quote:
Знающий народ, обрисуйте subj, основываясь на существующих практических и исследуемых принципах, т.е. на основе реальных возможностей на ближайшие лет 30, без фантастики.
Основные параметры:
- подъём сотни-другой тонн на LEO
- полностью многоразовый
- экологически терпимый (в пределах атмосферы)
- ресурс - лет 20 (с ремонтами)
--
vivere militare est
Говорят, тяжёлые носители невыгодны. 100-200 тонн на LEO, мол, во-первых, дорого - в расчёте на килограмм - а во-вторых, не нужно - нет таких нагрузок, которые нельзя было бы разделить. Мне такая аргументация не совсем понятна - кажется, и Энергию делали в том числе и для снижения цены килограмма - хотя с ней получилось даже хуже чем у Шаттла, который хоть летает - да и нагрузки такие можно придумать - скажем, крупные модули больших орбитальных станций, экономия на уменьшении стыковочных узлов хотя бы. Но допустим, что это так. Это значит, что в ближайшие 30 лет тяжёлых носителей не будет.
Полная многоразовость. Я думаю, что, пока полёт в космос не сопоставляется со стаканом газировки из автомата - т.е. по цене будет не больше, скажем, 20% от месячной зарплаты, и по простоте получения - как поездка на электричке, - будет желание делать такие системы многоразовыми. Ручки одноразовые популярны, а вот автомобили уже нет. Самолёты и суда - тоже. А они вроде гораздо ближе к космическим кораблям, чем молочные пакеты, одноразовые шприцы и колготки. Хотя, может, когда-нибудь и будет по другому. Итак, я считаю, что многоразовость будет преследоваться и дальше - несмотря на то, что сейчас летать одноразовым Союзом выгоднее всего.
Как наиболее просто достичь многоразовости? Думаю, это всё же горизонтально стартующие системы - либо двухступенчатые, где первая многоразовая ступень поднимается "высоко" и на относительно "большой" скорости сбрасывает вторую многоразовую ступень, которая целиком выходит на орбиту - представьте себе усилия по стандартизации соединения первой и второй ступеней от разных изготовителей
- либо одноступенчатые, с большим упором на сверхлёгкие материалы. Интересно, кстати, прикинуть, какая из этих двух систем может, в принципе, поднимать больший груз на LEO.
Экологичность - это, наверное, надо рассматривать непременным условием. Керосин с кислородом относительно хороши, но, наверное, когда-нибудь и от них нос будут воротить, так что исследования и здесь не помешают. Ну, а пока что метан и керосин - и, конечно, водород - лучше НДМГ и твёрдых топлив, на них и надо ориентироваться.
С ресурсом многоразовиков особых проблем не видно. За примером далеко ходить не надо
Спейс Шаттл. Да, конечно, система далека от идеала - но конкретно по ресурсу 20 лет выдерживает. Летает, конечно, реже, чем планировалось - и сильно реже, чем хочется - но летает уже 20 лет, а собирается и ещё минимум 10. С ремонтами, конечно. Делалась, заметим, в конце 70-х годов, прошлого века
. Сейчас бы, наверное, такого ресурса можн было бы попроще достичь. Надеюсь.
Да, кстати, а как эта фраза на латыни переводится?