Налёт израильской авиации на Озирак

 
+
-
edit
 
Возможности F-16 эффективно вести БВБ не оспариваю, только вот сомневаюсь, что стали бы тогда помогать Иглам в их борьбе с МиГами даже если б был перевес сил у иракцев. Неясно, сколько у Фалконов к тому моменту топлива осталось (но вряд ли его хватило бы ещё и на эту карусель). Лучше как можно быстрее поккинуть это воздушное пространство, под прикрытием Иглов.
Но кроме того, расчет видимо был и на эффективность средств РЭБ против ЗРК, что также практикой подтвердилось.
 

Что за станции РЭБ? В т.ч. подвесные у F-16 или только встренные F-15. В последнем случае они должны были лететь плотной кучкой?
В статье говорится, что советские специалисты засекли таки кого-то. Значит летчик был оповещен об облучении радаром. В ответ он включил свои средства РЭБ. Вроде так получается.
 

Может быть засекли F-15, которые ...
На конечном участке маршрута, сначала F-15 поднялись на высоту 7200 м
 

Не знаю, что имел F-16, но ALQ-135 у F-15 на подавление наземных поисковых РЛС ПВО не расчитан, только стрельбовых, да и то не всех (кроме С-200, С-75, прицелов некоторых ЗАК).
Воздух выдержит только тех, Только тех, кто верит в себя, Ветер дует туда, куда Прикажет тот, кто верит в себя.  
RU armadillo #20.11.2005 14:36
+
-
edit
 

armadillo

опытный

Это американские, у израильтян наверняка все подобное железо уже стояло свое.
Спор - это когда сразу двое пытаются сказать последнее слово первыми.  
A2 Александр Леонов #20.11.2005 17:38
+
-
edit
 
Аналитик
не могли они Ф-16 засечь на 50 м. тем боле квадратом, мы на куб заходили на 50м. ну может чуть по ниже со стороны моря, и то он не взял, хотя у него по ТТД 30м. стоит.
К стати над морем на порядок сложнее на предельно малой высоте, чем в горно пустынной местности т.к высоту определить визуально не возможно, возникает колизия: На предельно малой Н нельзя смотреь в кабину, а над морем на предельномалой нельзя не смотреть в кабину, я лучше по ущелью буду летель чем как вы говорите над ровной поверхностью моря. кстати летал неоднократно и там и там, над землей на предельно малой весело, а над морем ну очень грустно :P
Насчет РЭБ, против МЗА она не поможет, если посчитать сколько там напихано было пушек, то буть все расчеты на месте им даже целиться было бы не надо, они бы просто создали сплошную зону поражения в полусфере радиусом 3км. и пишите письма мелким подчерком.
Так что здесь размер самоля значения не играет, не помогли бы даже большие угловые скорости на маневрах, кстати видно что евреии и нешибко там крутили, а у дарили и быстренко свалили.
Начет прицельного комплекса, че то не видно чтобы они там его применяли, ИМХО обычный заход по сапогу после обнаружения цели. Вот если бы они атаковали с горки, то хороший прицел им бы пригодился, по тому что этом маневр труднее из-за того что его надо начинать еще до визуального обнаружения цели, но зато занимает в два раза меньше времени. В клипе во второй части видно что маневр с горки выполнялся слишком поздно т.е после визуального обнаружения цели, поэтому ему пришлось даже отворачивать от нее, а это лишних 10 секунд на целью.
Насчет выхода на цель, на такой большой дальности от аэродрома базирования, нет там никакой сложности, просто при подготовке по маршруту забиваются характерные ориентиры, и по ним ведется контроль маршрута, отсчет начинается от каждого ориентира с начала, поэтому с растоянием ошибки не накапливаются. остается одна проблема усталось летчка, но от этого уже никуда не деца.
Насчет смерти это не преувеличение, т.к. слишком много факторов должно было сойтись в одном месте, например не было никакой гарантии, что объектовое ПВО несработает. Второй момент, про Миги я не говорил, но тепрь скажу, у Ф-16х к тому времени не осталось ни сил не топлива вести воздушный бой, если бы вылетело сразу нескоько звеньев на прехват и с разных аэродромом, то не факт что Ф-16 долетели до дому, так как пока 6 иглов будут разбираться с порой звеньев МИгарей, то вторая пра звеньев вполне может покоцать Ф-16 в ДВБ, тем боле что миги могли атаковать в ДВБ под любым ракурсом.


