Х-33 умер

Теги:космос
 

hcube

старожил
★★
Еще есть батарейка и node-2. Если их на орбиту не привезут, в первом случае будет некуда включать бритвы и компьютеры, во втором - стыковать европейский и японский модули.
Убей в себе зомби!  
BY Koydanator #15.12.2001 09:38
+
-
edit
 

Koydanator

новичок
После тяжелого и продолжительного недофинансирования приказал долго жить самый амбициозный и перспективный проект NASA—Х-33. Более милиарда долларов бесследно исчезло из каманов американских налогоплательщиков (так им и надо, нечего с «Союзами» тягаться). Так что без корабля-спасателя и американского жилого модуля, МКС можно смело переименовать в «Мир-2».

А теперь без шуток. Конечно свертывание проекта Х-33 отрицательно скажется на развитии МКС как станции нового поколения. С другой стороны, увеличивается роль «Союзов». А при превращении их в космическое такси это не так уж и плохо—все же частичная их самоокупаемость при коммерческом использовании и лишняя возможность требовать деньги у США. Однако этот факт лишнее пдтверждение того, что NASA больше модулей для станции создавать не собираются и органичатся ее современными масштабами. Вообщем это и правильно. Жаль только, что на различные по этой теме проеткы были растрачены огромные деньги, за которые можно было отправить новую миссию на Луну или сделать огромный шаг к первой миссии на Марс. Важно было вовремя поверить в российские технологии и ее приемущество в создании ДОС … и не выпендриваться. Вот где были растачены ресурсы и поставлены неверные цели перед пилотируемой космонавтикой. Надо было сразу делать «Мир-2» всем миром.
 

Fakas

опытный

Старый>Извините, джентльмены, но как и с ЭРД вас прийдётся разочаровать. Х-33 не был ни амбициозным ни перспективным проектом.
Абсолютно голословное утверждение, которое в следующем предолжении автор и опревергает.
Старый>Любой человек, имеющий хотя бы начальное образование в области ракетостроения прекрасно знает, что при современном уровне техники (подчёркиваю: современном, чтоб потом не говорили, что я выношу приговор) так, вот, при современном уровне техники создать одноступенчатый носитель невозможно.
Вот тут согласен, полностью. Но вот разве попытка создания одноступенчатого носителя не является амбициозной ?!
Старый> Конечно, если вы изучаете ракетостроение по статьям Афанасьева в Новостях космонавтики, то у вас может сложиться впечатление, что на Х-33 были внедрены какие-то "перспективнык технологии" или что то в этом духе. Но вы почитайте ещё хотя бы энциклопедию "Космонавтика" от 1985г. Вы там прочитаете, что этот самый ароспайк был испытан в 70-е годы и после испытаний выброшен на свалку истории. Я понимаю, что в институте вы прогуляли лекцию, где изучали сопла с центральным телом. Изучали их достоинства и НЕДОСТАТКИ. Недостатки, которые делают их реальное использование невозможным. Счас опять ухватятся за "невозможно". Сразу поправлюсь: нецелесообразным до невозможности. Если вас интересует - пишите, разьясню. Но думаю что не интересует. Слава богу прогуливали не все. А те кто учился, потом стали конструкторами и сейчас делают ракеты. Не многоразовые и не с аэроспайками. А кто прогуливал - стали журналистами, и счас пишут заказные статьи. В наше время писать заказные статьи материально гораздо выгоднее, чем учиться и работать инженером.
Я учился на инженера. Кому то мои знания понадобилсь ?! Хрен...
По поводу аэроспайка. Да проблем там много, возрастает площадь охлаждения, усложнена ПГС, сложно применить схему с дожиганием. Но ... Я лекции не прогуливал и даже более того интересовался сверх лекций. Так вот, модульные двигатели с соплом внешнего расширения в начале 90-х считались перспективными. Модульность позволяет отрабоать ЖРД в небольших масштабах, венешнее расширение уйти от потерь на нерасчетность сопла.
Старый> Про углепластик тоже надо учебники читать. Если он и вправду так хорош, почему из него не делать несущие конструкции в Шаттлах, аэробусах тех же? Те, кто учились делают из алюминиевых сплавов, кто прогуливали - считают их лохами.
Так, "все кто думает на так как я — лохи"... Напустить бы наших ребят со 2-го потока. Милейший, а не скажете из чего далеются МБР ? Та же РСМ-52, Тополь и пр.
Старый> Ни в программе МКС, ни в одной другой американской космической программе никто и никогда не расчитывал на использование "новых многоразовых". Свято верили в них только в редакции Новостей космонавтики, да может ещё в Федерации американских учёных. Кто не знаком с этой федерацией - не напрягайтесь, настоящие учёные в америке тоже не знают, что у них оказывается есть федерация.
Вы имеет в виду FAS ? Если их то я крайне удивлен таким перворачиванием с ног на голову. Бо именно на Federation of American Scientists я обнаружил множество критических материалов по Space Shuttle.
Вобщем море желчи, куча предубеждения, ноль информации...
Sapienti sat !  

Leroy

втянувшийся

Старый>в Федерации американских учёных. Кто не знаком с этой федерацией - не напрягайтесь, настоящие учёные в америке тоже не знают, что у них оказывается есть федерация.
Позвольте слово в защиту FAS. Федерация американских ученых - это не советский Дом ученых (пристанище бездельников, настоящие ученые дневали-ночевали в лабораториях), ни "Союз писателей" и даже не "Нью-Йоркская академия наук". Это авторитетнейший аналитический центр, беспрестанно следящий за правительственными программами, неустанно их критикующий и практически (ИМХО) свободный от сторонних влияний. Заказных анализов ФАС не производит. Название обманчиво, похоже на профсоюз, но это не так.
Да и Игоря Афанасьева с "НК" пинать не стоит. Дай Бог многим быть такими знатоками ракетной техники и космонавтики. Игорь - признанный на международном уровне аналитик. Его мнение может не совпадать с Вашим, но это не снижает его заслуг. То же касается и журнала "НК" в целом.
Зарегистрирован на сайте в декабре 2000 г. :)  

Shin

втянувшийся

Koydanator>А теперь без шуток. Конечно свертывание проекта Х-33 отрицательно скажется на развитии МКС как станции нового поколения. С другой стороны, увеличивается роль «Союзов». А при превращении их в космическое такси это не так уж и плохо—все же частичная их самоокупаемость при коммерческом использовании и лишняя возможность требовать деньги у США.

Вы не путаете X-38 и X-33? Вроде бы X-33 прямого отношения к МКС не имеет.

Роль "Союзов" действительно увеличится. По последним данным, перелопачен график сборки МКС. Теперь шаттлы будут летать всего 4 раза в год, длительность основных экспедиций увеличивается до 6 месяцев. И что самое интересное - экспедиции посещения ("Такси")будут оставаться на орбите около месяца для того, чтобы "экипаж ЭП обслуживал станцию, а основной экипаж занимался научными эспериментами"! Так, примерно, объявило NASA. Еще шаттлы будут торчать в пристыкованном состоянии по максимуму (до трех недель) с этими же целями.
 

Shin

втянувшийся

Ну а по поводу выпадов "Старого" в адрес НК я уже все сказал в другом топике.

Ваш лох :smile:
 
RU Старый #15.12.2001 21:37
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Извините, джентльмены, но как и с ЭРД вас прийдётся разочаровать. Х-33 не был ни амбициозным ни перспективным проектом. Любой человек, имеющий хотя бы начальное образование в области ракетостроения прекрасно знает, что при современном уровне техники (подчёркиваю: современном, чтоб потом не говорили, что я выношу приговор) так, вот, при современном уровне техники создать одноступенчатый носитель невозможно.
Чтобы меня не обвинили, дескать считаю конструкторов лохами, сразу скажу, какова задача этого "проекта" - перераспределить миллион баксов из госбютжета в портфели космических корпораций. После выполнения поставленой задачи проект был прекращён.
Конечно, если вы изучаете ракетостроение по статьям Афанасьева в Новостях космонавтики, то у вас может сложиться впечатление, что на Х-33 были внедрены какие-то "перспективнык технологии" или что то в этом духе. Но вы почитайте ещё хотя бы энциклопедию "Космонавтика" от 1985г. Вы там прочитаете, что этот самый ароспайк был испытан в 70-е годы и после испытаний выброшен на свалку истории. Я понимаю, что в институте вы прогуляли лекцию, где изучали сопла с центральным телом. Изучали их достоинства и НЕДОСТАТКИ. Недостатки, которые делают их реальное использование невозможным. Счас опять ухватятся за "невозможно". Сразу поправлюсь: нецелесообразным до невозможности. Если вас интересует - пишите, разьясню. Но думаю что не интересует. Слава богу прогуливали не все. А те кто учился, потом стали конструкторами и сейчас делают ракеты. Не многоразовые и не с аэроспайками. А кто прогуливал - стали журналистами, и счас пишут заказные статьи. В наше время писать заказные статьи материально гораздо выгоднее, чем учиться и работать инженером.
Про углепластик тоже надо учебники читать. Если он и вправду так хорош, почему из него не делать несущие конструкции в Шаттлах, аэробусах тех же? Те, кто учились делают из алюминиевых сплавов, кто прогуливали - считают их лохами.
Ни в программе МКС, ни в одной другой американской космической программе никто и никогда не расчитывал на использование "новых многоразовых". Свято верили в них только в редакции Новостей космонавтики, да может ещё в Федерации американских учёных. Кто не знаком с этой федерацией - не напрягайтесь, настоящие учёные в америке тоже не знают, что у них оказывается есть федерация.
Так что успокойтесь, не волнуйтесь, от отмены Х-33 никто не пострадает. МКС загинается сама по себе, и тут отдельная причина, я уже излагал её в топике про перспективы космонавтики. Можете перечитать. Суть там в том, что реально она никому не нужна. Сторонники пилотируемых полётов в их защиту находят только один аргумент: они всех нас зовут в Космос. Это конечно хорошо, но дороговато. Налогоплатильщики не долго будут раскошеливаться.
Думаю, что я вас ни в чём не убедил. Поэтому предлагаю к какждому очередному "проекту" от новостей космонавтики чисто механически применять такую процедуру: До сих пор это считалось невозможным. Что тут предложено нового, такого что не было известно и уже отвергнуто 20 лет назад? Если что-то новое есть,
значит можете считать, что невозможное стало возможным. Если нет - тогда просто веруйте.
Старый Ламер  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Очередной трёп говоруна.
 
BY Koydanator #16.12.2001 01:19
+
-
edit
 

Koydanator

новичок
<h5>2Старый</h5>
Нельзя отмаховаться от пилотируемого космоса и МКС. Понятно, что в том виде, в котором она планировалась она никогда не состоится. Амы от нее не откажутся, не привыкли они признавать свои ошибки. Европейцы тем более, они впервые «на равных» участвуют в строительстве ДОС. Что до различия–прогуливал лекции или нет–это не фактор…

<h5>2Shin</h5>
То что Х-33 прямого отношения к МКС не имеет—далеко не факт. Это все-таки замена шаттлам. Они дорогие и не очень эффективные для ДОС. Посмотрим на будет способен европейский ATV. Число полетов челноков к МКС сокращается. В принципе, вы об этом сами и сказали.

2All


Не нужно нападать на НК. Это единсвенное стоящеее издание о космонамнике на постсоветском простанстве.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

> Роль "Союзов" действительно увеличится. По последним данным, перелопачен график сборки МКС. Теперь шаттлы будут летать всего 4 раза в год, длительность основных экспедиций увеличивается до 6 месяцев. И что самое интересное - экспедиции посещения ("Такси")будут оставаться на орбите около месяца для того, чтобы "экипаж ЭП обслуживал станцию, а основной экипаж занимался научными эспериментами"! Так, примерно, объявило NASA. Еще шаттлы будут торчать в пристыкованном состоянии по максимуму (до трех недель) с этими же целями.

Shin, по-моему, это пока что планы. Одно из направлений предложений по снижению стоимости МКС. Причём такие направления сильно критикуются партнёрами США - в частности, Канадой (они примерно посчитали, что раньше один канадец должен были летать 3 месяца каждые 3 года, а теперь - 6 месяцев каждые 11 лет, что их никак не устраивает).

А на Мире как с экспедициями было? Они в основном чем занимались - экспериментами или управлением станцией? Мне кажется, что вводить ЭП в курс дела может быть достаточно долго - проще дать им возможность заниматься экспериментами, а станцией пусть управляют те, кто уже хорошо это знает и привык. Или не так?

Вообще, мне кажется, это здравая идея - увеличить время пребывания экспедиций. Вряд ли это скомпенсирует уменьшение численности основного экипажа МКС, да и сами экспедиции дороже будут (что перераспределит затраты между участниками), но уж если летать - то выжимать полностью из полётов. Наверняка это всё уже просчитывали в агентствах, интересно, почему так с самого начала не делали.
 
RU Старый #16.12.2001 19:26
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakas>Так, "все кто думает на так как я — лохи"... Напустить бы наших ребят со 2-го потока. Милейший, а не скажете из чего далеются МБР ? Та же РСМ-52, Тополь и пр.
спасибо, что вы мне глаза открыли. Я и так тут огромные пространства занимаю, не могу всё подробно объяснять, но прийдётся. Я привёл в качестве примера МНОГОРАЗОВЫЕ изделия, к коим предполагалось отнести и Х-33, а вы приводите одноразовые. Естественно одноразовые ракеты делают из углепластика, но почемуто в основном твердотопливные, как вы справедливо заметили.
Старый Ламер  
RU Старый #16.12.2001 19:29
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
avmich>Очередной трёп говоруна.
какими бы нелепыми и неграмотными не казались мне утверждения многих "специалистов", я стараюсь не называть их дебилами, болтунами и т.п. разве что в горячке, в качестве реакции.
Старый Ламер  
RU Старый #16.12.2001 19:35
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Старый>>Извините, джентльмены, но как и с ЭРД вас прийдётся разочаровать. Х-33 не был ни амбициозным ни перспективным проектом.
Fakas>Абсолютно голословное утверждение, которое в следующем предолжении автор и опревергает.
Старый>>Любой человек, имеющий хотя бы начальное образование в области ракетостроения прекрасно знает, что при современном уровне техники (подчёркиваю: современном, чтоб потом не говорили, что я выношу приговор) так, вот, при современном уровне техники создать одноступенчатый носитель невозможно.
Fakas>Вот тут согласен, полностью. Но вот разве попытка создания одноступенчатого носителя не является амбициозной ?!

Амбициозный проект - это как я, конечно понимаю, это проект ставящий целью достижение трудновыполнимой задачи. Проект ставящий целью выполнеие заведомо невыполнимой задачи - по моему мнению называется авантюристичным. Но ни то ни другое не относится к Х-33, там была поставлена простая задача перекачки денег и она была успешно достигнута.
Перспективным я считаю называется проект, у которого есть какие-то дальнейшие перспективы, или хотя бы который на них рассчитывал. У Х-33 этого не было изначально.
Старый Ламер  
RU Старый #16.12.2001 19:43
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Fakas>По поводу аэроспайка. Да проблем там много, возрастает площадь охлаждения, усложнена ПГС, сложно применить схему с дожиганием. Но ... Я лекции не прогуливал и даже более того интересовался сверх лекций. Так вот, модульные двигатели с соплом внешнего расширения в начале 90-х считались перспективными. Модульность позволяет отрабоать ЖРД в небольших масштабах, венешнее расширение уйти от потерь на нерасчетность сопла.
Понял, разъясняю. Это прблемы сложные, но не принципиальные. Принципиальная проблема в том, что при работе в вакууме мощный двигатель с центр. телом будет работать в режиме недорасширения газов. Даже при сильном дросселировании сопло окажется слишком мало. Вся суть дв-лей с цен телом , из за чего их и создали, это то, что в атмосфере они работают всегда с оптимальным расширением, таковы свойства цен тела. Поэтому этот дв-ль идеален для атмосферного участка полёта. На Х-33 он бы позволил избежать потерь на перерасширение на атмосферном участке полёта, но привёл бы к гораздо более значительным потерям на недорасширение на основном участке полёта.
А модульность тут ни при чём.
Старый Ламер  
RU Старый #16.12.2001 19:57
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
.
Leroy>Позвольте слово в защиту FAS. Это авторитетнейший аналитический центр, беспрестанно следящий за правительственными программами, неустанно их критикующий и практически (ИМХО) свободный от сторонних влияний. Заказных анализов ФАС не производит.
Позвольте остаться при противоположном мнении. Желаете обсудить - пишите. В общем форуме не нужно - народ за снобов посчитает.
Старый Ламер  

GAW

администратор

Старый> Позвольте остаться при противоположном мнении. Желаете обсудить - пишите. В общем форуме не нужно - народ за снобов посчитает.

to старый and all

Убедительная просьба -
1. Не надо пытаться озвучивать чьи-либо мысли, кроме своих.
2. Внимательно перечитывать свои постинги перед отправкой и убирать из них ЛЮБЫЕ личностные оценки, дабы это не пришлось делать модераторам.

Ваш moderator
 

hcube

старожил
★★
А нельзя было поставить два двигателя? Один с внешним расширением и мощный - для работы на атмосферном участке - до 100 км. А другой - слабенький, с тем расчетом, чтобы оставшиеся пару км/c набрать за пол, даже 3/4 витка. Для этого ведь большая тяга не нужна, так? Заодно можно орбитальное маневрирование им же делать.
Но в любом случае - лучше бы делали 'Спираль' - атмосферный разгонник и заатмосферный корабль. Можно даже их сделать подобными по обводам, просто с масштабированием - на 'старший' - 4 SSME, на 'младший' - один, еще можно сделать на керосин-АТ совсем маленькую ступеньку, для работы с 'младшим' в качестве первой ступени, в качестве корабля - такси.
Убей в себе зомби!  

ZORG

новичок
Раз американцы продлжают испытывать свой прототипspacerefот Friday, December 14, 2001 похоже что либо теплится надежда на продолжение программы, либо программа еще не закрыта...
 

Leroy

втянувшийся

Что касается Х-38, то меня всегда поражала эта идея: делать самую сложную в косм. технике вещь - пилотируемый КА - на случай, который "не должен произойти". Делать ПКА, в который заведомо не сядет ни один космонавт?! Решились бы они испытать его, спустив разок с орбиты с людьми? Скорее всего нет, не стали бы рисковать. А тогда астронавту на МКС невольно закрадывалась бы в голову мыслишка: "А достаточно ли надежна наша "шлюпка", ведь на ней никто никогда не летал?".

Уверен (и такие заявки были), что если бы Х-38/CRV был бы доведен и отработан, на его базе в конце-концов создали бы какой-нибудь приличный ПКА.
Зарегистрирован на сайте в декабре 2000 г. :)  
+
-
edit
 
Leroy>Что касается Х-38, то меня всегда поражала эта идея: делать самую сложную в косм. технике вещь - пилотируемый КА - на случай, который "не должен произойти". Делать ПКА, в который заведомо не сядет ни один космонавт?! Решились бы они испытать его, спустив разок с орбиты с людьми? Скорее всего нет, не стали бы рисковать. А тогда астронавту на МКС невольно закрадывалась бы в голову мыслишка: "А достаточно ли надежна наша "шлюпка", ведь на ней никто никогда не летал?".

? А испытания на что ? Они, я думаю, штуки три пустых с орбиты бы сбросили, прежде чем стали использовать.

Leroy>Уверен (и такие заявки были), что если бы Х-38/CRV был бы доведен и отработан, на его базе в конце-концов создали бы какой-нибудь приличный ПКА.

Не знаю... Слишком разные требования.

Во-первых, двигатели. На Х-38 они одноразовые - вполне можно поставить твердотопливные - они надежнее и хранятся дольше (кстати, кто-то знает, какие они хотят поставить ?).

Во-вторых, другие требования к корпусу (в частности, стойкость к нагрузкам при старте).

В третьих - другие системы жизнеобеспечения - от Х-38 по идее, больше суток не нужно.

В четвертых, менее точная навигация и отсутствие системы причаливания/стыковки.

В пятых - не нужно СБ - достаточно аккумуляторов

В шестых - а зачем: есть Союз. Он со своей задачей вполне справляется. Если сильно хочется, можно его модифицировать.

Ну и так далее... :smile:
 

vjick

опытный
В общем, не получится, ясно
 
RU Paleopulo #18.12.2001 09:25
+
-
edit
 

Paleopulo

втянувшийся
Leroy>Что касается Х-38, то меня всегда поражала эта идея: делать самую сложную в косм. технике вещь - пилотируемый КА - на случай, который "не должен произойти". Делать ПКА, в который заведомо не сядет ни один космонавт?! Решились бы они испытать его, спустив разок с орбиты с людьми? Скорее всего нет, не стали бы рисковать.

По моему когда программа была в разгаре (в 1998-99) годах, то на 2002 год планировался "сброс" шлюпки с Колумбии. Сначала без экипажа. А потом, после окончания ресурса пристыкованного CRV, при его замене (как сейчас Союз), он дложен был садиться с астронавтами.
 

vjick

опытный
Paleopulo>А потом, после окончания ресурса пристыкованного CRV, при его замене (как сейчас Союз), он должен был садиться с астронавтами.

Что-то я про это не слышал. Скорее, сводился бы с орбиты с грузами.
А мысль Leroy о том, что на его базе сделали бы приличный пилотируемый КК, ИМХО, заслуживает доверия. Наверняка, в условиях сокращения полетов шаттлов приспособили бы для "пассажирских" перевозок на МКС, оставив за челноками "грузовые" рейсы
 
RU Владимир Малюх #18.12.2001 12:35
+
-
edit
 
Старый>Амбициозный проект - это как я, конечно понимаю, это проект ставящий целью достижение трудновыполнимой задачи. Проект ставящий целью выполнеие заведомо невыполнимой задачи - по моему мнению называется авантюристичным. :smile::smile: Почему-то сразу вспомнилось Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступать с
задачей, которая решения не имеет. © сами знаете - один очень незаурядный человек, и вообще-то авантюрист..
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakas

опытный

Fakas>>Так вот, модульные двигатели с соплом внешнего расширения в начале 90-х считались перспективными. Модульность позволяет отрабоать ЖРД в небольших масштабах, венешнее расширение уйти от потерь на нерасчетность сопла.
Старый>Понял, разъясняю. Это прблемы сложные, но не принципиальные. Принципиальная проблема в том, что при работе в вакууме мощный двигатель с центр. телом будет работать в режиме недорасширения газов.

В вакууме любой реальный РД будет работать в режиме перерасширения, не так ли :smile: . делать сопло безконечным ведь никто не будет.
Суть выгод получаемых при использовании сопла с центральным телом в минимизации потерь на нерасчетность потока. Все остальные способы (сопловые насадки).

Старый>Даже при сильном дросселировании сопло окажется слишком мало. Вся суть дв-лей с цен телом , из за чего их и создали, это то, что в атмосфере они работают всегда с оптимальным расширением, таковы свойства цен тела.

Наверно не центрального тела, а особенности сверхзвукового потока :smile: .

Старый>Поэтому этот дв-ль идеален для атмосферного участка полёта. На Х-33 он бы позволил избежать потерь на перерасширение на атмосферном участке полёта, но привёл бы к гораздо более значительным потерям на недорасширение на основном участке полёта.

Нет, нет и еще раз нет... Оооххх... Нету под рукой рисунков, но факт тот, что потери на недорасширение будут меньше чем у традиционного сопла, рпассчитанного как обычно на среднее Ра.
Старый> А модульность тут ни при чём.
Как это ни при чем ? Одной из ключевых особенностей XRS-2200 как раз и есть модульность. Я пишу есть, потому что AFAIK сам двигатель никто не закрывал.
Да и ваша оценка о том, что деньги банально "украли" мягко говоря неадекватна... Любой результат в НИОКР есть прогресс. В ходе программы наработаны опыт, методики. А это есть очень и очень важно.
Sapienti sat !  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru