Baz>Именно их, уважаемый коллега. Это отметили наши пилоты, когда летали на МиГах-29. Хотя, может это субъективные их ощущения.
Ну, ручка-то с одной стороны к пилоту "подключена", так что субъективная оценка здесь имеет очень важное значение.
Усилия и перемещения на ручке устанавливаются в соответствии с ОТТ ВВС (у американцев декларируются только усилия). А усилия эти выбираются по многим критериям. Кстати, как раз с ручкой МиГ-29 связана целая история: она не вполне соответствовала нормам (там была хитрая нелинейность), но микояновцам (во многом, слышал, благодаря Федотову) удалось убедить приемку, что так удобнее). Есть совершенно определенный оптимум, как с точки зрения удобства, так и безопасности. Причем оптимум этот, вообще говоря, различен для разных задач, не говоря уж о разных классах самолетов.
С первого взгляда кажется, что чем мягче ручка, тем удобнее. Но это не так. Во-1, летчик должен ощущать тактильную и "силовую" связь с самолетом. Это как бы само собой, но для это надо, чтобы усилия, прилагаемые рукой, были соизмеримы с силой ощущений, испытываемых летчиком в результате его же действий
То есть если для полного отклонения ручки нужен килограмм, а это полное отклонение создаст восьмикратную перегрузку, которая увеличит вес вашей руки далеко не на один килограмм, то... возможны неприятные последствия
Это вам не за столом летать
Во-2, и это вытекает из 1-го, слишком легкое управление провоцирует раскачку самолета. Становится трудно дозировать небольшие отклонения, из-за чего летчик "перебирает" ручку, и как только видит, что перебрал, отдает обратно, и снова "перебирает". Все это происходит с запаздыванием, свойственным человеку (и системам управления не в последнюю очередь), что может привести к катастрофическим последствиям уже на 2-3-м цикле.
Склонность к раскачке - индивидуальная черта каждого самолета. В той или иной мере к ней склонен практически любой самолет. Определяется она как динамическими характеристиками самого самолета на разных режимах, так и его системой управления. И даже манерой пилотирования.
Допустим, что самолет у нас хороший, достаточно устойчивый и сам не раскачивается. (Для избежания недоразумений "самолетом" будем называть то, что чувствует летчик, т.е. для современных ЛА это совокупность "голого" самолета и СУУ (системы улучшения устойчивости/управляемости)). Хотя в реале это не совсем так, и что F-16, что Су-27 с МиГ-29 имеют повышенную склонность к раскачке на некоторых режимах полета. Уже это может потребовать изменения ручки.
Проблема осложняется, если требуется сколь-нибудь точное пилотирование (посадка, прицеливание, дозаправка и т.п.) Чем точнее нужно управление, тем быстрее и точнее должна быть реакция пилота. А это значит, движения ручки становятся более резкими и частыми. И вот тут-то риск раскачать самолет возрастает в разы. Особенно если частота управления попадет в резонанс с самолетом. Чтобы не раскачать самолет, приходится загрублять систему управления, и затяжеление ручки - лишь один из способов; можно и просто чувствительность понизить, т.е. увеличить "расход" ручки по перемещению (который, правда, тоже ограничен нормами).
Вот тут-то, возможно, и кроется основная причина наших более тяжелых ручек. С точным, прецизионным пилотированием у наших самолетов есть проблемы из-за медленных бустеров (на F-15,16 максимальная скорость отклонения рулей примерно вдвое выше, чем на наших. Я же говорил, что с гидравликой у нас проблемы...) Недостатки бустеров заставляют отфильтровывать высокочастотные движения ручки (в первую очередь для неустойчивых самолетов), да и сами они являются фильтрами. Короче, появляется запаздывание в реакции самолета - главный провокатор раскачки. Приходится бороться в том числе и загрублением системы управления. Прицеливаться будем хуже, зато хоть не раскачаем. Если дело совсем плохо, то загрублять (или по-иному мудрить) систему управления можно специально для режимов, требующих точного пилотирования, как, например, с заправкой для Су-27. Да и вообще из-за этого у Сушки заметно затяжеленная ручка.
Справедливости ради надо сказать, что американцы со своей "легкой" ручкой на F-16 тоже нехило накололись. Самолет вёрткий, и выйти на максимальную перегрузку - нефиг делать, что называется, пальцем нажать
. А при столь высоком темпе нарастания перегрузки человек теряет сознание без всякого предупреждения со стороны собственного организма
. Немало первых 16-х попадало именно по этой причине, пока они на спарке не разобрались, что к чему...