Война является актом насилия, чтобы заставить нашего противника выполнить нашу волю. с.Клаузевиц  
US Аналитик #20.11.2005 19:10
+
-
edit
 

Аналитик

втянувшийся

Sabakka: Лучше как можно быстрее поккинуть это воздушное пространство, под прикрытием Иглов.
 

Безусловно. Уверен, что именно так и было. Ф-15 должны были сковать боем перехватчиков и дать возможность Ф-16 беспрепятственно продолжить полет домой. Когда я говорил о способности Фалконов защитить себя, я не имел в виду, что они стали бы помогать Иглам вести бой. У них не было достаточно топлива для этого, вы правы. Я имел в виду, что если бы какой-либо перехватчик всё же добрался бы до Фалкона и другого выхода, кроме как принять бой, у Ф-16 не осталось бы, то он мог вполне успешно постоять за себя. Хотя его способность, при этом, дотянуть домой, была бы под большим вопросом.

Некоторое представление о средствах РЭБ в распоряжении ВВС Израиля можно получить из описаний войны в Ливане в 1982 г, то есть всего через год после налета на Озирак.

http://www.vko.ru/print.asp?pr_sign=archive.2002.5.0205_11
№2 (5) 2002

АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ВОЙНЫ
В завершение статьи об арабо-израильских войнах (ВКО №2, с. 8-12) мы рассказываем о военных конфликтах Израиля с АРЕ и Сирией (ноябрь 1973 г., июнь-август 1982 г.).

Для завоевания господства в воздухе израильские ВВС провели операцию против группировки ПВО в долине Бекаа. Операция, в которой участвовало около 100 боевых самолетов, длилась двое суток (9 и 10 июня).

За час до удара началась постановка [израильтянами] пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150-200 км; за 12 минут - интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5-7 минут - активных помех большой мощности средствам радиолокационной разведки.
В 13.50 средствами разведки группировки ПВО своевременно был вскрыт подъем авиации Израиля с аэродромов и ее сосредоточение в воздухе. Но уже в 14.00 средства разведки и целеуказания группировки "Феда" были полностью подавлены активными помехами. Командир группировки отдал приказ дивизионам действовать самостоятельно и уничтожать все самолеты, не отвечающие на запрос о государственной принадлежности.

9 июня в течение 28 минут был нанесен ракетно-авиационный удар. В первом эшелоне (14.02-14.10) под прикрытием комбинированных помех с воздушных и наземных источников по СП зенитных дивизионов и КП бригад группировки ПВО действовали УР "земля-земля" типа "Зеев". По каждой позиции ЗРВ и КП удар наносился 2-3 ракетами.

...Главными особенностями действий израильской авиации стали:
отказ от использования малых высот в пользу внезапности и точности ударов по важнейшим объектам системы ПВО со средних высот под прикрытием мощных радиоэлектронных помех, постановка которых осуществлялась средствами РЭБ воздушного и наземного базирования;

...Последующие действия ПВО и полученные результаты оказались не соответствующими их возможностям по борьбе с авиацией Израиля. При отражении первого авиационного удара потери составили 9, а второго - 5 зрдн. При этом общие потери достигали 70% зенитных дивизионов, а система управления средствами ПВО была выведена из строя.

...Радиолокационная разведка [сирийцев] не обеспечила своевременное обнаружение и доведение боевой информации до огневых средств ПВО. При управлении с центрального КП время запаздывания достигало 6-8 минут, информация от ближайших радиолокационных рот на КП зенитных частей и подразделений не принималась и не использовалась.

Боевое управление осуществлялось с КП зрбр и группы зенитных ракетных дивизионов по радио, а взаимодействие между зрдн организовано не было. С началом постановки массированных радиоэлектронных помех централизованное управление было потеряно, что привело к автономным действиям огневых подразделений и отсутствию взаимного огневого прикрытия. Взаимодействие со своей ИА не осуществлялось.

