Назначение
Вертолет Ми-18 проектировался как глубокая модернизация вертолета Ми-8. Предназначен он был для перевозки пассажиров, десантников, эвакуации раненых в условиях боевых действий, а также для транспортировки грузов и ведения боевых действий в случае установки на вертолет дополнительного вооружения.
Конструкция
Вертолет Ми-18 был разработан на базе вертолета Ми-8, поэтому конструктивная схема принципиально не изменилась. От Ми-8 вертолет Ми-18 отличался тем, что на нем применили новую силовую установку и несущую систему по типу Ми-8МТ – на новый вертолет установили два двигателя ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14. Также был увеличен размер фюзеляжа – была добавлена одна метровая секция сзади. Увеличенная грузовая кабина позволяла перевозить 29 десантников вместо 24, 36 пассажиров – вместо 28 и 18 раненых на носилках – вместо 12.
На вертолете установили более совершенное электро-, радио- и пилотажно-навигационное оборудование. Была обеспечена взрывобезопасность топливных емкостей: характерные для Ми-8 подвесные боковые баки были убраны под пол грузовой кабины. Кессоны-баки были органично включены в силовую конструкцию нижней части фюзеляжа. Такое решение не только улучшило аэродинамику Ми-18 и его вибрационные характеристики, но и увеличило жесткость фюзеляжа. Были усовершенствованы системы энергоснабжения, бортовое вооружение. Опыт афганской войны показывал, что необходимо размещать в носу дополнительное бронирование и вооружение. Для этого требовалось существенно усовершенствовать аэродинамику вертолета.
Неубирающееся шасси было заменено убирающимся, подобным применяемому на Ми-14. Основные опоры убирались в небольшие боковые пилоны – «центроплан». Для облегчения погрузки и выгрузки десанта грузовая кабина была оборудована дополнительной правой сдвижной боковой дверью. Дальнейшему улучшению летно-технических и эксплуатационных характеристик Ми-18 должна была способствовать планировавшаяся установка новых стеклопластиковых лопастей, высотных двигателей и радиолокатора.
Хронология создания
В 1979 г. начались испытания первой версии вертолета. Однако в таком виде вертолет испытывался недолго. 28 апреля 1984 г. казанские летчики-испытатели Н.А. Жен и В.Т. Дворянкин впервые подняли доработанный Ми-18 в воздух. Заводские испытания Ми-18 показали заметное улучшение характеристик – на 11-12% возросла скорость полета. К 1987 году вертолет был готов, однако на государственные испытания вертолеты Ми-18 так и не поступили.
Состояние
Вертолет Ми-18 остался в чертежах и в двух опытных экземплярах, хотя был очень перспективной разработкой. Многие отработанные на нем новые элементы конструкции и оборудования были впоследствии внедрены на серийных Ми-8МТ (Ми-17).
Характеристики
Двигатель (кол-во, тип, марка)
2 x ТВ3-117МТ
Взлетная мощность, л.с.
2х1900
Экипаж
3
Пассажиры
30
Макс. взлетная масса, кг
13000
Норм. взлетная масса, кг
11500
Масса пустого, кг
7550
Нагрузка в кабине, кг
3000
Нагрузка на подвеске, кг
4000
Макс. скорость, км/ч
270
Крейсерская скорость, км/ч
240
Стат. потолок, м
3200
Практический потолок, м
5550
Дальность, км
580
Размеры планера
Длина, м
19,42
Высота, м
4,86
Ширина, м
2,5
Размеры кабины
Длина, м
6,34
Высота, м
2,25
Ширина, м
1,45
Диаметр НВ, м
21,3