Bredonosec> было бы интересно узнать
В общем так
Я перечитал статью
Clément Ader — Wikipédia
Попробовал, как она в гуглопереводе.... вроде можно понять, о чем речь
Откомментирую некоторых моментов по трем машинам Адера (Эол, Зефир и Аквилон, соответственно Avion I, Avion II и Avion III). Адер был последовательным в выборе названий машин.
И потомки были последовательны: термин avion остался в современном французском языке и означает самолет
Кстати, не только во французском... фраза "оборен je НАТО авион" известна уже полтора десятка лет
Кстати, термин aviation появился раньше термина avion, и он-то уже прижился во многих языках. Его автор - другой хранцуз:
Guillaume Joseph Gabriel de La Landelle — Wikipédia
Mais revenons à nos moutons
Нужно отметить несколько вещей - Клеман Адер был настоящим пионером авиации. Он грезил о "механическом" полете еще с детства, и сделал все, что мог для его достижения. А сделал он многого. Адер - один из пионеров резиновых шин. Правда, они у него были похуже, чем у Мишлена - плотными. И с трубами подсуетился, что впоследствии нашло применении и в его авионов
Дальше - больше. Облекченная паровая машина (а что делать-то, если ДВС к тому времени в большей степени мечтой?) и воздушные винты.
К самолетам.
Эол, он же Avion I, имел 20 сильную паровую машину. Крыло было с изменяемой геометрии и площадью, при посредстве 2х3 коленчатых рычагов менялась стреловидность, V-образность и угол консоли. Раздельным управлением геометрии левого и правого крыла Адер надеялся управлять и по направлению, и по крену, и по тангажу. Ведь у летучей мыши получалось
Подлет: Эол бежал по 200 метровому полю, и колея, которая оставалась после колес шасси, сначала глубокая, становилась менее глубокой. А на 50 метровом отрезке отпечатков не было. Вот такой критерий отрыва.
Это в первом полете, 9 октября 1890. Через год, в сентябре 1891, Адер показывает Эол военным. Что они увидели, не задокументировано объективно, но Адер получает заказ и строит сначала Зефир, который был подобен Эолу.
Тут военные вмешались, справедливо считая, что задача пилота авиона настолько сложна, что ему не останется возможности выполнять боевую задачу. Экипаж удвоился, Зефир не закончен, а новая машина получила название Аквилон.
Для Аквилона построили ВПП, почему то круглую
диаметром в 450 метров.
12 октября 1897 года Адер провел скоростную рулежку - много-много раз подпрыгивал
ЦАГИ во франциях не было, разрешать полет было некому, и два дня спустя, когда ветер усилился, Адер попробовал полетать в присутствии двух чинов из министерства войны.
Их заключение было убийственным - аппарат взлетал, но не управлялся в воздухе. И министр прикрыл лавочку. Расход в 200 000 франков (хранцузы пишут, что это то же самое, что и 8 000 000 эвротугрика) списали, отчет зажали и не светили, что потом произвело некоторый ажиотаж в ходе споров о приоритете.
Вот такие невеселые дела с авионами.
Далее разбирают ошибки Адера... оно, конечно, задным умом все крепки.
Мое личное отношение положительное. Не в плане приоритетов, чем больше читаю, тем убедительнее выглядит Флаер
Но Адер - один из пионеров, и следует по праву вспоминать его наряду с Можайским.
Но когда нальем за предшественников Райтов, первый тост - за Лилиенталя!