Таким образом, указанные и другие недостатки в подготовке сирийских средств ПВО, а также активные, нестандартные действия со стороны Израиля привели к известным неутешительным для арабских государств результатам этой войны.

А вот кое-что по тактическим приемам бомбежки в условиях сильной ПВО противника. Хотя здесь речь идет о начале 70-х годов (Война на Истощение 1969 – 70 гг), но всё равно, думаю, это показательно и для более поздних времен.

http://www.vko.ru/print.asp?pr_sign=archive.2004.16.09

№3 (16) 2004
БОИ НА СУЭЦКОМ КАНАЛЕ

Тактика израильской авиации отличалась большой гибкостью и отсутствием шаблонности. Даже в тех случаях, когда успех достигался ценой хотя бы незначительных потерь, немедленно в способах и приемах боевого применения ВВС появлялось что-то новое.

Каждый налет всесторонне подготавливался. В этих целях активно велась разведка объекта удара, изучались прилегающая местность, скрытые подходы к нему и система противовоздушной стороны. Летчики осваивали маршруты полета и способы действий по целям с использованием макета местности.

В тактике действий авиации Израиля широко использовался опыт ВВС США во Вьетнаме, применительно к местному ТВД, а также с учетом имеющихся средств ПВО и характера объектов Египта.
При этом командование военно-воздушных сил Израиля стремилось изыскивать возможности для проведения операций без потерь: тщательно выбирались объекты поражения, определялись последовательность ударов и тактические приемы. Как правило, атакам с воздуха подвергались и прикрывающие средства ПВО.

Характерные особенности действий ВВС Израиля в тот период:
как правило, полеты парами самолетов на малых и предельно малых высотах (30-50 м) вне видимости РЛС и с использованием маскирующих свойств рельефа местности, чтобы внезапно появиться в зонах поражения огневых средств ПВО Египта; использование противоракетного маневра с перегрузками до 6-8 ед. с увеличением скорости полета до 400-450 м/с с одновременным изменением курса и пикированием под нижнюю границу зоны поражения ЗРК;
сбрасывание целей-ловушек с истребителей-бомбардировщиков F-4 за 3-5 км до зоны поражения ЗРК (одновременно с разворотом самолета на 180° выбрасывалось до 5 отражателей).

Наибольшее разнообразие тактических приемов отмечалось при нанесении ударов по позициям зрдн. В большинстве случаев подход к стартовой позиции дивизиона осуществлялся на предельно малых высотах (30-50 м), за 3-5 км от СП производился набор высоты для преодоления огня средств зенитно-артиллерийского прикрытия и визуального прицеливания, затем самолет пикированием с высоты 1,5-2 тыс. м поражал вооружение и военную технику и уходил на малой высоте. Часто удары по стартовым позициям дивизионов наносились с двух-трех направлений, одновременно группы самолетов или отдельные машины совершали отвлекающие маневры.

Израильские самолеты американского производства были оснащены аппаратурой предупреждения об облучении СНР зенитных ракетных комплексов СА-75МК и С-125, СРЦ, о пуске и выходе ЗУР на траекторию наведения и др. Это позволило с еще большей эффективностью осуществлять противоракетный маневр и избегать зачастую поражения зенитными управляемыми ракетами.

Противоракетный маневр, совершаемый израильскими летчиками, в основном был аналогичен маневру, применяемому американскими пилотами во Вьетнаме. Но при этом были и некоторые особенности. Например, вывод самолета из зоны поражения ЗРК за время полета ракеты производился разворотом на 90-180° с увеличением скорости (с 250 до 450 м/с) за счет включения форсажа (перегрузки достигали 8 ед.). При этом резко уменьшалась высота полета.

Особенно характерен был противоракетный маневр с большими перегрузками для самолетов "огневой" разведки. В состав этих групп выделялись скоростные машины, бомбовая нагрузка которых снижалась до минимума, а пилоты имели высокую выучку и были подготовлены для совершения маневра в зонах поражения ЗРВ. Группы огневой разведки входили в зону действия зенитных ракетных частей на средних высотах, вызывали огонь зрдн на себя и после обнаружения СП дивизионов производили энергичный противоракетный маневр с выходом из зоны поражения. После этого они наводили на зрдн ударные группы, действовавшие на малых высотах, а при благоприятных условиях - поражали стартовые позиции сами.

Для примера можно привести налет на группировку египетских ЗРВ 3 августа1970 г., когда израильские самолеты действовали именно таким образом. Аналогичную тактику израильские летчики использовали и в других налетах на зрдн. В период с 30 июля по 3 августа 1970 г. было произведено 45% налетов с участием групп "огневой" разведки, в которых участвовало 32% общего количества самолетов. Все стрельбы зенитных ракетных войск, проведенные по целям, совершающим резкий маневр с перегрузками до 8 ед., оказались безрезультатными.

При нанесении ударов по объектам, ведении воздушных боев и воздушной разведки ВВС Израиля интенсивно применяли активные шумовые помехи. Они ставились в широком диапазоне частот радиолокационным станциям П-30, П-35, П-12, П-15, СНР-75 и СОН-9. В качестве постановщиков помех использовались вертолеты, транспортные поршневые самолеты, легкие реактивные бомбардировщики типа Вотур, которые находились в зонах барражирования в 20-40 км восточнее Суэцкого канала на высоте 3-5 тыс. м. Барражирование, как правило, осуществлялось на маршрутах, параллельных каналу (на участке Порт-Саид-Суэц). Кроме того, помехи создавались наземным постановщиком, расположенным в 35 км от канала (на высоте порядка 600 м над уровнем моря). С появлением на вооружении ВВС Израиля самолетов типа Фантом постановка помех производилась этими истребителями-бомбардировщиками из состава ударных групп. Зачастую при этом одновременно помехи ставили машины из зон барражирования, что существенно затрудняло работу РЛС.
 
Это сообщение редактировалось 20.11.2005 в 19:18
US Аналитик #20.11.2005 20:44
+
-
edit
 

Аналитик

втянувшийся

Александр Леонов: не могли они Ф-16 засечь на 50 м.
 

Так они, наверное, и не засекли на 50 м. А засекли вот когда:

На конечном участке маршрута, сначала F-15 поднялись на высоту 7200 м, чтобы прикрыть все возможные направления подхода иракских истребителей, а на удалении примерно 6 км от реактора F-16 начали резкий набор высоты, далее, по достижении траверза цели, они выполнили резкий разворот влево с продолжением набора высоты. На высоте 1500 м F-16 перешли в горизонтальный полет, а затем спикировали на реакторный зал.

К тому же, непосредственно перед этим, они тоже могли лететь и повыше, скажем – те же 90 м, которые упоминались ранее или даже ещё на пару десятков метров выше, скажем – 120 м. Мы ведь этого с такой точностью не знаем.

Александр Леонов: Не было никакой гарантии, что объектовое ПВО не сработает.
 

Гарантии никогда нет. Но шанс был. И его использовали.

Александр Леонов: Насчет РЭБ, против МЗА она не поможет, если посчитать сколько там напихано было пушек, то буть все расчеты на месте им даже целиться было бы не надо, они бы просто создали сплошную зону поражения в полусфере радиусом 3км. и пишите письма мелким подчерком.
Так что здесь размер самоля значения не играет
 


Про РЭБ я говорил применительно к ЗРК, а против ЗА речь шла отдельно.

Безусловно, опасность была большая и часть Фалконов могли сбить. Этого не отрицали и потому и подготовили спасательные операции для выручки сбитых летчиков. Но, хотя гарантии конечно же не было, шанс уцелеть был и не такой уж малый шанс. Как я уже выше писал, в пользу ударников работало целое сочетание факторов, которое на практике таки и сработало.

И обнаружили их слишком поздно. И над целью они были очень мало времени. Не успели иракцы пристреляться.

И стреляли против солнца (А попробуй ка прицелься, когда тебя солнце слепит. Машину вести по дороге и то крайне сложно. Имел такой опыт не раз.)

И на ужине многие были в это время. Это тоже сыграло свою роль.

Да и размер самолета тоже, как ни говори, всё-таки играет свою роль. Может не такую большую, но играет. Не было у иракцев сплошной огневой завесы. А значит, чем меньше самолет, тем меньше шансов попасть в него.

Ну и сама жизнь, в конце-концов, рассудила насколько реальны были надежды планировщиков операции. Ведь ни одного не то что не сбили, но даже легкого повреждения нанести не смогли. Ну, а то, что это была очень рискованная игра – это бесспорно. Но ведь это была очень важная боевая операция и на войне как на войне – потери всегда возможны. Иногда – тяжелые потери. Так в Войну Судного Дня 1973 г. ВВС Израиля сознательно пошли на тяжелые потери, когда вместо подавления ПВО противников, бросили силы на то, чтобы остановить их наступающие войска.

Александр Леонов: Про Миги я не говорил, но теперь скажу, у Ф-16х к тому времени не осталось ни сил не топлива вести воздушный бой, если бы вылетело сразу нескоько звеньев на прехват и с разных аэродромом, то не факт что Ф-16 долетели до дому.
 

Разумеется, не факт. Но к этому были готовы и на это пошли. И как оказалось – пошли на это не напрасно. Расчет оказался верным. Как говорится в статье, всего один перехватчик взлетел, да и тот не рискнул атаковать. Значит план был построен не на песке, а на определенном знании положения дел и определенной предсказуемости развития событий. Ну и опять же, готовы были выручать из беды тех, кого собьют, если живы останутся.
 
Это сообщение редактировалось 20.11.2005 в 22:04
+
-
edit
 
Высота полёта сама по себе на обнаруживаемость самолёта радарами не влияет. Влияет факт превышения её высоты над высотой радиогоризонта на данной дистанции и закрытие самолёта от РЛС рельфом, а также качество СДЦ (так называемый коэффициент улучшения в западной классификации) с учётом характера подстилающей пов-ти.
Воздух выдержит только тех, Только тех, кто верит в себя, Ветер дует туда, куда Прикажет тот, кто верит в себя.  

Tico

модератор
★★★
Аналитик, ну совесть есть? Растаскай свои простыни по другим темам, пожалуйста, здесь эти операции - оффтопик. :ph34r: :angry:
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  
US Аналитик #20.11.2005 22:11
+
-
edit
 

Аналитик

втянувшийся

Tico, ты же босс, тебе и карты в руки. Ты же нашел применение моему посту про похищение радара. Найди что-нибудь и по этой теме. Я же не знаю, что там имеется уже в архиве. Прошу пардон.
 
RU Клапауций #20.11.2005 23:06  @sabakka#20.11.2005 11:50
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
sabakka> Не знаю, что имел F-16, но ALQ-135 у F-15 на подавление наземных поисковых РЛС ПВО не расчитан, только стрельбовых, да и то не всех (кроме С-200, С-75, прицелов некоторых ЗАК). [»]

так в статье и говорится <...радиопомехи, которые полностью парализовали работу радаров станций наведения ракет> , т.е. давили именно стрельбовые
В тот день, когда ты решишь, что ты лишен недостатков , попробуй прогуляться по воде  
US Машинист #18.12.2005 06:40
+
-
edit
 
Из радиопереговоров в видео я не очень понял - самолёт выполняет манёвр уклонения от ракет?
Что означает звуковой сигнал при манёврах - максимальную перегрузку?
Как выглядит собственно маркер бомбового прицела?
 

Tico

модератор
★★★
Машинист> Из радиопереговоров в видео я не очень понял - самолёт выполняет манёвр уклонения от ракет?
Нет, самолёт делал заход на атаку. "Моц" это дипольные отражатели - пилот "комментирует" их выпуск. Прерывистый звуковой сигнал означает именно выпуск дипольных отражателей. Маркер прицела выглядит как кружок на "привязи", идущей от центра экрана.
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  
US Машинист #18.12.2005 19:04
+
-
edit
 
Так, а "пильпель" тогда что означает?
 
US Militarist #10.02.2007 22:41
+
-
edit
 

Militarist

аксакал
☆★★★
Вот наткнулся на некоторые дополнительные подробности данного события.

Это таки полковник промазал и всё вроде так как говорили Александр Леонов и Назипыч.

