[image]

Управляемые ракеты

 
1 2 3 4 5 6 7

ikono

втянувшийся
ikono>> Привод: аэродинамические рули или отклонение двигателя целиком, последний метод чуть сложнее, но интереснее, т. к. работает на всех скоростях и в любых средах.
Serge77> Чтобы управлять двигателем, нужно, чтобы он долго работал. Наши сегодняшние двигатели работают максимум пару секунд, хотя есть планы и на большее время работы. Так что наверное для начала лучше управлять рулями.
Наверное, оптимально управлять параллельно и тем, и тем. Так делал фон Браун.
А для начала, я согласен с Serge77, можно управлять аэродинамикой, пока мы движемся быстро и в воздухе.
Serge77> А какой гироскоп? Он уже есть?
Гироскоп как-раз сейчас возникает. В принципе, его конструкция не сложна. Он состоит из маховика типа тонвала старого лентового магнитофона, только поменьше. Крутится быстро (10 000-15 000 обротов), в маленьких шариковых подшипниках, запрессованных в рамку. Рамка укреплена на осях в карданном подвесе, к осям припаяны контакты от подстроечных резисторов, а к рамкам прикреплены корпуса самих резисторов, 10 кОм. От резисторов идут тонкие провода-спиральки к электронике (вернее, к единственной микросхеме). Кроме нее, батарейки и серво еще 4 конденсатора, 8 резисторов и 2 транзистора.
ikono>> Просто я не сильно об этом на форуме распространяюсь
Serge77> Ну вот, тему завёл, а сам не распространяется ;^))
Я эту тему читаю очень внимательно, но не так люблю программировать, чтобы на AVR все делать. (Если бы я и сел за программирование, я бы делал на любимом PIC 12F675, но это дело вкуса) Мне просто нечего добавить к дискуссии Юрана, Суворова и термостата, они лучше меня разбираются в своем подходе.
Serge77> Ты пиши, реальное дело всем интересно.
Если я буду каждый шаг описывать, то не будет времени его делать :) Если нет вопросов, то я помалкиваю, к уважаемой аудитории обращаюсь только когда либо есть результаты, либо когда я на распутьи.
ikono>> Есть некая сложность с носителем с отработанной системой спасения, которого у меня нет. Но здесь я по нахалке расчитываю на поддержку Serge77
Serge77> Обязуюсь ещё более ускорить темпы ракетостроительства! ;^))
Вот за поддержку - большое и искреннее спасибо!
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

ikono> Гироскоп как-раз сейчас возникает.

ФОТО !!!!!!!!!!!

Если это уже почти лётный вариант, то не будет ли он переворачиваться (или пытаться) при отрицательной перегрузке?

   

ikono

втянувшийся
ikono>> Гироскоп как-раз сейчас возникает.
Serge77> ФОТО !!!!!!!!!!!
Фото будет, как только выну из станка.
Serge77> Если это уже почти лётный вариант, то не будет ли он переворачиваться (или пытаться) при отрицательной перегрузке?
Это летный вариант, я надеюсь. Нет, не будет. Только при перевороте ракеты он должен переворачиваться, т. е. со стабилизацией на обратном пути могут быть проблемы. А могут и не быть, мне воображения не хватает чтобы сейчас представить себе что будет после переворота. Но это вопрос усилия над собой - надо пораскинуть мозгами. :)

   
+
-
edit
 

SINNER

новичок
может,я чего-то и не понимаю,но как на счёт крутящего момента маховика?он же будет сбивать "нулевую" точьку,и при пдении скорости вращения,эти изменения имхо будут меняться...так?
   
Это сообщение редактировалось 05.10.2005 в 08:58
RU termostat #05.10.2005 12:04
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Интересно, а можно ли сделать гироскоп лучший по цене-качество
чем 3 одноосевых гироскопа ADXRSxxx от Analog Devices | Semiconductors and Signal Processing ICs ?

Продают таки их в Москве (rel.ru eFind.ru) и mouser.com пишут что в Россию пришлют за 12 баксов за посылку.

======

Гироскоп механический наверно лучше делать как предлагал
RLAN из жесткого диска - там и блины отбалансированы и
мотор для раскрутки встроен.

Либо из модельного 3-х фазного эл. двигателя у которого обмотки
внутри на статоре а ротор болванка крутящаяся с наружи.

В инете есть страничка немца как самому такой сделать.
Но в самодельном будет проблема с баланстровкой.

Нужно лишь добавить кардан.

