По поводу старта ПТУРов и ПЗРК - по-всякому бывает.
Иногда стартовый двигатель короткоработающий и летит вместе с ракетой. Так у Метиса, у переносных Стрел. Кстати, у Метиса корпус стартового и маршевого двигателя общий, разделенный на три части. А сопла маршевого двигателя вклеены, а не приварены. Вообще, Метис - любимое мое изделие. Если взять ПТУР и убрать все, что не ракета, останется Метис.
В других случаях используется отдельный газогенератор, который остается в пусковой трубе - так сделано у Фагота и подобных ему. Этот газогенератор имеет аж 12 или 14 сопел - по 6(7) вперед и назад.
Те сопла, которые обращены к ракете, создают давление, выталкивающее ее через ствол. Они дозвуковые.
А обращенные в противоположную сторону компенсируют откат. Они сверхзвуковые.
Сам газогенератор представляет собой короткий цилиндр с полуэлиптическими крышками. Между трубой и циллиндром есть значительный просвет.
Относительно редко используется схема газодинамической пушки, как у СПГ-9. Я даже не припоминаю такую конкретную конструкцию, помню только, что буржуйская