Вуду> Перегрузки - есть в США тренажёры, имитирующие частично, в большой степени и перегрузки, - огромные тренажёры и очень дорогие.
Есть, но это исследовательские пилотажные стенды, а не тренажеры. Для тренажеров, повторяюсь, такое избыточно. На обычных тренажерах (да на всех, по сути) имитируют не сами перегрузки, а "motion cues", такие хитрые движения, которые "обманывают" вестибулярку и дают
представление о возникшем движении. Скажем, если дать ручку вбок, на самолете возникает угловое ускорение. Но на тренажере создают только начальный момент этого ускорения - чтобы человек почувствовал, что реакция есть. Остальное менее существенно. Кабина кренится, а затем плавно (незаметно) приводится в нейтраль.
Есть чуть более хитрые методы: например, можно создать и продолжительную перегрузку, но не слишком большую, просто наклонив кабину. Скажем, задрав нос на 30°, получим ощущение разгона с перегрузкой 0.5. Нормальная перегрузка при этом, конечно, уменьшится, но не так существенно - с 1 до 0.86. Если все делать плавно, то человек практически не замечает поворота кабины. А если еще есть степень свободы в продольном движении, можно хитрее извратиться... В общем, это целая наука.
Кстати, там, где нет речи о границе физиологических возможностей (т.е. о больших продолжительных перегрузках - но последние вообще только в центрифуге имитируются), весьма эффективно имитировать движение давлением на э... пятую точку
Всякие кресла с надувными подушками для этого есть. Когда речь о кратковременных перегрузках, толчках всяких, человек с этого места не меньше информации получает, чем с вестибулярки.
Серокой>Я "летал" на транзасовском тренажёре Ми-26 вторым пилотом. Скажу сходу: всё ж нет ощущения полёта, как минимум мешает то, что при крене вертолёта всё так же сидишь "на попе ровно". Нет погружения в.
Тут есть два существенных момента. Во-1, нужно, чтобы ничего лишнего в поле зрения не попадало. Если дело было на МАКСе, там такое не всегда выполняется. У тренажеров закрашивают стекла кабины так, чтобы виден был только экран. В этом случае ощущение хорошо создается даже за счет одного изображения, особенно если поле зрения приличное. И если сознательно не противиться
Во-2, тренажеры рассчитаны на летчиков, имеющих реальный налет. Они переносят свои ощущения и на тренажер, "вспоминают" их и вживаются в ситуацию. Это очень существенный фактор. Настоящий летчик даже на компьютере играет не так, как обычный геймер. Как в реальности, повышается пульс, выступает пот и все такое.
Когда я работал в лабе МАИ с тренажерами (которые использовались в основном как исследовательские стенды), замечал, что летчики все время норовят крутить ручки и нажимать кнопки как надо по-настоящему, даже если они отключены. Следят за неиспользующимися приборами (со скоростью на нуле вообще летать не могли
). Все потому, что, оказавшись в кабине и зная задание, "вживаются" в роль.