не брезгует выпуском контрафактной продукции и беззастенчивой ложью.
В конце апреля с.г. в Астане состоялась встреча министра обороны Казахстана Даниала Ахметова с грузинской делегацией. На ней генеральный директор «ТАМ-Тбилавиамшени» Пантико Тордия предложил казахстанской стороне услуги по ремонту военных самолетов-штурмовиков.
На встрече с главой минобороны Казахстана гендиректор грузинской фирмы без тени смущения заявил: «Мы являемся производителями самолета Су-25, запасных частей и комплектов для капитального ремонта самолетов. Кто, как не мы, лучше всего отремонтирует эти самолеты?»
Эксперты это заявление восприняли с удивлением. Во времена Союза Тбилисское авиационное государственное объединение, выпускавшее штурмовик, около 90 процентов деталей получало от своих смежников, находящихся на территории Российской Федерации. По сути, в Тбилиси выполнялась сборка штурмовика, а не его производство. О каком выпуске запасных частей и комплектов для капитального ремонта самолетов говорил гендиректор «ТАМ-Тбилавиамшени», остается только догадываться, по крайней мере российские ВВС обходятся без этого «дефицита».
Скорее всего, подразумевались махинации с паспортами агрегатов, систем, снятых с ранее выпущенных машин, закупленных грузинской фирмой у других стран. К тому же авторские права на Су-25 принадлежат российскому Научно-производственному концерну (НПК) «Штурмовики Сухого», а с ним грузинские пираты не сотрудничают.
Не меньшее удивление у экспертов вызвал ответ Д.Ахметова: «Нам без разницы, кто будет ремонтировать самолеты. Главное, чтобы их ремонтировали качественно, в установленные сроки и по умеренным ценам». Ведь на МАКС-2007 с российскими авиастроительными фирмами представители минобороны Казахстана провели ряд встреч, переговоров по перспективным направлениям сотрудничества и подписали контракты.
Надо пояснить, что НПК «Штурмовики Сухого» разработал и реализует для российских ВВС модернизацию штурмовика Су-25 в вариант Су-25СМ. Он принят на вооружение ВВС России. Модернизация предусматривает продление ресурса самолетов и существенное расширение тактико-технических возможностей штурмовика. В текущем году планируется провести его испытания в горных условиях, а также на боевое применение нового авиационного вооружения, ранее не использовавшегося на «Граче». В настоящее время фирма готовит программу модернизации учебно-боевого Су-25УБ в вариант Су-25УБМ. На нем устанавливаются двигатели Р-195 и реализуется весь комплекс нововведений, имеющихся на Су-25СМ. В итоге будет обеспечена качественная подготовка летного состава российских ВВС по всему спектру возможностей штурмовика. По оценке экспертов, российские конструкторы в разы увеличили возможности боевого применения Су-25, а «Рособоронэкспорт» предлагает потенциальным зарубежным заказчикам проведение модернизации штурмовиков, соответствующей всем современным требованиям.
Здесь также уместно вспомнить прошедшую недавно международную выставку «Двигатели-2008». На ней генеральный директор Московского машиностроительного предприятия (ММП) им. Чернышева Александр Новиков сообщил, что предприятия Украины не имеют никаких прав ремонтировать производимые на российских предприятиях двигатели истребителей МиГ-29. Гендиректор заявил, что ММП им. Чернышева снимает с себя ответственность за качество ремонта авиадвигателей РД-33, осуществляемого пиратским способом на украинском ремонтном заводе, а также в ряде других стран.
В ответ из Киева прозвучало заявление министра обороны Украины Юрия Еханурова, который считает действия госкомпании «Укрспецэкспорт» и своих подопечных ремонтных заводов конкурентной борьбой. Для него такие факты - «нормальное явление». Более того, он считает возможным на таком фоне пиратских действий украинских фирм вполне возможным расширение сотрудничества с российскими разработчиками и производителями авиационной техники.
Сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, зарубежные эксперты отводят Украине место в первой десятке государств - экспортеров вооружений, а с другой - о наличии оружейной контрабанды говорят даже лидеры некоторых политических сил Украины. Если в других странах частные фирмы берут на себя столь неблаговидную роль «пирата» и стараются держаться в теневом секторе экономики, то на Украине солирует государство. Более того, незаконный ремонт российских авиадвигателей и другой техники вполне правомочен с точки зрения украинского законодательства.
После разразившегося скандала украинские специалисты поспешили уверить всех о своем стремлении к сотрудничеству. Они перечислили ряд российских компаний, к которым обращались. Только в списке не оказалось «Рособоронэкспорта», представляющего интересы предприятий оборонно-промышленного комплекса России на мировом рынке. К тому же, предлагая заключить коммерческие соглашения, украинским специалистам не мешает подумать об их привлекательности для российских фирм. Конечно же, для украинских предприятий, не имеющих внутригосударственных заказов, привлекателен любой зарубежный контракт. И все же партнерство подразумевает взаимную выгоду, а вот ее российская сторона не видит.
Видимо, действовать, как говорится, под флагом «Веселого Роджера» грузинской «ТАМ-Тбилавиамшени» и украинским фирмам более привлекательно. Может, тогда и России использовать чужие разработки, наплевав на авторские права? Российские фирмы ОПК считают такой подход неуместным. Работая на мировом рынке, они предпочитают не марать свою репутацию, предлагая партнерам сомнительную продукцию и услуги.
При выполнении ремонта или модернизации выполняется большой объем работ. Его нельзя просто так изменить, а уж тем более не выполнить. Например, на 121-м АРЗ, где выполняют модернизацию Су-25, заменяют на изготавливаемые на предприятии балочные держатели по новой технологии. Делается такая замена не по прихоти заводчан или разработчика, а на основе опыта эксплуатации. Старые держатели, вне зависимости от того, какое вооружение на них подвешивалось, выработали свой ресурс и не обеспечат в дальнейшем безопасной эксплуатации самолета. Штурмовик без оружия - «голубь мира». Заказчика порой привлекают обещания сделать ремонт меньше чем за семь месяцев, по демпинговым ценам в сравнении с российской модернизацией, только он получит, образно говоря, пропылесосенную и покрашенную машину.
В заключение остается сказать, что глава минобороны Казахстана поручил соответствующим службам детально рассмотреть предложение «ТАМ-Тбилавиамшени». Выбор за заказчиком. Только и высшие эшелоны законодательно-исполнительной власти России не должны оставаться в стороне. Пришло время обратить внимание на существование проблемы, защитить интересы отечественных предприятий и тех, кто на них работает. Ведь когда происходят авария и катастрофа самолета, то обыватель узнает его название, ассоциируемое с определенной страной. Он не всегда получает информацию о причинах отказа тех или иных систем из-за незаконно выполненного ремонта на фирме «Рога и копыта».