======

надобы в гугле поискать: гироскоп механический 095

======

Вот такую бесконтактную лабуду можно применять
для снятия информации о положении гироскопа:

AS5045 indication of the magnet’s angular position with a
resolution of 0.0879° = 4096 positions per revolution.
This digital data is available as a serial bit stream and as
a PWM signal.
Прикреплённые файлы:
AS5045.jpg (скачать) [13,3 кБ]
 
 
   
RU termostat #05.10.2005 12:11
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Гироскоп Futaba FP-148 механический б/у в отличном сосотоянии.Цена 26 у.е.

неверно не б-у недорогой?

   
RU termostat #05.10.2005 14:25
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Вот они Уральские гироскопы и инерциальные системы:

http://www.airshow.ru/expo/332/prod_731_r.htm

==

А лучше прям от сюда начать:



==

и здесь посмотреть:

Futaba® Older Gyros

Product info including type, application, size, voltage, etc.

// www.futaba-rc.com
 



Futaba® Radio Control Systems and Accessories

Futaba radio control (RC - R/C) systems and accessories.

// www.futaba-rc.com
 
   
Это сообщение редактировалось 05.10.2005 в 14:39
+
-
edit
 

ikono

втянувшийся
termostat> Гироскоп механический наверно лучше делать как предлагал
termostat> RLAN из жесткого диска - там и блины отбалансированы и
termostat> мотор для раскрутки встроен.
Великоват...
termostat> Либо из модельного 3-х фазного эл. двигателя у которого обмотки
termostat> внутри на статоре а ротор болванка крутящаяся с наружи.
Вот это как-раз ТО.
termostat> В инете есть страничка немца как самому такой сделать.
Адрес можно попросить?
termostat> Но в самодельном будет проблема с баланстровкой.
Уже есть :)
termostat> надобы в гугле поискать: гироскоп механический 095
Что такое 095?
termostat> Вот такую бесконтактную лабуду можно применять
termostat> для снятия информации о положении гироскопа:
termostat> AS5045 indication of the magnet’s angular position with a
termostat> resolution of 0.0879° = 4096 positions per revolution.
termostat> This digital data is available as a serial bit stream and as
termostat> a PWM signal. [»]
Круто!!! :)
   

ikono

втянувшийся
SINNER> может,я чего-то и не понимаю,но как на счёт крутящего момента маховика?он же будет сбивать "нулевую" точьку,и при пдении скорости вращения,эти изменения имхо будут меняться...так? [»]
Да нет, не должен. Ось гироскопа перпендикулярна обеим осям подвески.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

ikono> Что такое 095?

Телефонный код Москвы

Насчёт гироскопа: вращение ракеты вокруг продольной оси ты будешь определять? Этим же гироскопом?

   
+
-
edit
 

ikono

втянувшийся
termostat>> a PWM signal. [»]
ikono> Круто!!! :) [»]
К сожалению, у микросхемы PWM частота 1 кГц, а нужно 50 Гц... Так что придется что-то довешивать типа таймеров 556, а жаль.
   

ikono

втянувшийся
Serge77> Насчёт гироскопа: вращение ракеты вокруг продольной оси ты будешь определять? Этим же гироскопом? [»]
Вращение здесь не мешает, т. к. датчики гироскопа вращаются вместе с рулями.
Строго говоря это не управление, а самоуправление из своей же системы координат.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

ikono> Вращение здесь не мешает, т. к. датчики гироскопа вращаются вместе с рулями.

Действительно, немного подумал - и до меня дошло ;^))
Но слишком быстрое вращение всё-таки будет мешать, ведь механическая часть имеет инерцию, машинки не будут успевать перекладывать рули туда-сюда.
   
+
-
edit
 

termostat

аксакал

ikono> К сожалению, у микросхемы PWM частота 1 кГц, а нужно 50 Гц... Так что придется что-то довешивать типа таймеров 556, а жаль. [»]
 


Если внимательней прочитать то ни чего не придется довешивать.

ikono> Великоват...
 


да жесткие диски и 1 дюйм бывают.

ikono> Адрес можно попросить?
 


на rc-design.ru в конфе электромоторы быстрей ответят.
   

ikono

втянувшийся
termostat>
ikono>> К сожалению, у микросхемы PWM частота 1 кГц, а нужно 50 Гц... Так что придется что-то довешивать типа таймеров 556, а жаль. [»]
termostat>
 

termostat> Если внимательней прочитать то ни чего не придется довешивать.
termostat>
читаем внимательнее: The PWM frequency is internally trimmed to an accuracy
of ±5% (±10% over full temperature range). PWM frequency fPWM 122 Hz Signal period: 4097µs Все равно многовато.
ikono>> Великоват...
termostat>
 

termostat> да жесткие диски и 1 дюйм бывают.
Не видел, не имел. Наверное, бывают.

