2018 год: регулярные рейсы США-Марс?
Скорее всего, пройдут еще десятилетия, прежде чем нога человека ступит на марсианскую поверхность, однако астронавт Баз Олдрин (Buzz Aldrin), а также ученые из университета Пердью (Purdue) уже работают над проектом челночного космического аппарата, который будет доставлять землян на красную планету и обратно. Баз Олдрин и его коллеги надеются, что регулярные полеты на Марс могут начаться уже в 2018 году.
• обсудить
• переслать
• распечатать
"Межзвездное автобусное сообщение" будет осуществляться с помощью двух тяжелых космических кораблей, которые смогут брать на борт до 50 пассажиров и перевозить их с одной планеты на другую за шесть месяцев. Челноки будут непрерывно курсировать между Землей и Марсом, используя в качестве основного источника энергии гравитационное поле, а также, при необходимости, - реактивные двигатели.
"Если уж мы собираемся отправить человека на Марс, необходимо делать это последовательно, если хотим продолжать такие визиты и в дальнейшем", - сказал г-н Олдрин, который вторым из землян ступил на поверхность Луны. Джеймс Лонгаски (James Longuski), профессор аэронавтики и астронавтики университета Пердью, согласен с коллегой: на его взгляд, нет смысла отправлять первых людей на Марс, не зная, как доставить туда и других. "Нужно понять, что должна представлять собой транспортная система, прежде чем нога человека ступит на Марс", - пояснил г-н Лонгаски.
Идея массовых полетов на Марс звучит несколько преждевременно, словно телегу поставили на несколько световых лет впереди лошади. Однако Джим Гарвин (Jim Garvin), ведущий специалист НАСА по исследованиям Марса, утверждает что такую идею необходимо рассматривать уже сейчас, несмотря на то, что путешествие человека на Марс - цель весьма отдаленная. На повестке дня при текущей администрации она не стоит.
Программа НАСА по исследованию Марса в последние годы отошла на второй план - особенно после того, как в 1999 году два автоматических аппарата не смогли достичь Марса: один из них сгорел в его атмосфере, другой был потерян из-за сбоя в программном обеспечении. Данная программа всплыла вновь в начале этого года, когда аппарат "Одиссей" (Mars Odyssey) вышел на орбиту вокруг красной планеты и приступил к картографированию распределения минералов на поверхности Марса, а также к изучению химического состава грунта планеты.
Г-н Гарвин отметил, что ежегодно на протяжении ближайших десяти лет НАСА будет расходовать по $500 млн. на исследование Марса. "Это десятилетие пройдет под знаком открытий, которые будут сделаны на Марсе, - сказал он. - Этот подготовительный этап нам необходимо пройти, чтобы к 2010 году, а может быть и раньше, мы знали уже достаточно, чтобы задаться вопросом - что нужно сделать, если мы захотим отправить туда людей для продолжения исследований".
Г-н Олдрин впервые выступил с идеей организации транспортного моста между Землей и Марсом в середине 90-х, и с тех пор продолжает работать над этой проблемой. В этом проекте принимает участие г-н Лонгаски, а также ученые из Массачусетского технологического института (MIT) и Техасского университета.
Пока что исследования проводятся чисто теоретически; по мнению г-на Лонгаски, регулярные полеты на Марс смогут даже гипотетически начаться не ранее 2018 г. При этом транспортный корабль, достигнув планеты, не станет задерживаться на ней. К пролетающему мимо кораблю пристыкуется небольшое "такси", на котором пассажиры спустятся на поверхность планеты. "Космические автобусы будут просто проноситься мимо, - пояснил г-н Лонгаски, - как будто это автобус, который никогда не останавливается, и пассажирам приходится выпрыгивать из него, когда онпроезжает мимо их остановки".
[ слишком длинный топик - автонарезка ]