Беспилотники в России: потребности и возможности

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

uav.ru

втянувшийся
На вопросы uav.ru ответил начальник Первого управления Федеральной службы по оборонному заказу Сергей Анатольевич Колядин

Если говорить о потребностях региональных войн, или хотя бы локальных конфликтов, то оснащенность ВС комплексами с БЛА совершенно не отвечает современным представлениям об их ведении. Она крайне мала. Имеется некоторое количество комплексов на складском хранении, однако ввод их в строй в силу ряда причин маловероятен.

Если же оценивать возможности существующей группировки при проведении контртеррористической операции, то, с учетом концентрации располагаемых сил на ограниченной территории, они вполне достаточны.

Следует как поддерживать существующую группировку комплексов с БЛА, необходимую для решения текущих задач, так и создавать новые комплексы для решения задач, о которых мы говорили выше. В настоящее время накоплен большой научно-технический задел, позволяющий очень быстро создать парк беспилотной авиации для решения самых разнообразных задач. В стадии завершения - десятки разработок в этой области. Не сомневаюсь, что беспилотную авиацию ждет большое будущее.

UAV

 
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Мдя, только не с нашими БПЛА - стоящими диких денег, и полуодноразовыми (у некоторых вообще только приборный контейнер спасаемый).

Я считаю что если армия хочет решить проблему БПЛА - нужно покупать серийные западные сельскохозяйственные БПЛА, оснащать их другой системой связи (типа CDMA-мобильников, шифрованных широкополосных с шумоподобным сигналом), перекрашивать в малозаметный цвет - и вперед.

Уверен что можно и по деньгам и по наличию смысла оснастить БПЛА войска вплоть до ротного звена, для тактической разведки в самом "низу", а ночью, оснастив тепловизорами, электрические БПЛА вообще можно использовать как "камикадзе". Стоят-то они меньше чем скажем, противотанковая ракета, могут огибать рельеф местности, лететь намного дальше, выполнять сложные команды, а уязвимость ночью будет иметь мало значения.

БПЛА можно использовать как постановщики помех еще, для минирования дорог и ВПП, для сопровождения танковых колонн (активная защита от ПТУР, БПЛА как Матросов "бросается" на летящую ракету, наводимый по радио от микроволновой РЛС хотя бы из состава комплекса типа "Арена" или "Дрозд", разумеется на полном автомате, и приводит к ее преждевременному срабатыванию).

Поражение групп пехоты - БПЛА летит на нее со стороны солнца с осколочными гранатами направленного действия, выбрасывающими осколочное поле с углом раствора 60-80 градусов.

Сбивать конечно будут нещадно, но и черт с ними - их много, они дешевые, и каждый БПЛА если хоть по одному солдату противника с собой унесет - любому противнику крышка придет.

С ними можно создать крупномасштабный разведывательно ударный комплекс - сотни БПЛА, обмениваясь информацией друг с другой, как сотовая сеть, летят на врага на малой высоте, постоянно собирая данные микроволновыми РЛС, тепловизорами, приводя к единой системе координат. Сбрасывают данные для стрельбы для артиллерии, фиксируют точки падения снарядов, шлют данные для корректировки, летят дальше... Автоматически для заполнения мест выбивших строй перестраивается, запускаются новые... Огненный вал идет перед и за строем БПЛА, большого противодействия они не встретят - чем по ним стрелять? "Стингерами" - тупо, на всех не напасешься, стингер дороже стоит. Да и не факт что поймает ИК головка его. Стрелковым оружием - далековато. Если только зенитной артиллерией с РЛ-наводкой, но время от появления строя из кучи БПЛА до падения первых снарядов именно на зенитки - максимум минута, много ли целей за это время удастся обстрелять? Если стреляющая зенитка сразу обнаруживает себя ИК-сигнатурой и летящими снарядами, выделяемыми по эффекту Доплера, и немедленно обстреливается? По сути запаса времени у нее будет - только время полета снаряда до нее + поворота орудия.

Вот такое, имхо, применение БПЛА в войне будущего. А на войну настоящего нет смысла их создавать и осваивать - настоящее пройдет пока это будут делать.
 
Это сообщение редактировалось 17.04.2006 в 19:15
+
-
edit
 

-Olov-

новичок
электрические БПЛА вообще можно использовать как "камикадзе". Стоят-то они меньше чем скажем, противотанковая ракета, могут огибать рельеф местности, лететь намного дальше, выполнять сложные команды, а уязвимость ночью будет иметь мало значения.
 

С чего это БПЛА будет стоить меньше противотанковой ракеты?
 
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Потому что коммерческие БПЛА столько и стоят. 20 килобаксов - вполне обычная цена за розничную поставку.
На войну среднего масштаба (скажем, вроде иракской) вполне можно наделать их миллион и использовать, не стесняясь.

Т.е. их вполне можно рассматривать как боеприпас, а не как самолет.