Так что микросхема нам почти подходит :) Я все-таки попробую сделать как хотел: с самодельным гироскопом и 556. Есть правда одна заминка: похоже карданов подвес придется делать тоже на шарикоподшипниках, иначе он перестанет крутиться при перегрузках от диких ускорений при взлете. А вот пока они по почте придут, придется подождать...
   

ikono

втянувшийся
ikono>> Вращение здесь не мешает, т. к. датчики гироскопа вращаются вместе с рулями.
Serge77> Действительно, немного подумал - и до меня дошло ;^))
Serge77> Но слишком быстрое вращение всё-таки будет мешать, ведь механическая часть имеет инерцию, машинки не будут успевать перекладывать рули туда-сюда. [»]
- что я и имел в виду когда писал о пуле с рулями. Но если вращение специально не вызывать, как это предлагал мой оппонент, то оно не должно оказаться слишком быстрым: серво-то тоже крутятся на 60 градусов за 0,17 с! Так что за время работы С 6-3 можно успеть сделать до 10 маневров, а до открывания парашюта - почти 30!
   
RU termostat #05.10.2005 19:27
+
-
edit
 

termostat

аксакал

ikono> читаем внимательнее: The PWM frequency is internally trimmed to an accuracy
 


я имел ввиду мое сообщение там сказано что есть и последовательный цифровой выход, а ты прочитал конец про то что есть и ШИМ.

Два выхода у него!

похоже карданов подвес придется делать тоже на шарикоподшипниках,
 


а футаба не посмотрел линки выше? они небольшие.
   
RU termostat #06.10.2005 00:50
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Вот нашел я у себя в архиве тот эл. мотор бесщеточный с внешним ротором о котором сообщал выше:

elektroModell 4-2000 "TORQUEMAX LRK
Sensor and brushless do-it-yourself motor"




=========

ikono, ты вот пишешь что в электронике активно используешь программы моделирования, а почему же ты так ни разу не ответил на мои посты о том что Matlab 6.5-13 имеет специальный набор инструментов - аэроспэйс toolbox - и в нем конкретный пример моделиования полета ракеты с тепловой головкой, наведение управление.

Почему ты не хочешь промоделировать все на ПК ? Ведь это удобней и будет видно куда двигаться дальше.

Или в германии нет CD матлаба за 4 евро?

А главное файлы моделей небольшие и реально переслать их по сети и действительно совместно поработать над идеей.

=========

И еще. в Германии ведь моделизм развит сильно, наверно не проблема купить б-у механ. гироскоп футаба иль еще какой, если у нас за 30-40 евро предлагают то и там наверно также.

=========

Чем мне не нравится твоя идея вытаскивать потенциометры из серво: вроде идея хорошая - все просто, но мне кажется что исключение из системы центрального процессора с большой памятью или каналом телеметрии датчиков и исполнительных механизмов затруднит отладку системы.

Т.е. запустил ты ракету - слетала она хорошо или плохо, а какие у тебя данные для объективной оценки работы системы ? никаких кроме нечеткого видео полета.
   
+
-
edit
 

ikono

втянувшийся
termostat> я имел ввиду мое сообщение там сказано что есть и последовательный цифровой выход, а ты прочитал конец про то что есть и ШИМ.
termostat> Два выхода у него!
А куда подключать цифровой выход? Только пожалуйста, не надо про бортовой компьютер. Придет и его время, но для первых опытов это слишком сложно. А ШИМ можно было бы сразу на рулевую машинку подавать, если бы частота подошла.
termostat>
похоже карданов подвес придется делать тоже на шарикоподшипниках,
 

