Реклама Google — средство выживания форумов :)
Сотрудники японской подрядной организации Kajima намерены объединиться с Агентством аэрокосмических исследований Японии (JAXA) для разработки автоматической строительной техники. Как ожидается, последняя будет участвовать в строительстве внеземных объектов на Марсе и Луне.
Сотрудники JAXA остановились на идее корпорации Kajima по разработке машинного оборудования для строительных работ в космосе ещё в январе. По их мнению, такая программа позволит им в осуществлении проекта Space Exploration Innovation Hub.
Пока сотрудники JAXA подробно не рассказывают о намеченном проекте. Но предполагается, что сотрудничество с компанией Kajima позволит построить жилища для шестерых человек примерно в 2030 году на Луне и к 2040 году на Марсе.
Осуществить грандиозные планы позволит система A4CSEL (Automated Autonomous Advanced Accelerated Construction System for Safety, Efficiency, and Liability) компании Kajima, чья длинная аббревиатура обозначает, что система будет автоматизированной, автономной, безопасной и эффективной, на неё можно будет с уверенностью положиться, а строительство будет вестись ускоренными темпами.
Она уже сегодня позволяет операторам дистанционно управлять техникой благодаря использованию планшетных компьютеров, GPS и акселерометров.
Система A4CSEL уже была опробована на практике в прошлом году при строительстве дамб в префектурах Фукуока и Оита на юге Японии. Отметим, что подобная программа дистанционного управления работой роботов применялась и при расчистке завалов в некоторых местах на АЭС "Фукусима-1". Там уровень радиации по-прежнему высок, в связи с чем "гибнут" порой даже роботы.
По данным сотрудников компании Kajima, их бульдозеры осуществляют "простое и повторяющееся" строительное производство "с высокой точностью".
Теперь же в JAXA намерены адаптировать систему A4CSEL для внеземной стройки. Однако пока представители не раскрывают всех подробностей, отмечая лишь то, что все работы по отработке технологии начнутся весной 2017 года в одном из кампусов компании в городе Сагамихара.
В компании считают, что для успешного внеземного строительства необходимо усовершенствовать программное обеспечение A4CSEL таким образом, чтобы машины смогли "общаться" между собой и не мешали выполнению работ друг другом. Это необходимое условие, поскольку задержка сигналов с Земли при отправке затруднит их контроль на месте в режиме реального времени. Решение именно этой задачи считается на данный момент приоритетной.
"Если у нас не получится добиться успеха в создании автономных строительных машин, то мы сможем передать команды по ходу строительных работ прямо с Земли", — говорит в интервью сайту Nikkei Asian Review Сатору Миура (Satoru Miura), главный научный сотрудник Технического исследовательского института корпорации Kajima.
К примеру, расчеты российских физиков показали, что поверхность Луны и других безвоздушных небесных тел может быть опасной для электронных компонентов миссий из-за мощных разрядов статического электричества. Два года назад ученые из США обнаружили, что спутница Земли неожиданно часто бомбардируется мелкими астероидами, что опасно уже для самой базы.
Китай вместе с Европейским космическим агентством (ESA) намерены совместно построить на Луне обитаемую базу.
Об уже ведущихся на эту тему переговорах первым сообщил китайским СМИ генеральный секретарь Китайского национального космического управления Тян Юлун.
В среду его европейские партнеры подтвердили эту информацию.
"Китайцы уже реализуют чрезвычайно амбициозную космическую программу, - заявил агентству Блумберг представитель ESA Пол Хвистендаль. - Космические исследования изменились с 60-х годов прошлого века, и мы понимаем необходимость международного сотрудничества".
Генеральный директор ESA Йоган-Дитрих Вёрнер назвал "Лунную деревню", которую предлагается построить на спутнике Земли, потенциальной базой для будущих полетов к Марсу, а также шансом на развитие лунного туризма и даже первым шагом к возможной добыче полезных ископаемых на Луне.
Говорили о гелии‑3 – легком стабильном изотопе, который может использоваться в качестве топлива в будущей термоядерной энергетике и решить энергетические проблемы Земли на несколько веков. (В мантии нашей планеты этого изотопа крайне мало.) Оказалось – легенда. Для того чтобы этот гелий‑3 добыть, нужно потратить больше энергии, чем из него можно ее получить.
Теперь говорят о запасах воды, которая якобы сохраняется на дне вечно затененных кратеров в лунных полярных областях. Но пока это только предположение, и его еще нужно подтвердить. Похоже, это еще одна легенда, которая должна оправдать дорогие экспедиции к Луне. Вода – основа жизни и главный ресурс, необходимый для существования постоянных поселений на Луне.
Добраться до ковчега
На самом деле самый главный ресурс Луны – это необыкновенная стабильность ее условий, которые можно сделать благоприятными для жизни людей. На глубине всего 2 метра под поверхностью температура стабильна с точностью до одного градуса, и под защитой такого слоя породы космическая радиация снижается до безопасного уровня.
Луна сложена из прочнейших базальтов, и из них можно создавать конструкции высотой в тысячи этажей без дополнительных креплений. Размеры Луны позволяют построить дома с самыми комфортными условиями для тысячи миллиардов жителей, да еще и обеспечить их продуктами питания, которые там же, на Луне, можно производить.
