>>>Если мне не изменяет мой склероз – торпедные катера у финнов это MTV-[номер] (типы Sisu, Syoksy, Isku), J-[номер] (Jumy), H-[номер] (Hurja), Т-[номер] (Taistu) м V – наши трофейные Д-3 и Г-5. А VMV-[номер] это таки –сторожевой катер, нечто вроде наших МО. Вот и сравнивали бы наш МО-4 (как массовый – 2х45 мм и 2х12,7мм) и VMV. Кстати, финны не брезговали и нашими такими плохими Г-5 и Д-3. Имели индекс V и были : V-1 ( катер Д-3), с 43-го – Vasama; V-2 “Vihuri”, V-3 “Viima” – с 43-го V-1, и просто V-3 – последние 3 – Г-5. Воевали вполне успешно, даже наши корабли топили
Так и есть. Но я ведь сравниваю не только с ТКА. Бои приходилось вести со всякими катерами, в т.ч. и сторожевыми. Немецкие ТКА были к этому приспособлены (т.е. были более устойчивы в таких условиях), наши - нет. Финны ничем не брезговали (и молодцы), но их Г-5 тоже небольших успехов добились - потопили канонерку "Красное знамя".
>>>Сами понимаете – «могли» - это один разговор, а «имели боестолкновения» - другой.
Они их и имели. Кроме боёв за Соммерс в той монографии упоминаются (но не описываются) и другие бои. А скажем именно немецкие ТКА утопили на Балтике за войну 5 наших ТКА.
>>>Вот тут у меня видно пробел – источник можно ? Я что-то не припомню, чтобы в Азовской флотилии ТКA были… Да и про немцев у того же Исакова ( например) говорится только про понтоны и десантные катера…
Опять же из монографии. Не думаю что авторы высосали случай из пальца.У Азовской флотилии был отряд ТКА из 7 едениц (№14, 54 (именно он получил повреждение в вышеописанном бое), 94, 124, 134, 144, 154). А Исаков писал свой труд по-моему сразу после окончания войны и у него могут быть ошибки (у Моррисона ведь были).
>>>Как я и говорил, встречал один случай на ЧФ, когда S-ами была организована засада… Больше – не встречал. Шнелльботам ловить Г-5 на боевом курсе – смысла просто не было…
Я не акцентирую внимание только на "шнеельботах", а говорю о том, что катерам приходилось сражаться и с ТКА и с СКА и с прочими катерами, что до войны можно было это предположить, хотя бы потому, что у нас есть шхерные районы на Балтике, где катерам, кроме как с собратьями встретится не с кем и. В той же монографии такие случаи упоминаются часто, но просто не описываются, упоминаются и погибшие катера. Именно же германскими "шнеельботами" на Чёрном море было потоплено 2 наших ТКА.
>>>12,7 было вполне достаточно самолётам против самолётов, но было мало катерам против самолётов ?
20-мм снаряд обладает большей поражающей способностью и некоторые Г-5 переоборудовались ШВАКами. Плюс один-два крупнокалиберных пулемёта - мало, а больше не позволяет установить водоизмещение. Т.о. водоизмещение не позволяет катеру иметь нормальные средства ПВО.
>>>Это не недостаток – это разные концепции просто. Немецкие “S” – именно для операций на коммуникациях противника, с приличной автономностью и мореходностью, но худшими скоростью и маневренностью. Наши Г-5 - катера берегового базирования для действий в прибрежной зоне. Вот и всё.
Так концепция неправильная была! Готовились не к той войне, которая случилась. Кто виноват? Не конструкторы же - им просто задание выдали. А виноват кто задание выдал, т.е. флот. А тему катеров мы с Вами ведь рассматриваем в контексте успехов флота и его виновности-невиновности в этом. Если говорить без этого контекста, то тогда катера неплохие в общем-то, заданию соответствуют. Может в ходе атаки на КрЛ их и торпеды подвели и они бы себя прославили.даже. А так - малополезные катера вышли.
>>>Почему неправильную ?
Потому, что концепция не соответствовала реально сложившемуся положению дел. Получились малополезные для случившейся войны катера.
>>>Возможно были причины ?
Были конечно. Такие катера показались неперспективными, что война и подтвердила.
>>>И что ? Давайте так – никого обвинять не надо. Вы читали монографию, где говорится, что Г-5 - дрянь. Я читал мемуары катерников ( например) где говориться. что они им были очень довольны и предпочитали его «Восперам» из-за скорости и маневренности. Вывод – надо искать ещё информацию. Если катер строился до 1944-го года серийно – значит флот он устраивал, сварганить что-либо подобное немецким S даже в годы войны – вряд ли уж так сложно.
Так ведь кто-то же ответственен за неудачи катерников! В монографии не говорится что Г-5 дрянь, просто к войне он морально устарел. Катерники говорили так, потому, что считали что одержали много побед и что не подтверждается современными исследованиями. Информацию искать надо - это верно, но, к сожалению, про катера мало что выходило. Строили их, потому, что катера были нужны, а опыт строительства был, что позволяло быстро развернуть производство на эвакуированных заводах.
>>>Эээ.. Ла-Манш и Северное море ? А наши ТВД ? Да и про наши катера можно почитать много про успехи.
Учитывая малую численность "шнеельботов" успехи и на наших ТВД нормальные (не говорю же что блестящие). А про наши - огромное кол-во побед, как и вслучае с ПЛ, не подтвердились.
Например в 41 г. на Балтике Г-5 не однржали ни одной победы, за исключением потопления брошенного экипажем немецкого тральщика (М-1707), в 42 г. у Г-5 также обошлось без побед (они правда участвовали в атаке на Uj-1216, но он был потоплен Д-3), в 43 г. ими был потоплен минзаг "Риилахти", 44 г. оказался для этого типа наиболее удачным - потоплены Т-31, ТЩ М-37 и вроде что-то ещё, но названия не упоминаются. В 45-м побед не было.
На Чёрном море из-за малой дальности Г-5 мало очень часто привлекались к конвойно-дозорной службе (здесь то они и встречались с вражескими ТКА). В 41 г. побед не было, в 42 г. на Азовском море был потоплен сторожевой катер местной охранной флотилии ( подтверждается немецкими документами), у м.Казантип вероятно РСами была потоплена БДБ F-138, в 43 г. подтверждённых побед нет, но всякой мелочи (не думаю что по ней по всей вёлся учёт даже у немцев) я думаю они помолотили нормально.В 44 г. подтверждённые победы - Uj-104, лихтер "Эльбе-5". Опять же здесь упоминаются случаи боёв со "шнеельботами".
Не густо за всю войну.
>>>Днём не стал напрягать паямть, а сейчас посмотрел - с 12.7 мм были катера «военных» проектов – 123 и Т-200. На 183, 206 и 206М уже пошло 25, 30 и даже 57 мм
Я их и имел в виду. После войны было построено 349 пр.123 и 19 пр.ТМ-200 - и все с 12,7 или 14,5-мм.
>>>ну нельзя сравнивать различающиеся в разы по водоизмещению корабли. уж тут то согласитесь?
Хорошо. Но с кем тогда сравнивать как ни с ТКА? На счёт "такая концепция" я уже высказался выше.
Это сообщение редактировалось 19.06.2003 в 11:19