[image]

проблемы с лифтом

Теги:космос
 
1 2 3 4
IL valture #12.09.2004 16:26  @Татарин#09.09.2004 22:17
+
-
edit
 

valture

опытный

Татарин>Свести все старые спутники с орбиты.
Татарин>Рассчитывать орбиты новых спутников исходя из наличия Лифта.
Татарин>Корректировать орбиты спутников.
Татарин>В обязательном порядке сводить с орбиты весь мусор.
Татарин>Элементарные правила гигиены. Небось, сливать азотную кислоту пополам с ртутью в реку никто не будет... ну так пора привыкать, что понятие экологии ближнего (пока только ближнего) космоса тоже имеет право на существование.[»]
Татарин>Свести все старые спутники с орбиты.
Татарин>Рассчитывать орбиты новых спутников исходя из наличия Лифта.
Татарин>Корректировать орбиты спутников.
Татарин>В обязательном порядке сводить с орбиты весь мусор.
Татарин>Элементарные правила гигиены. Небось, сливать азотную кислоту пополам с ртутью в реку никто не будет... ну так пора привыкать, что понятие экологии ближнего (пока только ближнего) космоса тоже имеет право на существование.[»]

лифт не обезательно строить прямо на экваторе :+\- 5-10 градусов роли не играют , а вероятность столкновений с о спутниками и орбиталным мусором уменьшится в 100-1000 раз ....
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Андрей, со временем же ошибки накопятся... без активной системы стабилизации дрейф до лифта все спутники доведёт.

Построить на широте 5-10 градусов - это спасти спутники, которые в этой полосе "живут", и только. Это не в 100 раз, это только убрать геостационарные и чуть-чуть остальных...

За экологию космоса обеими руками. А практически?.. Надо, конечно, начинать бы строить спутники с большими требованиями по экологии...
   
EE Татарин #12.09.2004 19:26  @avmich#12.09.2004 17:08
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
avmich>За экологию космоса обеими руками. А практически?.. Надо, конечно, начинать бы строить спутники с большими требованиями по экологии...[»]
Вот именно, надо начинать.

А практически... Предположим, мы в некий момент заимели лифт. Что нам мешает сделать его выживание его же первоочередной задачей? Имея дешевый выход в космос, мы можем довольно быстро свести с орбит все то, что понавыводили ранее. Просто и тупо куску мусора засветить болванкой в лоб. Расходы со сведению спутника с орбиты несет страна-изготовитель.
   
RU Бродяга #12.09.2004 23:14
+
-
edit
 

Допустим спутники мы свели с орбиты.

Есть метеорные потоки, что с ними делать будем?
Сведём с орбиты все метеорные потоки, а заодно и все кометы?
;)
   
EE Татарин #12.09.2004 23:42  @Бродяга#12.09.2004 23:14
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Бродяга> Допустим спутники мы свели с орбиты.
Бродяга> Есть метеорные потоки, что с ними делать будем?
Бродяга> Сведём с орбиты все метеорные потоки, а заодно и все кометы?
Бродяга> ;)[»]
А чем нам кометы-то помешали вдруг? :blink:

А вероятность удара большим метеоритом, насколько я понимаю вопрос, достаточно мала чтобы нафиг ее игнорировать.
   
RU Бродяга #13.09.2004 18:20  @Бродяга#12.09.2004 23:14
+
-
edit
 
Бродяга>> Допустим спутники мы свели с орбиты.
Бродяга>> Есть метеорные потоки, что с ними делать будем?
Бродяга>> Сведём с орбиты все метеорные потоки, а заодно и все кометы?
Бродяга>> ;)[»]
Татарин>А чем нам кометы-то помешали вдруг? :blink:
Татарин>А вероятность удара большим метеоритом, насколько я понимаю вопрос, достаточно мала чтобы нафиг ее игнорировать.[»]

Да плевать на большой метеорит, их мало и можно "застрелить" лазером или ещё чем-то.
Гораздо хуже большое количество мелких, которые невозможно отследить.
Они постоянно будут подтачивать лифт.

