13,06,02
12:10
Совершенно секретная "Юла"
Российские инженеры создали уникальный ранцевый вертолет
Как-то так получилось, что в последнее время российские инженеры не балуют нас известиями о новых разработках. Впрочем, причины этого известны и долго распространяться об этом, наверное, смысла нет. Но даже те сообщения, в которых говорится о действительно интересных (даже революционных) разработках, остаются практически незамеченными. А между тем, в России по-прежнему ведется работа над весьма интересными проектами.
В конце мая некоторые российские интернет-издания сообщили об уникальной разработке омского аэрокосмического объединения "Полет" - ранцевом десантно-штурмовом вертолете "Юла". Этот аппарат в настоящее время не имеет аналогов в мире. Впрочем, это и неудивительно, достаточно ознакомиться с некоторыми техническими характеристиками "Юлы": масса вертолёта 20 килограммов, скорость полёта - 120 км/час, "потолок" - 1000 метров, активное время полёта - 25 минут. В сложенном виде вертолет представляет собой полутораметровый сверток. В интервью интернет-изданию Страна. RU, автор проекта Вячеслав Котельников рассказал, что "Юла" предназначена для нанесения ударов по наземным целям и выполнения поисково-спасательных работ, имеет фюзеляж телескопической конструкции и двухлопастный несущий винт. Силовая установка состоит из двух политопливных воздушно-реактивных двигателей, размещённых в лопастях винта с воздухозаборниками на консолях.
Ввиду совпадения центра тяжести и центра масс машины, её аэродинамические характеристики позволяют совершать посадку при потере части лопасти. Реактивная схема вертолёта, когда сам двигатель находится на конце лопасти, очень эффективна: машина в 4 раза менее металлоёмка, чем традиционный вертолёт, грузоподъёмность повышается относительно каждого килограмма конструкции в 3-4 раза.
Омские разработчики создали уникальный двигатель-лопасть, при котором центробежная сила, напротив, лишь помогает двигателю. На ПО "Полёт" были изобретены принципиально новые основные элементы машины, начиная с двигателя и заканчивая системой управления и автоматом перекоса. Предполагается, что такие вертолёты будут неоценимы для войск специального назначения. Более подробная информация по проекту засекречена".
Что интересно, о разработке омских конструкторов было известно еще в 1999 году. Тогда проект ранцевого вертолета был представлен на проходившей с 8 по 12 июня 3-ей международной выставке наземной, воздушной техники и вооружений Сухопутных войск и конверсионной продукции "ВТТВ-Омск-99". Однако российские СМИ почему-то не проявили интереса к разработке омских конструкторов. Возможно потому, что детальная информация о проекте была засекречена, как засекречена она и сейчас. Тем не менее известно, что американцы уже проявили интерес к разработке и даже предлагали омичам за соответствующее вознаграждение поделиться информацией. Однако получили отказ. Вячеслав Котельников надеется, что России удастся сохранить приоритет в этой сфере.
Сама идея создания ранцевого вертолета не нова. Впервые ее попытался воплотить в жизь американский инженер Г.Пентекост, который в 1945 году создал аппарат, названный "Хоппикоптер" ("Попрыгунчик").
[ слишком длинный топик - автонарезка ]