Именно этот вопрос почему-то чаще всего
вызывает споры когда заходит речь о национальной космической идее. Поэтому я
считая правильным ответ: "ни один из них" - все же скажу пару слов на эту тему.
Честно говоря, использовать Луну в качестве трамплина к Марсу имеет смысл
только в том случае, если удастся на Луне освоить добычу топлива, иначе
использование промежуточной базы потребует только дополнительных расходов.
В
остальном, что на Луну, что на Марс будут летать только разовые
(разово-периодические) научные экспедиции. Создавать базу и сидеть на одном
месте смысла нет. Возможно, что Луна будет использована для отработки технологии
полёта на Марс.
В случае же, если на Луне удастся освоить производство
топлива, то Луна может послужить не только промежуточным звеном для научных
экспедиций на Марс, но и источником топлива для полётов в системе Земля-Луна,
полётов на ГСО и поддержания околоземных спутников на орбите.
По существу вопрос национальной космической идеи упирается в вопрос места
пилотируемой космонавтики в современной космонавтики.
По-крайней мере у
меня сложилось ровно такое мнение. Действительно, смотрите:
1. связь себя
вполне экономически оправдала,
2. мониторинг Земли (метеорология, наблюдение
за поверхностью и т.п., включая обычную разведку) также экономически оправдан
3. наука, по мере возможности старается обходится автоматическими средствами
исследований, ибо дешевле, да и условия эксперимента нередко чище. Впрочем в
России уже в этой области проблемы - финансовые.
Индустрия средств
доставки на орбиту будет жить безбедно при наличии хотя бы одной рентабельной
области космонавтики.
Таким образом, вопрос национальной космической
идеи актуален только для пилотируемой космонавтики - остальным и без неё не
плохо. Причём наличие такой идеи - вопрос жизни и смерти пилотируемого космоса.
Отсюда и возникают идеи лунных и марсианских баз. Причём проблема актуальна не
только для России, но и для США.
Однако для России эта проблема уже
сейчас звучит так: "как дожить до лучших времен, не растеряв опыт и знания
накопленные за четыре десятилетия?" Ведь не каждый опыт запишешь на бумажку,
что-то надо впитывать на своей шкуре.
Поэтому вопрос национальной идеи
предлагаю рассматривать не как выдвижение прожектов полётов на Луну и Марс (хотя
и до них наша речь дойдёт), а как вопрос:
"КАК ПИЛОТИРУЕМОЙ КОСМОНАВТИКЕ
ПЕРЕЖИТЬ ВРЕМЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ, НЕ РАСТЕРЯВ НАКОПЛЕННЫЙ
ОПЫТ?"
Итак как мы выяснили выше, основной вопрос стоящий перед космонавтикой: "как
выжить пилотируемому космосу".
Единственный способ добиться этого -
сделать пилотируемый космос хотя бы самоокупаемым (всё равно рано или поздно
государству надоест его дотировать). Какими путями этого можно достичь:
1. ЗАКАЗНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для научных исследований не связанных
с исследованием билогических объектов в условиях невесомости лучше всего
подходят автоматические аппараты.
Поэтому люди в исследованиях
небиологического характера могут и должны принимать участие как обслуживающий
персонал периодически подлетающих к орбитальной станции автоматов.
Движение
в данном направлении мы можем наблюдать на примере проекта РАКА "МАКОС".
Вечный русский вопрос. Говорят, что царь прочитав известное произведение с
этим названием, начертал на обложке: "Копать руду" - и автора сослали в Сибирь.
Поэтому, пока нас всех не послали в Сибирь копать руду, необходимо ответить
на этот вопрос применительно к пилотируемому космосу.
Сначала несколько
вопросов:
Вопрос 1. Развивать ли Свободный?
Вот как раз развивать Свободный не имеет никакого
смысла.
ЭНЕРГЕТИКА.
На мой взгляд существует 4 основных типа орбит:
1. геостационарная
2. полярная
3. солнечно-синхронная
4. куда бы
ни послали, лишь бы не послали (то есть наиболее удобная для запуска с
выбранного космодрома)
1. Для ГСО Байконур, Плесецк и Свободный подходят
одинаково плохо.
2-3. на эти два типа орбит лучше подойдёт Плесецк - меньше
бороться с вращением Земли
4. Тут Плесецк по энергетике слегка уступает
Свободному, но не на много...
ЭКОЛОГИЯ
Наивно полагать, что экологи
не поднимут хай, если вонючие ступени будут падать в море-океан, падать они
будут в местах рыбных промыслов, то есть проблема полей падения всё равно
остаётся.
И если с попаданием в воду многократно очищенного керосина в
небольших количествах люди как-то смирятся, то есть рыбу с содержанием гептила
вряд ли захотят!
