История самолета Ил-18 в «Толмачево»
Этой статье уже 2 года.
Когда разговор заходит об истории Толмачевского объединенного авиаотряда (ТОАО), которому в следующем году исполнится 45 лет, обычно вспоминают самолет Ту-104, который в 1957 году совершил первый пассажирский рейс из «Толмачево». Однако на фоне первенца советской реактивной техники отходит на дальний план история лайнера Ил-18, который также долгое время эксплуатировался в ТОАО. Сегодня «КС» рассказывают об этом турбовинтовом самолете и его работе в Новосибирске.
Достоинства
Самолет Ил-18 в какой-то степени уникальная машина. Он создавался в одно время с Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его ровесники в лучшем случае существуют только в виде памятников. В то же время Ил-18 продолжает свою трудовую деятельность.
Долговечность этого лайнера объясняется его отличными даже по современным меркам экономическими характеристиками – расход топлива на час полета составляет на Ил-18 2-2,2 тонны, в то время как сравнимый с ним по классу Ту-104 потреблял в два с лишним раза больше - 4,5 тонны. Самолет Ту-154М при перевозке в полтора раза большего количества пассажиров расходует 5 тонн в час, то есть почти в два с половиной раза больше, чем Ил-18.
Скорость турбовинтового Ил-18 конечно ниже, чем у реактивных самолетов, но это не мешает ему пользоваться своими преимуществами как в экономике, так и в дальности полета с коммерческой нагрузкой, достигающей у Ил-18Д 6500 км. Кроме того, Ил-18 способен садиться и взлетать с очень коротких полос длиной до 1500 метров.
Ил-18 в «Толмачево»
В Новосибирске Ил-18 попал в исторический промежуток между освоением двух основных типов самолетов Толмачевского авиаотряда - Ту-104 и Ту-154.
Первый базовый Ил-18 прибыл в «Толмачево» весной 1967 года. Это был борт СССР-75548. В 70-х годах единовременное количество этих самолетов на предприятии варьировалось от 10 до 20 машин. Часть Ил-18 списывалась, часть поступала из других авиаотрядов, в том числе из Ташкента, Душанбе, Прибалтики.
В Новосибирске эксплуатировалось самолеты в модификации Ил-18В и Ил-18Д в компоновке на 100 пассажирских кресел. Осенью 1979 года в ТОАО поступил первый лайнер в грузовом варианте. Затем в Новосибирск прибыло еще несколько таких машин. Это были Ил-18 с большим налетом, переделанные из пассажирских модификаций. Их грузоподъемность составляла 13,5 тонн.
Списали новосибирские Ил-18 весной 1985 года.
География полетов и перевозки
Регулярные пассажирские рейсы на базовых Ил-18 выполнялись из Новосибирска (далее - Н) в Краснодар (ежедневно), Сочи, Анапу, Симферополь, Львов, Алма-Ату, Ташкент, Фрунзе, Хабаровск, Благовещенск, Якутск-Магадан, дважды в день самолеты следовали по маршруту Улан-Удэ – Новосибирск – Москва. Толмачевские Ил-18 также связывали Кемерово, Новокузнецк, Омск, Барнаул и Томск с южными курортами. Рейсы из этих городов в Москву в то время выполняли московские экипажи.
Было большое количество чартерных рейсов. На отдых в Кишинев возили детей, на Камчатку и Сахалин – призывников. Причем рейс Новосибирск - Петропавловск-Камчатский выполнялся без посадки и длился более восьми часов. Интересно, что иногда, с попутным ветром, путевая скорость при полетах на восток могла достигать 1000 км/ч.
В 70-х годах толмачевские Ил-18 выполняли и первые собственные международные рейсы из Новосибирска. На них в Монголию и Германию также перевозились призывники.
«Грузовики» в основном возили фрукты и овощи по направлению юг-север. В Баку базировался специальный сводный авиаотряд, который обеспечивал эти перевозки. Его командиром одно время был Эдуард Петренко, командир авиаэскадрильи Ил-18 Толмачевского ОАО. Самолеты сводного отряда доставляли фрукты в Норильск, Певек, Анадырь и в другие, более близкие северные города. Остальные грузы на Ил-18 перевозились по самым разнообразным маршрутам.
«Мы могли перевозить все, что помешалось в самолет: подшипники, золото, запчасти, даже глубинные бомбы и снаряды. В 1982 году два толмачевских Ил-18 в течение двух недель возили в Москву на очередной съезд КПСС рыбные деликатесы из Охотска», - вспоминает бывший командир самолета Иван Чаусов.
Часто полеты выполнялись по кругу, например, Н - Киров - Якутск - Владивосток - Новосибирск или Н - Харьков - Винница - Челябинск - Н (в обоих случаях указаны реальные маршруты). На каждом отрезке груз мог быть разным.
114 летный отряд
Основное летное подразделение Ил-18, 114 летный отряд (ЛО) появился в «Толмачево» в апреле 1967. Первым командиром отряда стал Георгий Александрович Сарафанкин. Формировался 114 ЛО в основном за счет летного состава Новосибирского авиаотряда.
В период наиболее массовых перевозок на Ил-18 в толмачевском летном отряде было три эскадрильи, по 10-15 экипажей в каждой.
«Самолет имел отличные летные характеристики, летать на нем было нетрудно даже пилоту средней квалификации. Переучивание на Ил-18 проводилось как стандартным путем, после Ли-2, Ил-14 и Ан-24, так и сразу с Ан-2 и даже с вертолетов Ми-4. В свою очередь наш отряд был базой для дальнейшего переучивания на самолеты Ту-154, которые стали поступать в Новосибирск в 1974 году. В 70-80-х годах более двадцати человек из 114 отряда перевелось в Москву, и часть из них стала летать даже на международных линиях», - рассказывает другой бывший командир Ил-18 Петр Клюев.
Техническое обслуживание
Первые толмачевские авиатехники прошли обучение на Ил-18 и приступили к оперативному обслуживанию этого самолета еще в 1962 году.
«По сравнению с Ту-104 Ил-18 был более капризной машиной. Летом при температуре выше 30 градусов тяжело запускались двигатели. В морозы приходилось идти на самолет за 3-4 часа до вылета, чтобы прогреть каждый из четырех двигателей и кабину с пассажирским салоном. Зимой периодически возникали дефекты в силовой установке, особенно в случае больших перепадов температур на стоянке, скажем, минус 10 в Новосибирске и минус 40 - в Якутске. Сказывалось большое количество механических передач в турбовинтовом двигателе. Зато салон в Ил-18 был красивее и ухоженней, чем в Ту-104», - делится воспоминаниями ветеран Толмачевского авиаотряда и авиакомпании «Сибирь» Геннадий Петельский, в числе первых новосибирцев изучавший Ил-18 еще в 1962 году.
Литерные рейсы
Через аэропорт часто выполнялись литерные рейсы на Ил-18, которые долгое время были основным самолетом правительственного авиаотряда. Впервые на Ил-18 в Новосибирск прибыл Никита Хрущев. Произошло это после поездки в Пекин в октябре 1959 года. Летом 1966 года в «Толмачево» встречали Президента Франции Шарля де Голля. Из Новосибирска Ил-18 доставил его на космодром Байконур.
В 1996 и 2000 годах визиты Президентов России Бориса Ельцина и Владимира Путина в Новосибирск в качестве вспомогательных самолетов также обслуживали лайнеры Ил-18.
Интересные случаи
Их в новосибирской истории Ил-18 тоже хватало. В 60-х годах с потолка толмачевского ангара на самолет падала большая асбестовая плита. Как-то раз у приземлившегося северокорейского Ил-18 были обнаружены забоины на всех четырех винтах, как потом выяснилось, вовремя не убрали сугробы возле полосы. Толмачевские техники по команде сверху оперативно заменили винты, сняв почти новые с своего базового самолета. Однажды в полете по маршруту Фрунзе-Новокузнецк в первом пассажирском салоне Ил-18 (74261) вдруг появилась змея. Это произошло после перевозки в грузовом отсеке этого лайнера специального контейнера из серпентария. Переполох был не маленький… Гадюка забралась в приборный отсек, откуда ее смогли достать только на земле. После этого самолет еще неделю не поднимался в воздух.
Глеб Осокин
По другим данным, первым Ил-18 ТОАО была машина ...511.