в способе Марвика используется способ баллистического нереактивного спуска грузовой капсулы на Луну и ударного торможения в специальном устройстве на поверхности. Дело в том, что большинство видов необходимых для строительства сырых материалов не нуждаются в дорогостоящей мягкой посадке – они способны переносить ускорения в тысячи g. В результате масса груза увеличивается в 7–8 раз за счет устранения тормозной ступени и запаса топлива для ее двигателей. С учетом стоимости устраненной тормозной ступени стоимость доставки груза на Луну по безракетному способу Марвика сокращается на 80–90% по сравнению с ракетным способом.
Тормозное устройство Марвика – это труба длиной 300 м, заполненная аэрозолем и оснащенная быстродействующим шлюзом на входном торце. Капсула с грузом направляется космическим аппаратом во входной шлюз, после прохождения которого она на скорости 2500–3000 м/с входит в газонаполненную трубу с аэрозолем переменной плотности и начинает замедляться за счет аэродинамического торможения. Средняя величина перегрузок – 1500 g, что значительно меньше перегрузок, испытываемых при выстреле артиллеристским снарядом.
...
Альтернативный проект Moontrap – проект, в котором система безракетной посадки Эдварда Марвика является прототипом. Недостатки системы Марвика, обусловленные циклопическими массогабаритными характеристиками, устранены в системе Moontrap.
Масса типичной ловушки грузов системы Moontrap равна 100 т при длине всего 12 м. Масса доставляемой с Земли оболочечной конструкции составляет всего 1 т. Ловушка Moontrap – это цилиндрический тонкостенный контейнер, который заполнен реголитом и оснащен механическими и газодинамическими затворами для обеспечения герметичности после приема порций высоколетучих веществ. Реголит выполняет функцию тормозной среды.
Забрасываемые в ловушку грузы, массой 30–50 кг порция, имеют форму пенетраторов – сильно удлиненных цилиндрических контейнеров, заполненных веществами, необходимыми для снабжения базы. Наполнителями являются жидкие кислород, метан, водород, хлор, фтор, вода. Каждое вещество доставляется в свой тип ловушки.
Для доставки металлов и углерода используются пенетраторы, изготовленные из этих материалов. Ловушки для таких материалов могут быть в виде простых насыпей реголита.
Сегодня возвращение человека к Луне, как ни интегрируй его в марсианские устремления и как ни пристегивай к актуальной социальной повестке («первая женщина и следующий мужчина!»), никак не может быть самоцелью, оправдывающей любые затраты государственного бюджета. А частному капиталу как таковому пока на Луне делать нечего, о чем ниже.
Это только Джон Кеннеди, который в приватных беседах неизменно подчеркивал, что ему сугубо наплевать на научно‑техническую сторону лунной программы, и главное – это восстановить утраченный приоритет Америки, смог с успехом «продать» обществу программу «Аполлон». Сейчас так не получится.
Принципиальный момент – принятие лунной программы обществом в целом, его наиболее значимыми элитами и общественным сознанием. Больше не продается высадка на Луну, реализуемая в тиши секретных заводов анонимными главными конструкторами. Обществом может быть принята только реальная лунная программа, где найдут себя те же элиты – научная, технологическая, военная, инновационная, частный сектор промышленности, политические партии, общество в целом.
И в этом смысле очень показателен проект NASA по привлечению к лунным занятиям частного сектора. Как и в случае с Иланом Маском и проектами коммерческой логистики для МКС, американское космическое ведомство планировало неспешно реализовывать на окололунной орбите станцию Gateway, строить сверхтяжелый носитель SLS и высаживаться на Луну «когда‑нибудь потом», опираясь на развернутую на окололунной орбите серьезную обитаемую инфраструктуру.
Но нет – после выступления вице‑президента США Майкла Пенса на торжествах по случаю 50-летия первой высадки на Луну выяснилось: в космосе Америке предстояло стать снова великой. Это значит – возвращаться на поверхность нашего естественного спутника до 2024 года срочно и однозначно без этих вот всех орбитальных инфраструктурных построений. У Кеннеди же получилось, почему через 50 лет не получится?
«Русская» и все прочие Луны
Почему мы так много обсуждаем американцев, оставляя в стороне лунные устремления остальных ведущих космических держав?
Дело в том, что сегодня реально планирует конкретные пилотируемые лунные миссии с датами и напряжением нервов только NASA. Европейцы и китайцы периодически анонсируют свою программно‑технологическую готовность в режиме #metoo, но в реальности соответствующие планы и бюджеты отсутствуют. Роскосмос имеет планы высадки лунных автоматов, строит сверхтяжелую ракету и лунную пилотируемую технику на ее основе. В какой‑то момент соответствующие перспективы должны облечься в конкретные планы, особенно – в согласованные с Минфином цифры ежегодных бюджетных назначений. До тех пор обсуждать «Русскую Луну» интересно, но не очень предметно.
Расширение круга участников лунных исследований – это не только свидетельство роста популярности соответствующей науки, но и свидетельство постепенного изменения международной конъюнктуры на будущее, когда речь зайдет о судьбе Договора по космосу и остальных краеугольных элементов международного правового регулирования. Позиция государства, способного работать на поверхности Луны, пусть даже посредством автоматов, будет куда более весома и обоснована при обсуждениях в комитетах ООН, чем общечеловеческие соображения равноправно представленных в международных органах стран, ограничивающих свои национальные интересы атмосферой Земли.