Fakir> Э не! Насколько я понял, выводы о бОльшей массе водородной ступени сделали на основе предположения об одинаковом массовом совершенстве баков, не так ли? Но почему, собственно, массовое совершенство обязано быть одинаковым - ведь механические нагрузки на водородные баки должны быть, по идее, меньше? Причем массу ведь не только баки создают (они же вроде не несущими предполагаются), а и силовая конструкция - но ведь и на нее должна приходиться меньшая нагрузка. [»]
Если речь идёт о первой ступени, нагрузка на бак для водородной ракеты будет больше, чем на бак керосиновой ракеты.
Во-первых он больше сам, и содержит водород, который почти ничего не весит, но бак должен держать давление наддува, которое не зависит от массы топлива.
Во-вторых, на нём будет стоять кислородный бак, иначе центр масс у ракеты будет сзади, и ей невозможно будет управлять с помощью перемещения двигателя.
Водородный бак шаттла имеет массовое совершенство примерно 15% от массы топлива. Кислородный - примерно 1%, так как объём водорода тоже примерно в 15 раз больше, то на единицу объёма мы имеем примерно одинаковую массу.
Но!
Водорода Надо Не Настолько Же Меньше, Насколько Менее Плотный Водород!
Именно по этой причине водородная ракета тяжелее.