termostat> а футаба не посмотрел линки выше? они небольшие. [»]
Именно такие я и собираюсь использовать: добыл уже 4 штуки, внешний диаметр 5мм, внутренний 2, ширина 2,5мм.
termostat> Вот нашел я у себя в архиве тот эл. мотор бесщеточный с внешним ротором о котором сообщал выше
Так бы и написал - бесщеточный модельный мотор. Продаются здесь такие готовые. Нужно только отбалансировать. Но для начала я все-таки закончу болванку.
termostat> ikono, ты вот пишешь что в электронике активно используешь программы моделирования, а почему же ты так ни разу не ответил на мои посты о том что Matlab 6.5-13 имеет специальный набор инструментов - аэроспэйс toolbox - и в нем конкретный пример моделиования полета ракеты с тепловой головкой, наведение управление.
В германии нет Матлаба за 4 Евро :) Но дело не в этом. Я матлаб всего пару раз в жизни видел :) Не пугай меня пожалуйста так больше. Что касается ВЧ электроники - там я спец, это да.
termostat> Почему ты не хочешь промоделировать все на ПК ? Ведь это удобней и будет видно куда двигаться дальше.
Возни с формулами мне на работе хватает. Дома отдохнуть хочется. Но против такого подхода ничего не имею. Судя по описанию, там моделируется устойчивость самонаведения ракеты. Технически эта задача уже решена (ПИД), а если лень с ним возиться - можно пойти по пути малых коррекций, т. к. колебания возрастают только если отрицательная обратная связь слишком сильная.
termostat> И еще. в Германии ведь моделизм развит сильно, наверно не проблема купить б-у механ. гироскоп футаба иль еще какой, если у нас за 30-40 евро предлагают то и там наверно также.
На выходных был на огромной выставке моделей. 4 павильона побольше чем в Киеве на ВДНХ - все забиты моделями. Полет здоровенных вертолетов метра полтора в длину демонстрировался прямо в зале, под потолком - несколько радиоуправляемых дирижаблей. Про подводные лодки и катера в бассейне, садовую железную дорогу и такое прочее я вообще молчу. Там же и продажа всего. Я специально спрашивал нет ли механических гироскопов и систем управления ракетами. Нету. Есть вибрационные гироскопы для вертолетов и планеров, самый дешевый с Мюратовским (на вид) датчиком стоил 40 Евро и был очень маленьких размеров. Вот такие отсюда новости. Следующая выставка через год.

termostat> Чем мне не нравится твоя идея вытаскивать потенциометры из серво: вроде идея хорошая - все просто, но мне кажется что исключение из системы центрального процессора с большой памятью или каналом телеметрии датчиков и исполнительных механизмов затруднит отладку системы.
Этим мне она как раз нравится! Потому что простая система имеет вполне определенный шанс заработать сразу, а компьютер точно придется отлаживать и отлаживать, с катастрофами и надеюсь, без жертв :(

termostat> Т.е. запустил ты ракету - слетала она хорошо или плохо, а какие у тебя данные для объективной оценки работы системы ? никаких кроме нечеткого видео полета.
Проблема телеметрии - это совершенно отдельная тема. Не спорю, там применение компьютеров оправдано, т. к. не жизненно важный узел. Но нормальная работа системы наведения будет ОЧЕНЬ заметна по отсутствию ненормальностей, которые не заметить будет трудно. Накка вон догадался что его ракета после преодоления звукового барьера начинает раскачиваться и разламывается пополам на высоте 1 км. А какая у него была телеметрия? Датчик давления и акселерометр, все! Еще то самое нечеткое видео с земли. Голова на плечах и знания у него конечно были, но не в ракете :)

На самом деле я благодарен тебе за комментарий, даже если я не со всем согласен.
   
RU termostat #08.10.2005 13:59
+
-
edit
 

termostat

аксакал

ikono >
Накка вон догадался что его ракета после преодоления звукового барьера начинает раскачиваться и разламывается пополам на высоте 1 км.

А какая у него была телеметрия? Датчик давления и акселерометр, все!

Еще то самое нечеткое видео с земли.

Голова на плечах и знания у него конечно были, но не в ракете
 


Дак я и говорю что у тебя то нет опыта Накки, и даже его телеметрии не предвидется. Остается не четкое видео - и как искать ошибки?

Ты пойми что телеметрия это обычно сбор объективных данных о поведении объекта, а лог работы системы управления добавляет к данным телеметрии данные того что происходит в "мозгу" системы и как она управляет своими "мышцами".

ikono >
бесщеточный модельный мотор. Продаются здесь такие готовые. Нужно только отбалансировать.
 


а что у вас модельные моторы не отбалансированые продаются ???

ikono >
простая система имеет вполне определенный шанс заработать сразу, а компьютер точно придется отлаживать и отлаживать, с катастрофами и надеюсь, без жертв
 


Дак вот отладку без катастроф и жертв на ПК и удобно делать, а главное все данные логятся автоматически.


Я не настаиваю - это твое дело что и как ты будешь делать - я просто советую как сделать так чтоб твой труд принес большую отдачу.
   
