Нашёл! Прошу обратить внимание, что в тексте много реплик, обращенных Nikitе.
Nikita:
> АУГ универсальное средство способное выполнять широкий круг задач, тогда как пр.949 кроме как ждать приказа на уничтожение АУГ ничего больше не умеют. ... Повторяю. Основная задача американских АУГ это завоевание господства на море... И это тоже умеет, и эскортировать умеет, и "проекцию силы" осуществлять умеет и так далее. Универсал. ... Что Вы имеете ввиду под "прикрытием коммуникаций" ??? Эскорты что-ли ??? Так для них "Перри" строили. Извиняйте, но это далеко не первостепенная задача АУГ, задачу же номер один я уже неоднократно называл - завоевание господства на море.
Я хочу сказать, что словосочетание "господство на море" - довольно спорный термин. Пожалуйста, объясните мне - как Вы его понимаете? Я понимаю, что такое, например, господство в воздухе, но извините, не надо переносить это понятие на необъятные морские просторы. Суть войны на море схожа с войной в воздухе, но с другой стороны она настолько от неё отличается, что сравнивать их надо очень осторожно. Океан - это огромное пространство, на котором крайне сложно обеспечить полное превосходство (можно только в случае, когда противник слаб или почти польностью обескровлен, уничтожен). Всё, на что вы можете полагаться, находясь в открытом океане - данные прямого РЛ и ГА обнаружения + данные радиотехнической, гидроакустической, космической и агентурной разведки (возможно, я что-нибудь забыл
) Это, конечно немало, тем более, если всё работает как надо. Но применительно к необъятным океанским просторам, возможностям техники и персонала и уровня организации разведки не даёт 100% гарантии обеспечения завоевания господства на море. Ибо контролируются лишь определённые районы в определённый момент времени, над водой - больше, под водой - меньше. Ну нет там линии фронта!
Теперь о том, какие функции выполняют АУГ. Забрался я-таки на сайт
www.navy.mil и (спасибо американской любви к свободе доступа к информации!) нашёл открытый справочный раздел. Вопрос "зачем нам нужны авианосцы" в США перманентный, уж больно это дорогое удовольствие, и информация нашлась легко. В небольшой
статье "Why Aircraft Carriers" слово "presence" встречается 5 раз - видно, как много они уделяют внимания обеспечению своего присутствия в мире.
2Nikita: терминов типа "превосходство": rule, sway, supremacy, domination, dominion, prevalence, predominance, dominant position и т.д. в статье нет. По какой причине Вы считаете обеспечение превосходства главной задачей АУГ?
Цитата (здесь и далее мой перевод): "Наша экономика и безопасность зависит от защиты наших внешних интересов также, как и поддержки мира и стабильности по всему земному шару. Достигать этого нам помогает передовое присутствие (forward presence, хотя "forward" можно перевести и как "нахальный, всюду сующийся"
) АУГ ВМС США и десантных групп готовности(?). Как заявил секретарь обороны William Cohen: "если у вас нет этого развёрнутого передового присутствия, у вас тише голос, меньше влияние.""
Цитата: "Как сказал президент Билл Клинтон во время своего визита на USS Theodore Roosevelt, "Когда в Вашингтоне произносят слово "кризис", не случайно, что первый вопрос, приходящий всем на уста - а где ближайший авианосец?""
Привожу цитаты из странички The Carrier Battle Group (
http://www.chinfo.navy.mil/navpalib/allhands/ah0197/cvbg.html): "АУГ (CVBG) может быть использована во множестве ролей, все из которых касались бы получения и поддержания контроля на море (sea control):
- защита торгового и/или военного судоходства;
- защита десантных сил на маршруте, и по прибытии, зоны высадки десанта;
- установление военно-морского присутствия в поддержку национальных интересов."
Разумеется, АВ не эскортируют караваны. Они обеспечивают стратегическое присутствие на ТВД с возможностью быстрой ответной реакции.
На этой же странице вы найдёте описание типичного состава АУГ: 1 carrier, 2 guided missile cruisers, 1 guided missile destroyer (AAW), 1 destroyer (ASW), 1 frigate (ASW), 2 attack submarines, 1 supply, replenishment ship.
Обратите внимание, существительное control не переводится на рус. яз. как "господство". Контроль, управление, надзор, сдерживание - да. Господство - нет. Sea control - термин, подразумевающий обзор и контроль надводной, воздушной и подводной обстановки, и всё это -
в весьма ограниченном районе (например - в зоне высадки десанта).
Чуть далее можно найти: "the carrier mission:
- обеспечивать надёжное, устойчивое, независимое
передовое присутствие и обычное сдерживание (устрашение) в мирное время;
- действовать в качестве краеугольного камня объединённых/союзнических экспедиционных сил во время кризиса, и
- выполнять и поддерживать авианалёты на противника, защищать дружественные силы и быть вовлечённым в длительные независимые операции в войне."
Последний пункт очень даже похож на Ваше определение проекции силы - "ударные действия на большом удалении от собственных баз".
Именно эти выше перечисленные задачи, по тексту, и являются для АУГ
основными.
Таким образом, АУГ - это мощное, ключевое средство агрессивной стратегической оборонной (и политической) инициативы США. Нужны ли России авианосцы? Вопрос остаётся открытым. А я считаю, что если бы у России была агрессивная внешняя политика, тогда АВ и понадобились бы. Или другие, подобные средства проведения этой политики. пр.949, конечно, таковыми не являются.
Кстати, интересная ссылка об истории развития этого вопроса в бСССР:
http://www.cnw.mk.ua/weapons/navy/aircraft/kuznet.htm