Молчание зонда NEAR Shoemaker
Американский исследовательский зонд NEAR Shoemaker находится сейчас на поверхности астероида Эрос, на который он сел в феврале 2001 г. До этого в течение целого года он вращался вокруг этого астероида, периодически меняя параметры орбиты и исследуя Эрос со всех сторон. Зонд NEAR выполнил и перевыполнил все задачи своей миссии. Его посадка на астероид изначально вообще не планировалась, и конструкция зонда не была рассчитана на такие маневры. Тем не менее, под занавес миссии терять все равно было нечего, и зонд NEAR по команде с Земли направился к поверхности астероида, до последней секунды фотографируя то, что находилось внизу. Посадка, в общем-то, прошла успешно, и зонд передал последние фотографии в ЦУП. Потом проект официально закончился, и сеансы связи с зондом прекратили.
Зато недавно о зонде NEAR опять вспомнили и решили возобновить с ним связь. Момент был очень удобный, так как NEAR вместе со своим астероидом Эрос сейчас находится гораздо ближе к Земле, чем в феврале 2001 г. Если сейчас расстояние между Эросом и Землей составляет 138 млн км, то тогда оно было как минимум вдвое больше. И пока Эрос и Земля снова не разошлись в космическом пространстве руководство бывшего проекта NEAR решило убедиться в сохранности и работоспособности оборудования зонда. В пользу успеха этой затеи говорило и то, что три последних месяца зонд освещался Солнцем и его солнечные панели вырабатывали электричество для питания оборудования.
10 декабря специалисты Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса, которые занимались этим проектом, с помощью 70-метровой антенны сети дальней космической связи послали сигнал в сторону Эроса. Эти попытки связаться с зондом продолжались 12 часов. Так как не было известно, какой из двух бортовых компьютеров зонда остался подключенным к передатчику, то сигналы посылались с командами то для одного компьютера, то для другого. Однако все было тщетно. NEAR Shoemaker молчал.
По всей видимости, пребывание в течение 22 месяцев на поверхности астероида, где временами температура снижалась до -170oС, не прошло для него даром. Что с ним конкретно произошло, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем, и новых сеансов связи с ним больше не планируется.
Е. Волынкина
(по материалам SpaceFlight Now)