Бродяга, 16.01.2004 16:53:54:Ну вот и считайте. Если тяговооруженность "3", нам надо создавать вверх тягу "1". Значит составляющая тяги направленная в горизонтальном направлении будет (3**2 - 1**2)**(1/2) = 8**1/2 = 2.828... Отношение к общей тяге будет 2.828/3 = 0.9428...
Теряется мало - доля энергии затрачиваемой на преодоление силы тяжести мала при большой тяговооруженности.
Streamflow, 14.01.2004 21:38:31:Это - не вопрос форума. Это, насколько я знаю, вопрос оптимизации траектории полета второй ступени.
Serg Ivanov, 16.01.2004 19:49:36 :Ага, а отношение к общей тяге вертикальной составляющей 1/3=0,333; 0,333+0,9428>1???! Хорошо считаете…
Предположим Вам надо поддерживать вертикальное ускорение в 9,81м/с2 в течение 150сек – это съест ХС=9,81*150=1470м/сек. При Уи=4500м/сек отношение масс = 1,39 -для ступени с начальной массой в 100т надо 28т топлива. Мало?! А аэродинамические потери при разгоне до орбитальной скорости на высоте 40км?
Ну, и вообще говоря, тяговооруженность равная 3 в начале работы двигателей – вещь для больших ракет неслыханная. Какая ж будет в конце выработки топлива? Дросселировние РД даже на 50% - нелегкая задача. А большие перегрузки не всякий ПГ выдержит, для «Шаттла» максимум 3,5g.
Serg Ivanov, 16.01.2004 19:54:49 :Streamflow, 14.01.2004 21:38:31 :Это - не вопрос форума. Это, насколько я знаю, вопрос оптимизации траектории полета второй ступени.
Именно! И я не нашел ответа в Ваших работах.
Serg Ivanov, 16.01.2004 19:49:36:Ага...
Бродяга, 16.01.2004 20:35:36:И сколько будет "съедено ХС" зависит от тяговооруженности.
Бродяга, 16.01.2004 20:35:36:Serg Ivanov, 16.01.2004 19:49:36 :Ага, а отношение к общей тяге вертикальной составляющей 1/3=0,333; 0,333+0,9428>1???! Хорошо считаете…
Предположим Вам надо поддерживать вертикальное ускорение в 9,81м/с2 в течение 150сек – это съест ХС=9,81*150=1470м/сек. При Уи=4500м/сек отношение масс = 1,39 -для ступени с начальной массой в 100т надо 28т топлива. Мало?! А аэродинамические потери при разгоне до орбитальной скорости на высоте 40км?
Ну, и вообще говоря, тяговооруженность равная 3 в начале работы двигателей – вещь для больших ракет неслыханная. Какая ж будет в конце выработки топлива? Дросселировние РД даже на 50% - нелегкая задача. А большие перегрузки не всякий ПГ выдержит, для «Шаттла» максимум 3,5g.
Вы теорему Пифагора помните?
Не нужно вообще вертикальное ускорение, вся вертикальная скорость уже создана первой ступенью.
И сколько будет "съедено ХС" зависит от тяговооруженности.
Serg Ivanov, 17.01.2004 12:54:10 :А Вы тригонометрию?
При 6 градусах к горизонту какую вертикальную скорость создаст 1 ступень?
Пошли по кругу
Streamflow, 16.01.2004 21:50:29:Serg Ivanov, 16.01.2004 19:49:36 :Ага...
По Вашим рассуждениям получается, что ракетное выведение на орбиту со сколько-нибудь приемлемыми потерями невозможно. Особенно, если половина скорости уже набрана и точка старта находится за пределами плотных слоев атмосферы.
Serg Ivanov, 17.01.2004 12:59:15 :При почти горизонтальном направлении скорости в 12 Махов на высоте до 40км - невозможно. И развернуть вектор скорости аэродинамикой 2 ступени без потерь - тоже. Получается нет смысла разгоняться на ВРД выше 6-8М.
Streamflow, 16.01.2004 22:00:31:Бродяга, 16.01.2004 20:35:36 :И сколько будет "съедено ХС" зависит от тяговооруженности.
1. Напомню, что все потери Сатурна-5 со стартовой тяговоруженностью на Земле 1.17 при выведении Аполло на траекторю полета к Луне составили 1.68 км/с.
2. Аэродинамика второй ступени вполне пригодна для достаточно эффективных коррекций направления траектории на начальном этапе полета второй ступени. Да и двигателем это сделать достаточно просто и эффективно.
Вся эта дискуссия не стоит и выеденного яйца, поэтому я полагаю, что продолжать ее не имеет смысла.
Serg Ivanov, 17.01.2004 13:07:43:А какой угол наклона траектории при 4000м/с и на какой высоте у Сатурна-5?
А какую поперечную перегрузку предлагаете "для достаточно эффективных коррекций направления траектории на начальном этапе полета второй ступени"?
Вы предложили траекторию ввыведения сильно отличающуюся от оптимальной. ИМХО это съест все преимущества от разгона на ВРД до 12М.
Если нет других аргументов - то конечно.
Бродяга, 17.01.2004 13:11:17:Serg Ivanov, 17.01.2004 13:07:43 :А какой угол наклона траектории при 4000м/с и на какой высоте у Сатурна-5?
А какую поперечную перегрузку предлагаете "для достаточно эффективных коррекций направления траектории на начальном этапе полета второй ступени"?
Вы предложили траекторию ввыведения сильно отличающуюся от оптимальной. ИМХО это съест все преимущества от разгона на ВРД до 12М.
Если нет других аргументов - то конечно.
Никакой поперечной перегрузки. Аэродинамика будет компенсировать силу тяжести, а тяга немножко доворачивать траекторию.
Serg Ivanov, 17.01.2004 13:29:27:Вы ошибаетесь - простарайтесь разобраться сами.
Бродяга, 17.01.2004 12:57:22:Serg Ivanov, 17.01.2004 12:54:10 :А Вы тригонометрию?
При 6 градусах к горизонту какую вертикальную скорость создаст 1 ступень?
Пошли по кругу
500 м/с, при 4000 м/с будет вертикальная скорость. И Она Не Будет Уменьшаться - сила тяжести будет компенсирована тягой двигателя, но вертикальная составляющая тяги отнимет 6% ХС при тяговоруженности 3.
Serg Ivanov, 19.01.2004 19:58:34 :Ответ неверный. На компьютере в «стандартных программах» есть кнопка «Калькулятор». Откройте его. Переведите в «инженерный вид». Наберите цифру 6, (угол), нажмите кнопку SIN. То, что получится, умножьте на 4000 (скорость). Получите вертикальную скорость.
«Немножко повернуть двигатель» – это как? Крокодилы тоже немножко летают.
Если Вы не можете,/не хотите считать, то нет смысла спорить.
Streamflow: "Это... вопрос оптимизации траектории полета второй ступени..."
Serg Ivanov: "Я не нашел ответа в Ваших работах (на этот вопрос)"
Streamflow: "Частные тривиальные вопросы там не рассматривались..."
igor_suslov, 20.01.2004 15:10:12 :"тривиальные вопросы", говорите?
igor_suslov, 21.01.2004 08:25:18 :2 Бродяга & Serg Ivanov:
Джентельмены, а знаете ли Вы, что если вместо выражения "на Ваш вопрос вряд ли сразу найдется ответ с высокой степенью достоверности", употреблять "а х#й его знает", то время, затрачиваемое на обсуждение проблемы "Разделение ступеней АКС – проблема тангажа?", сократится приблизительно в 1,5 раза.