(причём в данном варианте конфликт будет не со своими
жителями, а с иностранными державами)
БЕЗОПАСНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ
Космодром Свободный находится на восточном окраине страны, достаточно далеко
от её центра. Ситуацию в регионе вряд ли можно назвать стабильной. И дело не
только в Китае (и не надо песен, что Китай наш друг: друг-то он друг, но
исправно делает нам дальневосточный аналог Косова, активно пользуясь нашим
раздолбайством), дело ещё и в местном начальстве: оно себя там, мягко говоря,
чуствует руководителями суверенных государств - гляньте на Наздратенко.
ЭКОНОМИКА
Лично меня, в отличие большинства, не смущает проблема
доставки техники на Дальний Восток - в конце концов, мы не собираемся запускать
негабаритки типа Энергии. Однако инфраструктура Свободного как космодрома не
развита. Да, поскольку там раньше была ракетная дивизия, там есть необходимая
инфраструктура для запуска РН на базе МБР. Однако там нет инфраструктуры,
необходимой для запуска РН средней грузоподъёмности.
Стоимость же создания
оной можно сравнить со стоимостью создания ещё одного комплекса "Морской Старт".
С Учётом разницы в энергетике между Свободным и Плесецком возникает закономерный
вопрос: может имеет смысл для России создать свой морской стартовый комплекс для
запусков на ГСО?
Вопрос 2. Делать ли собственный Морской Старт?
C учётом сборки КА и поездов
из КА и РБ на орбите создавать ещё один Морской Старт, на мой взгляд,
бессмысленно.
Вопрос 3. Участвовать ли в МКС?
Пока участвовать, так как другого
пути сохранить опыт нет, а там видно будет.
Что касается пути
дальнейшего развития отечественной космонавтики вообще и пилотируемой в
частности, то мне наиболее оптимальным кажется следующий:
1. Развитие
инфраструктуры Плесецка, включая инфраструктуру необходимую для пилотируемых
запусков (прежде всего на орбиты с большими наклонениями).
2. Развитие
носителей средней грузоподъёмности (7-15 тонн) двух семейств: Р-7 (Союз, Русь,
Аврора) и Ангара.
3. Запуск собственной орбитальной станции состоящей из
2 модулей: аналога ББ "Мир" с 4 или 6 стыковочными узлами и негерметичного
модуля для сборки КА и пристыковки разгонных блоков (грубо говоря, представьте
себе прямоугольный параллелепипед со сторонами 10х10х20м, грани которого
представляют из себя проволочную сетку с ячейкой 10х10см, а ребра выполнены в
виде ферм). Все остальные модули реализуются в виде время от времени
подстыковывающихся (типа МАКОСа).
Соответственно на стенках и ребрах
негерметичного модуля можно закреплять оборудование которое сейчас крепится к
внешней обшивке Мира/МКС.
Станцию целесообразно запускать на большое
наклонение, чтобы для её обслуживания можно было использовать Плесецк. Лучше
всего запускать на солнечно-синхронную орбиту.
Деньги на станцию отрасли
придётся заработать самой: на наше государство лучше не надеяться.
4.
Постепенный отказ от использования Байконура. Запуск собственной ОС может быть
осуществлен например одними из последних запусков Протона с Байконура.
5. Разработка пилотируемого корабля многоразового использования средней
величины (массой около 7-12 тонн).
Следующие два пункта заглядывают на
мой взгляд сильно далеко вперёд.
6. Совершенствование имеющихся
носителей в сторону многократного использования ступеней.
7. А вот после этого, если будет интерес научной
общественности, государства и т.д. можно подумать на тему организации экспедиций
к Луне и Марсу.
quote:
2hcube - дорого то что ты описал выше. Очень дорого. Я знаю Boeing+Хруничев вроде прорабатывали орбитальный буксир на 9100 кг нагрузки многоразовый на основе ЯЭРД (у меня даже описание его есть) но походу в ближайшие лет 10 такого ждать не приходится (кстати его полная масс (с пристыкованным баком, ПН и т.д. - около 34 тонн)
quote:
Почему? Тогда бы ГСО спутники выводили бы сразу с LEO, двигателем малой тяги, Зенит - то на LEO, поди, не 5.5, а все 11 тонн выкидывает...
quote:
Не спорю, большую часть компонент буксира можно использовать на ГСО. Ну, там, батарейки солнечные, движок, систему управления движением .
quote:
Но нужна ли для коррекции орбиты полная тяга орбитального буксира, достаточная для вытаскивания с LEO на геостационар? Если уж рассматривать концепцию буксира, то спутник должен 'стоять где повесили', и иметь движок только для этого, а из точки в точку его должен таскать опять же буксир.
quote:
Originally posted by CaRRibeaN:
т.е. за сутки нашспутник ускорится на 1.4 м/с Надо - минимум - 4,47 км/с или 8,74 года набора высоты.... мдааа.