А кометы - источник этого "хлама".


   
EE Татарин #13.09.2004 19:14
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Ну, это да... Ничего осмысленного еще никто по этому поводу, насколько я знаю, не предложил...

Изобретателя ждет много потенциальных миллионов. :)
   
+
-
edit
 

valture

опытный

ленту лифта всёравно нужно постоянно обновлять - т.е. построить в наземной якорной точке нанотрубочный завод , чтобы наращивать ленту снизу ,а на орбитальной точке использовать отработанную ленту например для строительства помещений ,корпусов кораблей например.....
   
Это сообщение редактировалось 14.09.2004 в 23:44
RU Бродяга #13.09.2004 19:33
+
-
edit
 

Насколько я понимаю, эта "нанолента" сейчас нечто вроде искусственного алмаза по производственным затратам.

А дорожки в садах вокру Башни "тогда" будут посыпаны вместо гравия искусственными алмазами?

;) :D
   
IL valture #13.09.2004 20:30  @Бродяга#13.09.2004 19:33
+
-
edit
 

valture

опытный

Бродяга> Насколько я понимаю, эта "нанолента" сейчас нечто вроде искусственного алмаза по производственным затратам.
Бродяга> А дорожки в садах вокру Башни "тогда" будут посыпаны вместо гравия искусственными алмазами?
Бродяга> ;) :D[»]

цена это не величина постоянная , c ростом проиводства и развитием технологии она сильно упадет....
   
EE Татарин #14.09.2004 00:40  @valture#13.09.2004 19:20
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
valture>ленту лифта всёравно нужно постоянно обновлять - т.е. построть в наземной якорной точке нанотрубочный завод , чтобы наращивать ленту снизу ,а на орбитальной точке использовать отработанную ленту например для строительства помещений ,корпусов кораблей например.....[»]
А с какой скоростью должен происходить процесс?
   
+
-
edit
 

valture

опытный

лента должна полностью обновляться примеро за 3-5 лет...
   

Joint

опытный

Лента и лифт ето конечно да, а вот сколько топлива потребует восстановление высоты верхней станции (верхней точки лифта)?
   
+
-
edit
 

valture

опытный

ну в принципе ленту можно наращивать и сверху(с орбитальной точки), тогда корректировать высоту не нужно.....
   

Joint

опытный

в бесконечность? ;)) тем более чтобы ету ленту наращивать ее надо туда поднять, массу т.е.
   
+
-
edit
 

valture

опытный

3-5 лет - это где-то 0.5 - 1.0 км\ч. .... наверо можно использовать мощные ионные движки - для них рабочего тела нужно немного.....,а вес всей ленты - всего несколько сотен тонн -за несколько лет поднять не проблема...
   

Joint

опытный

интересно может быть на земле найдется подходящая континентальная плита чтобы сделать башню/гору высотой километров 100?? ИМХО интересней чем лифт ;)
   
+
-
edit
 

valture

опытный

было-бы желание,можно и 120 км. отгрохать ,только нафига ?
   
RU Dem_anywhere #21.09.2004 17:59
+
-
edit
 
А если в качестве топлива для ионника использовать "отработанную" ленту?
   
+
-
edit
 

valture

опытный

теоритически можно ,но наверно выгодней отработанную ленту не утилизировать, а восстанавливать......
   
RU ArmoryBlaid #21.09.2004 21:56
+
-
edit
 

ArmoryBlaid

втянувшийся

valture>,далее - даже если саму ленту и возможно сделать электопроводной -но не сверхпроводимой - т.е . неизбежны потери которые необходимо компенсировать (например потери ЛЭП значительны уже на1-2000км)
Ну да. Необходимо. Но не плакать же из-за этого, верно?
Проводимость нанотрубок - на уровне скорее металлов... то есть, даже для тысяч километров потери будут измеряться еще десятками-сотнями процентов. То есть - более, чем приемлимы.
 


Для троса из четырех жил сечением 1мм.кв. (по двум ток подаем "туда", по двум другим "обратно") и с удельным сопротивлением, как у серебра, сопротивление всей цепи получается сотни кОм (ок.500). Посчитайте, какое напряжение нужно для тока, скажем, 1 ампер. :)

Но такая подача энергии, имхо, и не нужна. Не нужно и самостоятельно ездящих по тросу тележек. Просто замыкаем ленту в кольцо, на высоте ГСО перебрасываем ее через шкив с мотором. А к оси шкива прикрепляем т.н. "противовес" (как-то о нем никто не вспоминает), в роли которого и может выступить СЭС.

Кстати, приведенный выше пример (4 троса х1 мм.кв.) не от балды взят, этот вариант имеет более-менее приемлемую для сегодняшних РН массу и выдерживает груз единицы тонн.

вантох>А ишшо считаеся (и вроде экспериметально подтверждено), что реальную опасность представляет микрометеоритная эрозия
 

Да плевать на большой метеорит, их мало и можно "застрелить" лазером или ещё чем-то.
Гораздо хуже большое количество мелких, которые невозможно отследить.
Они постоянно будут подтачивать лифт.
 


А вот в кольцевой ленте можно пострадавшие участки заменять, прямо на земле.

вантох>Савсем бред -а пусть на вю длину лифта типа лента транспортера - тогда можно противовесом уравновесить поднимаемый груз. Ведь в Космос зачем- чтобы оттуда чего-то притащить ведь - решается проблема спуска грузов с орбиты .

Это не бред - это один из вариантов. Но тут тоже не совсем все просто выходит. Даже, ИМХО, сложнее, чем все остальное. Если трос малого сечения - порежет все нафиг: усилия большие, а площади маленькие. Если большого - масса большая, требует дополнительных несущих конструкций... Короче, тоже не очевидно, что лучший вариант.
 


О больших сечениях не может идти и речи - во-первых, не нужно, а во-вторых не поднять такой трос. Так что надо приспосабливаться к малым сечениям, а чтобы не перерезало - избегать резких движений.

Мне кажется, лифты бессмысленно обсуждать, пока не решили такой существенный вопрос: что делать со спутниками, которые будут на этот лифт периодически налетать? И что при этом будет с лифтом?
 


Имхо, лифт - это такая грандиозная штука, что ради нее стоит пересмотреть культуру космических полетов. Сводить спутники с орбиты после определенного срока, выбирать синхронные орбиты и т.д. Вообще, мне эта проблема кажется преувеличенной. Если прикинуть плотность спутников (шт/км.куб. :) ), то выше 500 км она будет исчезающе малой. А то, что ниже 500 км - долго не живет, а посему управляемо.

Для спутников с орбитами ниже, чем макушка лифта - то есть практически для 100% спутников - вероятность столкновения, за несколько лет, 1. То есть точно столкнутся...
 


Да? Друг с другом часто сталкивались за последние 40 лет? :)


   
EE Татарин #22.09.2004 04:57  @ArmoryBlaid#21.09.2004 21:56
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
ArmoryBlaid>Для троса из четырех жил сечением 1мм.кв. (по двум ток подаем "туда", по двум другим "обратно") и с удельным сопротивлением, как у серебра, сопротивление всей цепи получается сотни кОм (ок.500). Посчитайте, какое напряжение нужно для тока, скажем, 1 ампер. :)
Ну да, я не считал, не считал.
Но. Даже тут ведь возможны варианты. Например, встраивание в трос сверхпроводящей проволочки/пленки. При плотности крит-тока ВТСП 10Е3-10Е4 А/кв.мм получаем, что масса такой энергоарматуры Лифта будет порядка нескольких десятков-сотен кг/А, что (при вполне разумных напряжениях на параллельных отстоящих на метр тросах 10-50 кВ) дает единицы-десятки мегаватт на сто кило массы (что далеко не то же самое, что сто кг усилия разрыва или сто кг поднимаемого груза!). ИМХО, вполне по карману.

Охлаждение - пассивное, ориентацией на солнце. Температура троса есть ~400К*К
поглощения_поверхности_направленной_на_Солнце
поглощения_поверхности_направленной_в_Пространство
.
Нам необходима температура порядка 80К. Для этого необходимо добиться лишь отношения этих коэфициентов 1/5, что для экваториальной конструкции возможно просто добиться просто соответствующим алюминированием, без каких-либо активных поворачивающих систем! И с многократным запасом!

Разумеется, пассивное охлажнение в атмосфере невозможно.
Тут возможны варианты:
-- передаем энергию по проводящим тросам и миримся с потерями вплоть до высоты, где начинает работать СП-кабель от орбитальной СЭС;
-- передаем энергию альтернативным методом (лазер, микроволны, т.п.);
-- и (внимание!) просто тащим эту энергию с собой в виде топлива. :)
Для последнего варианта: для подъема 1 кг на 100 км нам необходимо всего 10Е9Дж/1.2Е8Дж/кг ~ 10г водорода! Ну или 100 грамм топлива, если с окислителем. ИМХО, приемлимо, и кажется в смысле массы не очень дорогим вариантом.

Помимо прочего, в этом варианте мы частично защищаем трос от основной части спектра солнечного ветра, что тоже, ИМХО, неплохо. :)

Повторюсь, что я не защищаю именно этот вариант, просто показываю, что проблемы даже не самого оптимального варианта (хотя, хотя... :) ) кажутся вполне преодолимыми.

ArmoryBlaid>Но такая подача энергии, имхо, и не нужна. Не нужно и самостоятельно ездящих по тросу тележек. Просто замыкаем ленту в кольцо, на высоте ГСО перебрасываем ее через шкив с мотором. А к оси шкива прикрепляем т.н. "противовес" (как-то о нем никто не вспоминает), в роли которого и может выступить СЭС.
Есть проблемы:
-- если скорость движения ленты одинакова на всей трассе. Это значит, что если мы ленту держим крутящейся постоянно, то ПН мы должны сначала разгонять до скорости ленты, точно синхронизировать, с минимальными отклонениями и усилиями, в том числе и поперечными, а затем прицеплять. При скорости уже в 100м/с это становится уже несколько проблематичным (мы ж в атмосфере). А на этой скорости мы будем тащиться на геостационар добрые 90 часов. Таким образом, пропускная способность будет ограничена номинальной_массой_груза каждые 45 часов. С торможением проблемы будут иные, но тоже интересные. Кому и как импульс-то отдавать?
-- очень большая протяженность и инерция ленты делает ее останов и разгон операцией не то чтобы сильно уж проблематичной, но не простой и не мгновенной. То есть, много выиграть в пропускной способности останавливая и разгоняя ленту, ИМХО, не получится. И в любом случае, за это придется расплачиваться несущей способностью троса.
-- скорость движения ленты ограничена трением об атмосферу, эффектом Малюса (или как там его по-русски?) и проч.;

ArmoryBlaid>Кстати, приведенный выше пример (4 троса х1 мм.кв.) не от балды взят, этот вариант имеет более-менее приемлемую для сегодняшних РН массу и выдерживает груз единицы тонн.
Для какой прочности материала этот расчет?

ArmoryBlaid>Гораздо хуже большое количество мелких, которые невозможно отследить.
ArmoryBlaid>Они постоянно будут подтачивать лифт.[/QUOTE]
ArmoryBlaid>А вот в кольцевой ленте можно пострадавшие участки заменять, прямо на земле.
Угумс. Если будет решена довольно-таки нетривиальная проблема сцепления участков ленты без потери прочности. :)

ArmoryBlaid>О больших сечениях не может идти и речи - во-первых, не нужно, а во-вторых не поднять такой трос. Так что надо приспосабливаться к малым сечениям, а чтобы не перерезало - избегать резких движений.
Вот как раз о резких движениях и шла речь... :)

ArmoryBlaid>Имхо, лифт - это такая грандиозная штука, что ради нее стоит пересмотреть культуру космических полетов. Сводить спутники с орбиты после определенного срока, выбирать синхронные орбиты и т.д. Вообще, мне эта проблема кажется преувеличенной. Если прикинуть плотность спутников (шт/км.куб. :) ), то выше 500 км она будет исчезающе малой. А то, что ниже 500 км - долго не живет, а посему управляемо.
Гм. Многие годы, однако. И дело ведь не только в спутниках... насколько я знаю, остатки верхних ступеней некоторых РН сейчас уходят на эллиптические долгоживущие орбиты.

Но в общем, я согласен. Ради Лифта можно и потерпеть жизнь без РН вообще, а спутники делать с бОльшим запасом топлива для коррекции орбиты. :)

ArmoryBlaid>
Для спутников с орбитами ниже, чем макушка лифта - то есть практически для 100% спутников - вероятность столкновения, за несколько лет, 1. То есть точно столкнутся...
 

ArmoryBlaid>Да? Друг с другом часто сталкивались за последние 40 лет? :)[»]
Прикинем. Грубо. Пусть период обращения спутника, скажем, 2 часа. Тогда каждый час он пересекает экватор в какой-то точке. Если спутник наш размером метр, то он имеет все шансы прекратить существование лифта, который вдруг на этом метре окажется. Экватор - 40000м, стало быть, выбирая каждый раз новый метр из этих 40000, спутник перепробует их все через 40000 часов или примерно через 4 года. Столкновение некорректируемого спутника с лифтом в течении 4 лет практически неизбежно, а спутников у нас не один.
   
Это сообщение редактировалось 22.09.2004 в 06:36
RU ArmoryBlaid #22.09.2004 20:07
+
-
edit
 

ArmoryBlaid

втянувшийся

ArmoryBlaid>Кстати, приведенный выше пример (4 троса х1 мм.кв.) не от балды взят, этот вариант имеет более-менее приемлемую для сегодняшних РН массу и выдерживает груз единицы тонн.
Для какой прочности материала этот расчет?
 


150 ГПа.

Экватор - 40000м
 


Гм... :) Но все равно резонно.
   
EE Татарин #23.09.2004 18:11  @ArmoryBlaid#22.09.2004 20:07
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
ArmoryBlaid>
Экватор - 40000м
 

ArmoryBlaid>Гм... :) Но все равно резонно.[»]
Йожкин кот... надо менять дурную привычку по утру на форум заходить. Порой такое напишешь, что потом только удивляться... :)

Да, если 40Мм, то вероятность будет 1 за 4000лет... но спутников все равно много.
   
RU reincarnationOFkost #25.10.2004 23:02
+
-
edit
 

reincarnationOFkost

новичок
вообще говоря я когда-то считал что сечение троса из нанотрубок - около 3 кв см.
1. к вопросу о ленте транспортера - типа тонкий трос порежет колесо - никто не мешает смастерить колесо побольше - хоть 50 метров- и давление выдержит даже сталь.
2. по любому транспортеров будет не 2 и не три и в каждом не меньше 3-х тросов. С одним тросом даже краны не делают. Соответственно - если точки крепления к земле этих трех транспортеров разнести на несколько километров - то получится вполне нормальный трехтросовый ангарный кран (только наоборот) и подматывая тросы на одой из точек на несколько километров можно причальную станцию двигать в сторону от спутников.
3. никто не мешает на земле чинить трос на работающем транспортере. Если технология позволит делать тросы нужной длины за обозримое время то и сваривать места разрывов можо будет достаточно быстро.

   
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru