http://news.mail.ru/society/14961813/
Космонавтику России в последнее время преследуют неудачи. Летчик-космонавт Анатолий Соловьев рассказал DW, что произошло с российской космической программой и почему Китай вскоре станет лидером в освоении космоса
На Международной космической станции (МКС) 26 сентября высадилась новая экспедиция посещения. Успешный запуск прервал череду неудач, которые последнее время преследуют российскую космическую программу. О том, что случилось с российской космонавтикой, корреспондент DW побеседовал с летчиком-космонавтом Анатолием Соловьевым, который пять раз поднимался на околоземную орбиту. Соловьев — мировой рекордсмен по времени работы в открытом космосе: в безвоздушном пространстве он провел без малого 80 часов, совершив 16 выходов за пределы корабля.
За последние два года в космической отрасли России произошло несколько серьезных аварий. Терялись спутники, взрывались ракетоносители. Ни у одной из ведущих космических держав не было столько неудачных пусков. Что происходит в российской космонавтике?
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЕВ, летчик-космонавт:
Все это началось уже довольно давно, и происходящее сегодня, к сожалению, закономерно. Потому что произошло «размывание» специалистов — как в космонавтике, так и во многих других отраслях, работающих в том числе и на космос. Можно говорить, что разрушилась школа отечественной космонавтики. Многие специалисты высокого класса ушли. Была нарушена преемственность, когда рядом с гигантами космонавтики работали дилетанты, которым передавали традиции этой профессии. Понятно, что, когда исчезли гиганты, править стали дилетанты.
Вы работали в NASA и могли сравнивать советскую, а затем — и российскую космическую программу с американской. И хотя американцев на МКС доставляют российские ракеты, часто приходится слышать, что Россия в космосе отстает от США уже на десятилетия. Вы согласны с этим утверждением?
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЕВ: Думаю, что это правда. Если интегрально охватить проблему, то космическая отрасль состоит из двух составных частей — пилотируемой космонавтики и беспилотных запусков. В первом случае я не стал бы говорить об отставании, но в том, что касается автоматики, американцы, безусловно, вырвались на много лет вперед.
Но всегда надо помнить: насколько финансируется отрасль, настолько она и может развиваться. А проблема финансирования имеет далеко идущие последствия. Например, с этим напрямую связан вопрос привлечения в отрасль высококлассных специалистов. И тут мы, по сути, возвращаемся к предыдущему вопросу — почему в России участились аварии на космических стартах?
Следует ли понимать, что для российской власти финансирование космонавтики перестало быть приоритетной задачей?
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЕВ: Во всяком случае, никакого сравнения ни с американскими вложениями в космос, ни с тем, как это было во времена Советского Союза. Поэтому, наверное, и последствия сегодня такие.
До недавнего времени в космосе соперничали только Россия и Америка. Сейчас появился новый игрок — Китай. В КНР запустили в космос на собственных космических кораблях уже несколько «тайконавтов». Значит ли это, что у России появился еще один конкурент?
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЕВ Да. И, безусловно, очень серьезный конкурент. Они пока развиваются сугубо интуитивно, повторяя то, что и мы, и американцы прошли давным-давно. Понятно, что это первые шаги и серьезно оценивать их вроде рано. Но не так важно, что сделал китайский космонавт, выйдя в открытый космос. Сам факт говорит о том, что они уже достигли определенного технического уровня.
Вопрос в том, какими темпами будет дальше развиваться китайская космическая программа. Пока можно сказать, что у них очень серьезные планы, очень большие амбиции и власти страны не жалеют средств на развитие космической отрасли.
Развитие космонавтики стоит дорого, и в то же время в сегодняшней России есть масса нерешенных проблем… Насколько возвратны деньги, вкладываемые в космос?
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЕВ:
Мне когда-то одна бабушка сказала: «У нас колбасы нет, а мы ракеты запускаем». Я ответил: «Бабушка, если мы не будем летать в космос, количество колбасы не увеличится. Но вот технологий, которые потащат за собой другие отрасли, не будет».
Вот мы говорили о Китае. Почему они скупают все на корню? Специалистов, последние образцы самолетов, другую технику. Почему они так активно сегодня взялись за космическую отрасль? Потому, что это дает небывалый технологический скачок.
Понятно, что сегодня они летают в космос на кораблях, скопированных со старых советских. И сами космические аппараты, и скафандры отнюдь не являются китайской разработкой. Но посмотрите, какое количество ученых привлечено в космическую отрасль, сколько там работает талантливой молодежи, сколько они вкладывают средств в развитие космонавтики. Рано или поздно Китай вырвется вперед и, думаю, оставит далеко за собой и Россию, и США.
На МКС 26 сентября отправился очередной экипаж. Но большинство россиян, похоже, не интересуются тем, когда стартуют космонавты, кто работает на орбите. А ведь первых покорителей космоса знали поименно. Что изменилось в общественном сознании?
АНАТОЛИЙ СОЛОВЬЕВ: Видимо, наступила эра, когда полеты в космос стали почти обыденным делом. Когда-то вся страна выходила встречать полярников, потом пришло время людей, покорявших космос. А сегодня юноши и девушки ходят на орбиту, как на вахту. Героика космической работы уходит из восприятия людей, и мне кажется, это вполне нормальное явление.