Несколько странно, почему всё же израильтяне решили продемонстрировать миру именно этот промахнувшийся самолет.

http://www.fas.org/man/eprint/ford.pdf

Взято из личного интервью отставного полковника Дова Иоффе от 5 августа 2004 г.

Для оценки разрушений реактора Озирак в Израиле была использована отснятая пленка пилота №6 полковника Ифтаха Спектора. Он был единственным израильским летчиком, промахнувшимся мимо цели. Он не сразу опознал купол реактора во время атаки и поэтому вынужден был приблизиться к куполу на опасно близкое расстояние, когда начали взрываться бомбы, сброшенные с четырех предыдущих самолетов. Удачно, его кинокамера зафиксировала эти взрывы, когда он доворачивал к цели, корректируя свой полет. Хотя его бомбы промахнулись, снятая им пленка дала очень ценную информацию о состоянии объекта. Пленки пилотов №7 и №8 тоже показали разрушения реактора, но не так хорошо как пленка Спектора.

Khidhir Hamza в своей книге «Saddam’s bombmaker» утверждает, что за несколько мгновений до начала израильской атаки на реактор, начались очень сильные электронные помехи.



У меня, кстати, есть эта книга. Он был одним из создателей атомной бомбы для Саддама и он единственный кто смог благополучно бежать на Запад. Я нашел там данный эпизод. Это его жена сказала ему, что во время атаки были сильные помехи на телеэкранах.

Между прочим, вот как он описывает атаку.

«Самолеты выскочили из-за самых крыш с оглушительным грохотом. Я был возле гаража на дороге, ведущей к Управлению Атомной Энергией, когда они пронеслись прямо у меня над головой по направлению к Аль-Тувейде, в двух километрах впереди по дороге. Вдруг раздался мощный взрыв. Затем ещё. И ещё.
Самолеты жужжали над алюминиевым куполом реактора как шмели. Они бомбили и стреляли из пушек. Затем открыла огонь наша зенитная артиллерия. В течение нескольких минут самолеты пикировали и затем взмывали ввысь. Затем, так же неожиданно как они появились, они исчезли, растворившись в наступавших сумерках над пустыней. Наступила тишина.

Я стоял у дороги и наблюдал за столбом черного дыма, поднимавшегося в кольцах на дальнем конце городка. Мимо с воем промчались машины скорой помощи. Мимо проезжал знакомый водитель и он остановился возле меня. Я сел в машину и он сказал: Это реактор. Они разрушили его. Я думаю, это были израильтяне. Конечно, это могли быть только израильтяне. Только они имели эти новейшие самолеты Ф-16, способные на такой перелет. За 9 месяцев до того прилетали персы на старых Фантомах, но они не смогли ничего серьезно повредить. Но израильтяне были профессионалами на новейших машинах. Это было 7 июня 1981 г. Когда я вернулся домой, жена рассказала мне, что во время атаки телевизоры перестали нормально работать. Я потерял последние сомнения, что это израильтяне. У иранских самолетов не было глушилок, способных вызвать такой эффект.

Я позвонил замдиректора реактора. Большого реактора больше нет, сказал он. Бомбы вскрыли купол и разрушили бассейн охлаждения. 8 или 9 человек были убиты или серьезно ранены. Как оказалось, они стали жертвой нашего же собственного огня. Стараясь попасть в самолеты противника, наши зенитчики слишком низко опустили дула своих орудий и стали стрелять по своим. Один или двое погибли от израильских бомб, остальные от их пушечного огня. Следователи были полностью деморализованы. Тот факт, что иракские зенитчики не смогли попасть ни в один вражеский самолет, когда их было так много и так близко, стал потрясением».
 
DE Александр Леонов #11.02.2007 05:40
+
-
edit
 
Леня С полковником это тот ролилик, где летчик сначала отварачивает от цели, а потом низко бросает?
Война является актом насилия, чтобы заставить нашего противника выполнить нашу волю. с.Клаузевиц  
Это сообщение редактировалось 11.02.2007 в 06:36
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
US Militarist #11.02.2007 08:09
+
-
edit
 

Militarist

аксакал
☆★★★
Насколько я понимаю из всего сказанного, вроде должно быть так.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru