Ту-204 пролетает мимо Шаманова
Текст: Артём Ейсков
Резко обострилась борьба за контроль над ульяновским авиакомплексом «Авиастар», производящим самолеты Ту-204. Стороны конфликта пытаются решать свои вопросы через министра науки и промышленности Илью Клебанова.
Ульяновская областная администрация поспешила в среду передать в СМИ информацию о том, что на совещании у министра промышленности, науки и технологий России Ильи Клебанова принято решение об отстранении от должности первого вице-президента ОАО «Туполев» Александра Полякова. Из текста, появившегося в лентах, следует, что непосредственное участие в околоавиационных разбирательствах принял и губернатор Ульяновской области генерал Шаманов.
В министерстве подтвердить эту информацию не смогли. Сам Александр Поляков в интервью «Газете.Ru» опроверг сообщение. Отстранить первого вице-президента от должности, заявил Поляков, могут только акционеры предприятия (кстати, сам Поляков контролирует 12% акций), а они этого не делали, поэтому он продолжает работать и выполнять свои обязанности. Александр Поляков объяснил, что вышедшая информация выгодна окружению губернатора, которое пытается подставить генерала Шаманова в своих интересах. «Они выдали желаемое за действительное», – добавил Александр Поляков.
Страсти вокруг ОАО «Туполев» связаны с попытками установления контроля над ОАО «Авиастар».
Само это предприятие – изначально огромный авиационный завод – никакого интереса не представляет, на нем трудятся всего 30 человек, да и финансовое положение конторы незавидно – компания находится в состоянии банкротства. Однако в прямой или косвенной собственности ОАО «Авиастар» находятся крупные пакеты акций действующих и весьма привлекательных предприятий: ОАО «Туполев»; ЗАО «Авиастар-СП» (непосредственно производящего самолеты); одного из аэропортов Ульяновска; 98% акций Авиационной лизинговой компании «Туполев», которая владеет тремя самолетами Ту-204 и имеет очень серьезные планы расширения своей деятельности.
Получить столь выгодные пакеты акций пожелали предприниматели, входящие в окружение губернатора области. Тот же Поляков рассказывал недавно, что пришедший год назад на «Авиастар» стратегический инвестор – холдинг «Новое содружество» – был бесцеремонно выгнан с предприятия. По его словам, он сам присутствовал на переговорах, где за «вхождение в Ульяновскую область» помимо обещанных инвестиций с «Нового содружества» потребовали 50 комбайнов. Холдинг не согласился с таким условием и был вынужден уйти.
Кроме того, государство впервые за последние годы обратило внимание на гражданское авиастроение. ЗАО «Авиастар-СП» и «Туполев» попали в стратегические планы правительства по поддержке отрасли. Появилась вероятность получения крупных госзаказов.
ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) увеличило за последний год объем выпуска товарной продукции на 229,2%. Выручка от продаж возросла на 185,5%, средняя зарплата на 144,8%. Поступления в бюджеты всех уровней увеличились на 247,9%, сократилась кредиторская задолженность. Ликвидирована задолженность за энергоресурсы в сумме 151 млн рублей. Налоговые платежи за 7 месяцев 2002 года на 4% превысили сумму оплаченных налогов за весь 2001 год.
Между тем попытки близких к областной администрации бизнесменов проникнуть на «Авиастар» продолжались. Вероятно, поэтому ОАО «Авиастар» через свое дочернее предприятие «Интер-АНТ» 9 июля с. г. передало в залог египетской компании Sirocco Aerospace International принадлежащие ему акции «Авиастар-СП» и корпорации «Туполев».
В настоящий момент Sirocco – главный покупатель самолетов «Авиастара» и стратегический инвестор, пообещавший инвестировать в производство $280 млн за два года. Видимо, именно эта сделка, сделавшая часть активов ОАО «Авиастар» практически недоступными, заставила областное руководство усилить давление на своего основного противника – Александра Полякова.