По микросхемам – огонь!
Разгромить врага будет гораздо легче, если предварительно сделать его слепым, глухим и немым, уничтожив средства наблюдения, обработки…
...информации и связи. Легко ли современному истребителю-бомбардировщику нанести удар, скажем, по вражескому штабу? Отнюдь. Во-первых, его еще на подлете сразу засекут радиолокационные станции (РЛС) дальнего обнаружения и сразу же передадут информацию на командные пункты, а те – на батареи и аэродромы ПВО.
В воздух поднимутся истребители-перехватчики и зенитные ракеты. Все они будут направляться на цели также с помощью РЛС (бортовых и батарейных) и компьютеров, командами по радиосвязи. Атакующий самолет будет у них как на ладони, и его пилотам придется проявить немалую сноровку, чтобы не быть сбитыми.
Таким образом, современная война – это, прежде всего, война электроники. Именно она «глаза, уши и мозги» любой армии мира, без нее бесполезны все «Пэтриоты» и С-300, невозможны полеты МИГов и «Стэлсов», беспомощны авианосцы и крейсера. А без радиосвязи не может воевать не только техника, но и пехота – причем не только регулярная, но и всевозможные партизанские отряды.
Уничтожение электроники противника значительно бы облегчило работу атакующим группам. Но как это сделать?
Принцип действия нового оружия подсказали ядерные испытания, во время которых был открыт эффект электромагнитного импульса. Он возникал в первые доли секунды взрыва и создавал вокруг эпицентра электромагнитное поле. Во всех попавших в него проводниках возникали электрические токи высокого напряжения (тысячи вольт) – в результате нежные детали радиоэлектронных приборов попросту плавились и аппаратура выходила из строя. Кроме того, разрушались записи на магнитных носителях.
В течение двух десятилетий электромагнитный импульс рассматривался как полезный побочный эффект применения ядерного оружия. Поэтому, с одной стороны, военные рассчитывали, что после ядерной атаки у противника заодно выйдет из строя вся аппаратура. А с другой – хотели бы иметь иной, неядерный источник такого импульса для применения его в обычных локальных конфликтах. И его создали.
Впервые о новом оружии сообщила в конце 1992 года английская газета «Дейли телеграф», однако к тому времени оно уже существовало в арсеналах не только Британии, но также США, России и Китая.
Его название – микроволновое оружие высокой энергии (high-power microwave, HPM). Конструкция его до гениальности проста: цилиндрический резонатор из материала с хорошей электропроводностью, в котором пульсирует электромагнитная волна. Снаружи цилиндр обложен взрывчаткой, которая подрывается таким образом, что цилиндр мгновенно, но аккуратно сжимается по диаметру в десятки раз.
При этом электромагнитное поле также сжимается – вследствие чего резко возрастает его частота, причем часть энергии взрыва переходит в энергию поля и его мощность возрастает в тысячи раз. Стоячая волна переходит в бегущую и покрывает значительную территорию, создавая на ней условия микроволновой печи. Общая мощность поля при этом достигает 1 гигаватт – пусть на секунду, но этого достаточно, чтобы вывести из строя практически всю электронику в радиусе нескольких сот метров, в том числе находящуюся в бункерах, самолетах, военной технике. Для особых целей существуют НРМ большой мощности – в 40 и даже 100 гигаватт.
«Главное преимущество HPM – неожиданность, – говорит один из его разработчиков Джеймс Бенфорд. – Факт использования оружия можно полностью отрицать. Жертвам даже не придет в голову, что это было нападение».
Официально НРМ безопасно для человека, что дало США «моральное право» использовать его во время бомбардировок Югославии и Ирака. Однако на деле «гуманное оружие» вызывает у людей эпилептические припадки, потерю сознания. Кроме того, в Югославии вместе с радарами ПВО оно вывело из строя… кардиостимуляторы двух человек и оборудование одной из белградских больниц.
НРМ может доставляться к месту назначения «упакованным» в авиабомбу или управляемую ракету. Однако в российских лабораториях созданы компактные электромагнитные заряды, которые помещаются в обычный чемоданчик. И это уже напугало их американских коллег по «антитеррористическому фронту». Дело в том, что себестоимость изготовления НРМ всего… 2 тысячи долларов. И эта технология может легко попасть в руки «Аль-Каиды», которая рванет электромагнитный чемоданчик где-нибудь рядом с Пентагоном, уничтожив все его компьютеры.
Впрочем, думается, что подобным оружием с гораздо большим удовольствием воспользовались бы рассерженные противники тирании «Майкрософта»…
А в России?
Опять же ИМХО, как ни крутись, а у импульса есть физические пределы по напряжению. Условия работы любой генерирующей системы не шоколадные - размер ограничен, точность нужна атомная, вокруг плазма от взрыва (проводящая)...
Кстати, по поводу размеров - квадрат расстояния никто не отменял. Тот же, что и с железками.
au, 17.01.2005 12:28:21:Алекс, я только повторюсь: нужно понимать основы процессов, а вы, как мне кажется судя по вашим словам, о них даже не знаете. Чтобы понять как и почему работают транзисторы, ячейки памяти, и почему они перестают работать при воздействии HPM, нужно ознакомиться с соответствующими разделами полупроводниковой электроники и физики.
Специально разработанная схема может быть более устойчива к этим воздействиям, но есть пределы возможностей таких защит — против лома нет приёма.[»]