Реклама Google — средство выживания форумов :)
quote:
БРЛС истребителя Су-27: создание, отработка, характеристики.
В 1976 г. государственными органами было принято решение о создании самолета Су-27, имеющего БРЛС, не уступающую по тактико-техническим характеристикам станции прицельной системы APG-63 самолета F-15. Почти все отмеченные выше особенности БРЛС APG-63 вошли в техническое задание на Разработку БРЛС самолета Су-27; кроме того, были заданы дополнительные функции, реализация которых обеспечивала превосходство над прототипом Эти функции определялись техническим заданием разработки нового типа антенны, работающей как щелевая антенная решетка в горизонтальной плоскости и как фазированная антенная решетка в вертикальной плоскости.
Электронное перемещение луча в вертикальной плоскости позволяло в режиме обзора при горизонтальном механическом сканировании луча практически мгновенно направлять его на ранее обнаруженные цели. Это обеспечивало при многострочном обзоре регулярное, в 2-3 раза более частое чем только механическое, сканирование, а также обращение антенны к ранее обнаруженным целям. Радикально решался вопрос повышения точности прогнозирования положения цели в режиме сопровождения "на проходе" (СнП)
Значительное повышение точности режима СнП БРЛС самолета Су-27 по сравнению с механическим перемещением луча станции APG-63 позволяло рассматривать вопрос многоцелевого обстрела, что в то время было неосуществимым для самолета F-15 (видимо имеется в виду первая модификация F-15A, пр. Чижа) при использовании ракет с полуактивными радиолокационными головками самонаведения. На дальностях захвата головок этих ракет требуется дискретно-непрерывный подсвет целей, что в БРЛС в частности самолета МиГ-31, обеспечивается последовательным электронным "перебросом" луча с одной цели на другую в зависимости от прогнозируемой дальности подлета к ним ракет.
В БРЛС самолета Су-27 решение задачи подсвета целей предполагалось выполнять посредством поворота антенны с удержанием ее луча на цели в течение интервала подсвета на такой угол, чтобы последующее перемещение луча на другую цель могло осуществляться электронным способом. В этом случае по функциям обстрела целей обеспечивалось приближение БРЛС самолета Су-27 к БРЛС системы "Заслон" с реализацией, по крайней мере, двухцелевого обстрела.
... хотя при проведении летных испытаний были получены положительные результаты, из-за серьезных недостатков, выявленных в процессе проведения работ, дальнейшие испытания были прекращены. Основные недостатки заключались в следующем:
- БЦВМ разработки НИИ приборостроения оказалась неработоспособной;
- большие отставания в создании прораммного обеспечения БЦВМ;
- антенна с электронным сканированием в одной плоскости не соответствовала техническим требованиям.
В 1982 г. после рассмотрения состояния дел в ЦК КПСС Гришин В. К. был освобожден от занимаемой должности и назначен главным конструктором СУВ С-27, а Бекирбаев Т. О. - его заместителем. Приказом министра радиопромышленности была создана экспертная комиссия по рассмотрению дел по СУВ С-27, которая приняла решение:
- разработку антенны прекратить и вместо нее поставить новую, на базе антенны БРЛС С-29, поручив разработку антенны НИИ радиостроения;
- БЦВМ разработки НИИ приборостроения заменить на БЦВМ Ц-100 разработки НИЦЭВТ.
В БРЛС С-29 использовалась двухзеркальная антенна Кассегрена. Для БРЛС С-27 нужна была антенна большего размера. Увеличение се диаметра в полтора раза по сравнению с антенной БРЛС С-29 потребовало усиления прочности конструкции. Разработку этой антенны в короткие сроки провел коллектив НИИ радиостроения.
Было принято также решение для БРЛС С-27 использовать БЦВМ с долговременным запоминающим устройством, имеющим вдвое больший объем памяти, чем в БРЛС С-29. Это открывало возможности по дальнейшему совершенствованию математического обеспечения БРЛС.
Отмеченные проблемы вместе с другими задачами системы С-27 потребовали серьезных доработок математического обеспечения БЦВМ. В марте 1983 г. было получено заключение о готовности системы С-27 к проведению летных испытаний. После отладки аппаратуры С-27 на серийных самолетах
Су-27 начался этап летно-конструкторских испытаний. Одной из первостепенныx задач было подтверждение заявленных потенциальных характеристик БРЛС. В режиме ВПЧ средняя дальность обнаружения цели с ЭПР = 3 м2 по критерию "два из пяти" с вероятностью 0,5 составила 100 км.
Существенной особенностью режимов квазинепрерывного излучения проявившейся при проведении летных испытаний, является наличие "слепых" ракурсов цели при смене полусферы ее наблюдения. В свободном пространстве при углах визирования цели Ев больше 3 град (на 3 градуса выше горизонта, пр. Чижа) над горизонтальной плоскостью смена полусферы цели связана с наличием "слепой" зоны шириной несколько градусов в районе ракурса цели q = 90 град. Такая зона не вызывает трудностей и легко преодолевается при инерционном сопровождении цели. Другая картина наблюдается при вертикальном угле визирования цели Ев меньше 3°(на 3 градуса ниже горизонта, пр. Чижа), когда при смене полусферы атаки, как правило, захватывается "пик земли". Для исключения захвата "пика земли" при ракурсе цели в диапазоне углов ~ 85...105 град. ее сопровождают инерционно...