ArmoryBlaid>Для троса из четырех жил сечением 1мм.кв. (по двум ток подаем "туда", по двум другим "обратно") и с удельным сопротивлением, как у серебра, сопротивление всей цепи получается сотни кОм (ок.500). Посчитайте, какое напряжение нужно для тока, скажем, 1 ампер.
Ну да, я не считал, не считал.
Но. Даже тут ведь возможны варианты. Например, встраивание в трос сверхпроводящей проволочки/пленки. При плотности крит-тока ВТСП 10Е3-10Е4 А/кв.мм получаем, что масса такой энергоарматуры Лифта будет порядка нескольких десятков-сотен кг/А, что (при вполне разумных напряжениях на параллельных отстоящих на метр тросах 10-50 кВ) дает единицы-десятки мегаватт на сто кило массы (что далеко не то же самое, что сто кг усилия разрыва или сто кг поднимаемого груза!). ИМХО, вполне по карману.
Охлаждение - пассивное, ориентацией на солнце. Температура троса есть ~400К*К
поглощения_поверхности_направленной_на_Солнце
/К
поглощения_поверхности_направленной_в_Пространство
.
Нам необходима температура порядка 80К. Для этого необходимо добиться лишь отношения этих коэфициентов 1/5, что для экваториальной конструкции возможно просто добиться просто соответствующим алюминированием, без каких-либо активных поворачивающих систем! И с многократным запасом!
Разумеется, пассивное охлажнение в атмосфере невозможно.
Тут возможны варианты:
-- передаем энергию по проводящим тросам и миримся с потерями вплоть до высоты, где начинает работать СП-кабель от орбитальной СЭС;
-- передаем энергию альтернативным методом (лазер, микроволны, т.п.);
-- и (внимание!) просто тащим эту энергию с собой в виде топлива.
Для последнего варианта: для подъема 1 кг на 100 км нам необходимо всего 10Е9Дж/1.2Е8Дж/кг ~ 10г водорода! Ну или 100 грамм топлива, если с окислителем. ИМХО, приемлимо, и кажется в смысле массы не очень дорогим вариантом.
Помимо прочего, в этом варианте мы частично защищаем трос от основной части спектра солнечного ветра, что тоже, ИМХО, неплохо.
Повторюсь, что я не защищаю именно этот вариант, просто показываю, что проблемы даже не самого оптимального варианта (хотя, хотя...
) кажутся вполне преодолимыми.
ArmoryBlaid>Но такая подача энергии, имхо, и не нужна. Не нужно и самостоятельно ездящих по тросу тележек. Просто замыкаем ленту в кольцо, на высоте ГСО перебрасываем ее через шкив с мотором. А к оси шкива прикрепляем т.н. "противовес" (как-то о нем никто не вспоминает), в роли которого и может выступить СЭС.
Есть проблемы:
-- если скорость движения ленты одинакова на всей трассе. Это значит, что если мы ленту держим крутящейся постоянно, то ПН мы должны сначала разгонять до скорости ленты, точно синхронизировать, с минимальными отклонениями и усилиями, в том числе и поперечными, а затем прицеплять. При скорости уже в 100м/с это становится уже несколько проблематичным (мы ж в атмосфере). А на этой скорости мы будем тащиться на геостационар добрые 90 часов. Таким образом, пропускная способность будет ограничена номинальной_массой_груза каждые 45 часов. С торможением проблемы будут иные, но тоже интересные. Кому и как импульс-то отдавать?
-- очень большая протяженность и инерция ленты делает ее останов и разгон операцией не то чтобы сильно уж проблематичной, но не простой и не мгновенной. То есть, много выиграть в пропускной способности останавливая и разгоняя ленту, ИМХО, не получится. И в любом случае, за это придется расплачиваться несущей способностью троса.
-- скорость движения ленты ограничена трением об атмосферу, эффектом Малюса (или как там его по-русски?) и проч.;
ArmoryBlaid>Кстати, приведенный выше пример (4 троса х1 мм.кв.) не от балды взят, этот вариант имеет более-менее приемлемую для сегодняшних РН массу и выдерживает груз единицы тонн.
Для какой прочности материала этот расчет?
ArmoryBlaid>Гораздо хуже большое количество мелких, которые невозможно отследить.
ArmoryBlaid>Они постоянно будут подтачивать лифт.[/QUOTE]
ArmoryBlaid>А вот в кольцевой ленте можно пострадавшие участки заменять, прямо на земле.
Угумс. Если будет решена довольно-таки нетривиальная проблема сцепления участков ленты без потери прочности.
ArmoryBlaid>О больших сечениях не может идти и речи - во-первых, не нужно, а во-вторых не поднять такой трос. Так что надо приспосабливаться к малым сечениям, а чтобы не перерезало - избегать резких движений.
Вот как раз о резких движениях и шла речь...
ArmoryBlaid>Имхо, лифт - это такая грандиозная штука, что ради нее стоит пересмотреть культуру космических полетов. Сводить спутники с орбиты после определенного срока, выбирать синхронные орбиты и т.д. Вообще, мне эта проблема кажется преувеличенной. Если прикинуть плотность спутников (шт/км.куб. ), то выше 500 км она будет исчезающе малой. А то, что ниже 500 км - долго не живет, а посему управляемо.
Гм. Многие годы, однако. И дело ведь не только в спутниках... насколько я знаю, остатки верхних ступеней некоторых РН сейчас уходят на эллиптические долгоживущие орбиты.
Но в общем, я согласен. Ради Лифта можно и потерпеть жизнь без РН вообще, а спутники делать с бОльшим запасом топлива для коррекции орбиты.
ArmoryBlaid> Для спутников с орбитами ниже, чем макушка лифта - то есть практически для 100% спутников - вероятность столкновения, за несколько лет, 1. То есть точно столкнутся...
ArmoryBlaid>Да? Друг с другом часто сталкивались за последние 40 лет? [»]
Прикинем. Грубо. Пусть период обращения спутника, скажем, 2 часа. Тогда каждый час он пересекает экватор в какой-то точке. Если спутник наш размером метр, то он имеет все шансы прекратить существование лифта, который вдруг на этом метре окажется. Экватор - 40000м, стало быть, выбирая каждый раз новый метр из этих 40000, спутник перепробует их все через 40000 часов или примерно через 4 года. Столкновение некорректируемого спутника с лифтом в течении 4 лет практически неизбежно, а спутников у нас не один.