Неожиданная поддержка пришла от начальника отдела Авиарегистра Валерия Александровича Володарского. Благодаря его жесткой позиции "антиштопорная" программа была реанимирована. Впрочем, руководство АНТК им. О.К.Антонова лучше других участников процесса понимало актуальность этой программы и ожидало толчка со стороны для разделения ответственности. Всякое могло случиться.
К удивлению и восторгу лётно-испытательной бригады все, требуемые нормами АП-23 и FAR-23, режимы провоцирования штопора прошли гладко. Самолёт действительно не входил в штопор и это теперь стало фактом.
В советские времена такая работа могла быть удостоена золотой медали ВДНХ. В наше время она может получить награду Международной ассоциации лётчиков-испытателей или другой подобной организации, которых в мире много. Они специально созданы для выделения приоритетов и широко используются для рекламы фирм и их изделий.
После успеха "антиштопорной" программы мне удалось вернуть к исполнению программу тестовых полётов под назначение длины аэродрома для самолёта Ан-3. Пять лётчиков должны были сделать по восемь посадок с разными видами ошибок в пилотировании. Средний результат умножался на коэффициент 1,47, что и определяло потребную ВПП. Если не делать тестовые полёты, то назначается коэффициент 1,63. Как говорится, ощутите разницу.
Отлётана ночь. Выяснен и устранён недостаток. Оказывается, через светлую окраску винта при свете посадочных фар не видно посадочную полосу.
Отлётаны остальные пункты комплексной программы, включая задымление, имитацию пожаров и аварийное покидание воздушного судна.
10 августа были отлётаны крайние полёты в сертификации. На присвоение самолёту минимума погоды. Смысл этих полётов был в том, чтобы перевести процедуру присвоения минимума с облёта посадочной системы аэродрома на возможности пилотирования по правилам визуального полёта. Мной были выбраны три варианта выхода на аэродром и его обнаружения, после чего пилот выстраивал дальнейший заход на посадку, не теряя визуального контакта с посадочной полосой. Маневренность самолёта это позволяла. ГосНИИ "Аэронавигация" ничего не имел против. Самолёт получил доказанный и несравнимо более низкий минимум погоды, чем это могло быть при заходе на посадку по правилам приборного полёта. Причем без стыдливых ссылок на санзадание, как это сделано в РЛЭ самолёта Ан-2.
30 августа 2000 г. получен сертификат типа самолёта Ан-3Т.
Конечно, свои болячки болят больнее. Особенно, когда относишься к делу всерьёз, а чувствуешь себя цветком в проруби.
История воссоздания Ан-3 в очередной раз и очень ярко высветила "блеск и нищету" отечественной сертификации. Мне жаль, что так было.
На её фоне становится понятнее человеческая нормальность "антоновцев", которые буквально из себя, из своих нравственных качеств лепили самолёт Ан-3, чтобы потом уже он, этот системообразующий "кукурузник", затыкал дыры нашего общего благополучия.
У нашей истории много героев. Всех я не знаю. Мне известны только те, кто занимался лётными испытаниями. Это ведущий лётчик-испытатель Тарасюк Сергей и лётчик-испытатель Хрустицкий Анатолий, взявший на себя проблемы "антиштопора". Ведущие инженеры Дзюба Владимир и Годунко Андрей. Руководитель лётно-испытательной бригады Юшков Борис Михайлович.
Стыковку полувековой биографии легендарного самолёта Ан-2 с потребностями роста его восприемника Ан-3 провёл ведущий конструктор, ещё "антоновского" призыва, Задорожный Владимир Егорович.
Руководил процессом воссоздания самолёта Ан-3 уже упомянутый ранее Онгирский Генрих Генрихович, заместитель Генерального конструктора и главный прочнист АНТК им. О.К.Антонова.
8. Индивидуальный портрет на общем фоне.
Есть такая правило: красивый самолёт красиво летает.
Самолт Ан-3 очевидно красив. Несмотря на свою полотняность и расчалки, он аристократичен, как раритет представительского автомобиля. Чувство породы сохраняется даже после знакомства с его обшарпаными внутренностями. Можно себе представить, что будет с ним после работы толкового дизайнера, который сумеет понять и сохранить этот аристократизм. Как нигде, здесь необходимо чувство стиля.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]