AR a_centaurus #08.10.2005 18:52
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

похоже карданов подвес придется делать тоже на шарикоподшипниках,
 

Слежу за вашими дискуссиями. И поскольку также начал заниматься вопросом Momentum Wheels и Rotary Actuators (см. эскизный проект такого гироскопного датчика-активатора в топике Рад.эл обор.) хотел бы сделать некоторые замечания по механике такого устройства. Мне это сделать проще, поскольку под рукой несколько кг папок с материалами по разработке этих систем, а также у меня в группе работает дизайнер, создавший первый наш спутниковый гироскоп. Мы с ним обсудили мой проект и он мне дал несколько советов, которые мне показались полезными. Во первых, вовсе не обязательно использовать в таких малых размерах подшипники. Есть разные формы дизайна плавающих шаровых опор для gimball (карданных подвесов). Они более компактны и менее критичны к децентрировке, которая и будет основной проблемой изготовления такого точного механического устройства в домашних условиях. Во вторых, просто DC Brushless-spin motor для обеспечения нужного гироскопного момента, в плане защиты от боковых ускорений ракеты, будет недостаточно. Обязательно необходимо делать маховик. И от его формы зависит как стабильность, так и нечуствительность всего устройства к таким составляющим ускорений. В моем эскизе уже фигурирует ротор именно такой фомы, которая обеспечивает понижение общего C.g. системы и обеспечивает необходимый момент даже при не очень высокой угловой скорости выбранного мотора. Если хочешь (ikono) можешь выложить или прислать эскиз механической части твоего гироскопа, тогда можно было бы его посмотреть и дать практические советы или замечания. Кстати можно зайти на сайт Honeywell одного из ведущих мировых производителей всякой крутящийся всячины
Ты откуда in Germany? Может земляки?
   
DE ikono #10.10.2005 16:09  @a_centaurus#08.10.2005 18:52
+
-
edit
 

ikono

втянувшийся
a_centaurus> Во первых, вовсе не обязательно использовать в таких малых размерах подшипники. Есть разные формы дизайна плавающих шаровых опор для gimball (карданных подвесов). Они более компактны и менее критичны к децентрировке, которая и будет основной проблемой изготовления такого точного механического устройства в домашних условиях.
Децентровка компенсируется юстировкой-балансировкой по ходу. Главное - минимизировать трение, но похоже и шарикоподшипники - не лучшее решение. Я все думаю о часовых камнях из старого будильника.
a_centaurus> Во вторых, просто DC Brushless-spin motor для обеспечения нужного гироскопного момента, в плане защиты от боковых ускорений ракеты, будет недостаточно. Обязательно необходимо делать маховик. И от его формы зависит как стабильность, так и нечуствительность всего устройства к таким составляющим ускорений. В моем эскизе уже фигурирует ротор именно такой фомы, которая обеспечивает понижение общего C.g. системы и обеспечивает необходимый момент даже при не очень высокой угловой скорости выбранного мотора.
Где можно посмотреть эскиз? (номер сообщения?)
a_centaurus> Если хочешь (ikono) можешь выложить или прислать эскиз механической части твоего гироскопа, тогда можно было бы его посмотреть и дать практические советы или замечания.
Спасибо. Как это ни непрофессионально звучит (многие из нас любители :)), эскиз пока в природе не существует. :( Пока-что выточил маховик, закрепил на нем подшипники, запрессовал подшипники в детали рамки - оказалось что при запрессовке нарушается форма подшипника и возрастает трение и сильно коротким получается время "выбега". Ну не впаивать же его! Вынул подшипник - с ним снова все в порядке. Нужно выточить для каждого подшипника свободный корпус и припаивать его с подшипником внутри к рамке - пока больше идей нет. Но так резко возрастают временЫе затраты, так что до лучших времен проект "гироскоп" приостановлен. Но думаю что он возобновится в ближайшее время.
Кстати можно зайти на сайт Honeywell одного из ведущих мировых производителей всякой крутящийся всячины
a_centaurus> Ты откуда in Germany? Может земляки?
Написано же - из Лейпцига :)
[»]
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

ikono> оказалось что при запрессовке нарушается форма подшипника и возрастает трение и сильно коротким получается время "выбега". Ну не впаивать же его!

Может вклеить на эпоксидке?
   

ikono

втянувшийся
Serge77> Может вклеить на эпоксидке? [»]
Да, это можно. Я только собирался с помощью мягкой пайки собирать рамки, но эпоксидка должна выдержать. Хороший совет.

   
AR a_centaurus #11.10.2005 22:47
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Ну да, ты прям там в Лейпциге и родился? На ярмарке. Я тебя спрашиваю где ты в Союзе жил? Я вот из Фрунзе, а сейчас в Аргентине живу.
Я так и понял, что ты замаешься с подшипниками. Лучше использовать стальные шарики от подшипников большего размера и бронзовые опоры. Тогда будет лучше самоцентрироваться. Приложу эскиз сюда, а то некогда искать. Обрати внимание на форму ротора. Она помогает опустить ц.т. системы.
   
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru