Аника, спасибо, отличная загадка.
Поскольку не все читают по английски
:
В 1945г. сотрудники Пясяцкого Mario A Guerrieri и Robert Lichten ушли с работы и основали собственную компанию Transcendental. Ее миссией было создание аппаратов с поворотными винтами. В 1952г. их акции скупил William E Cobey, а в 1957г. компания прекратила существование: ее купила фирма Helicopter Div, Republic Avn Corp, г.Farmingdale, Нью-Йорк, которая сама после покупки недолго протянула.
Transcendental 1G
Первый проект был одноместным конвертопланом с двумя трехлопастными винтами, размещенными на концах крыла. Винты вращались в разные стороны, а их оси могли поворачивались и могли обеспечивать как подъемную силу на режиме висения, так и тягу в горизонтальном полете. Подъемная сила при этом создавалась крылом. Единственный двигатель Lycoming размещался в фюзеляже и вращал оба винта.
В 1952-1953г.г. компания провела большой объем по изучению конвертопланов в рамках контракта с ВВС США. Профиль вертолетных лопастей и обычного пропеллера сильно отличается, поэтому было необходимо найти компромисс. Вместо обычного редуктора установили двухскоростную коробку передач. В "вертолетном" режиме винты вращались со скоростью 240 об/мин, а в "самолетном" - 633 об/мин. Кроме того, винты могли переходить и на авторотацию для безопасного снижения при отказе мотора.
Система управления ротором была весьма сложной и состояла из трех концентрических труб. Первая передавала вращение на винт, вторая предназначалось для контроля циклическим шагом, а третья - общим шагом. Время перехода из "вертолетной" конфигурации в "самолетную" в полете было весьма велико - около 3 минут. За это время оси винтов поворачивались на 82°.
Первый полет конвертоплан 1G совершил 15 июня 1954г. (по данным Aerofiles - 7 июня 1954г.), а первый переход от вертикального к горизонтальному полету - в декабре 1954г. Испытания частично оплачивались армией США, частично - вертолетостроительной компанией Kellet. Конвертоплан выполнил более 100 полетов суммарной продолжительностью 20 часов, но 20 июля 1955г. он разбился из-за механической поломки системы управления ротором. Пилот был легко ранен.
Transcendental 2
Компания не стала восстанавливать разбитый 1G, а построила уже двухместный аппарат Transcendental 2. Этот аппарат (рег.номер N546A) поднялся в воздух в 1956г. и впервые в мире успешно продемонстрировал в полете полный цикл: вертикальный взлет, горизонтальный полет и вертикальную посадку.
Однако, в том же году финансирование программы прекратилось: и армия, и ВВС США отдали предпочтение конвертоплану Bell XV-3, из которого много-много лет спустя получился V-22 Osprey.
В 1957г. Transcendental прекратила деятельность.