Скажем, радиоуправляемые электрические авиамодели стоимостью в <штуки баксов имеют дальность полета десятки километров и скорости >100 км/ч. А реактивные (в смысле именно настоящие турбореактивные, а не импеллерные) авиамодели стоимостью 2-10 тысяч долларов - еще большими параметрами. Правда, их еще надо оснастить компьютером (уровнем не выше обычного КПК), системой связи (CDMA-модуль + ИК для случая прямой видимости) и целевым оборудованием - РЛС с ФАР и тепловизором. Во всяком случае, в именно боевом варианте - только с камерой и боеприпасом - будут точно очень дешево стоить.
 
Это сообщение редактировалось 17.04.2006 в 19:33
+
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★☆

Потому что коммерческие БПЛА столько и стоят. 20 килобаксов - вполне обычная цена за розничную поставку.
На войну среднего масштаба (скажем, вроде иракской) вполне можно наделать их миллион и использовать, не стесняясь.
 

Угу. Помехозащищеность - ноль.
Надежность - около нуля.
Температурный диапазон применения - почти комнатный.
Тема уже много раз разбиралась - о разнице военной технике и гражданской/коммерческой.
Короче - чтобы получить военную технику, которую можно будет применять в войне - цену смело умножайте на 10.
И молитесь, чтобы не вылезти за нее.
Да, 20 000 000 000 на один тип боеприпасов на одну войну - крутенько даже для США.
 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Есть такой сайт - найден мной путем тупого перебора...с первого раза :)
bpla.ru он же zala.ru
Странная какая то фирма...но аппараты, если правда, оч. интересные, особенностаршая модель-вертолет

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

uav.ru

втянувшийся
Мы публиковали интервью с руководителем этой фирмы по итогам авиасалона МАКС-2005.
Если кому-то интересно, напомню:

Не найден, Not Found.

Страница ошибки сервера

// www.uav.ru
 


 
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

История многократно уже показала, что военная продукция, хоть и дороже, обычно намного хуже гражданской. Потому что военные производители думают о том, как бы освоить больше средств, а гражданские - как получить конкурентоспособный (по соотношению цена-качество прежде всего) продукт, и не имеют возможности принимать неоптимальные решения, разбрасываться деньгами.

Ну и цикл обновления продуктового ряда - у военных что-то меняется раз в большую войну (когда оказывается что построенное в расчете на предыдущую большую войну безнадежно устарело). Поэтому Ту-95 до сих пор в строю, а его гражданский вариант Ту-114 все давно забыли, B-52 в строю, а его ровесник B-707 - музейный экспонат.

Помехозащищенность - тут как раз надо использовать опыт именно коммерческих систем связи. CDMA - весьма помехозащищенный способ модуляции сам по себе. А когда есть прямая видимость - надо применять по возможности ИК.

Надежность гражданской техники всегда несравненно выше военной. Потому что она:
1. Выпускается огромными сериями
2. Используется каждодневно, потому что покупателям нужно амортизировать затраты на покупку (а не ждет войны или учений раз в 5 лет). Исходя из 1-2 все ее недостатки быстро обнаруживаются и устраняются в последующих сериях (потому что иначе фирма-производитель разорится на техобслуживании и ремонте), а военных, пока жареный петух не клюнет, не очень волнует насколько и техника работоспособна.
3. Используется обычно малоквалифицированными, случайными людьми и рассчитана на это (потому что иначе эксплуатация окажется слишком дорогой), и имеет высокую степень "дуракозащищенности".
4. Ну и существенно менее "экстремальна" по конструкции, потому что скажем, танковый двигатель обязан быть и мощным, чтобы быстро ездить, и малогабаритным, иначе его не упрячешь внутрь забронированного пространства. За это приходится платить ценой, надежностью и ремонтопригодностью. В случае БПЛА экстремальность не нужна.

Сельскохозяйственный БПЛА обязан уметь под присмотром тупого колхозника облетать и опылять ядохимикатами поля, тысячами часов. Если бы он был ненадежен, или дорог, или капризен к погоде - колхозник плюнул бы на него и использовал трактор. Поэтому у него нет вариантов, как быть дешевым, надежным и всепогодным. И если он грохнется и разольет кучу химикатов где не надо - фирме вкатят миллионный иск.

Пример как раз из области средств связи - чеченские боевики в радиоэлектронном противостоянии с федеральными силами в первую чеченскую вчистую выиграли, несмотря на то что использовали бытовые радиостанции и сканеры.
 
Это сообщение редактировалось 17.04.2006 в 22:26

Aaz

модератор
★★☆
Мы публиковали интервью с руководителем этой фирмы по итогам авиасалона МАКС-2005.
 

"Существуют ли интерес со стороны военных заказчиков?
Наши модели мобильны, надёжны и низкобюджетны. Думаю, что это вполне устраивает наши вооруженные силы."


Ключевое слово я выделил... :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
anovikov> История многократно уже показала, что военная продукция, хоть и дороже, обычно намного хуже гражданской. Потому что ....
Полл> Короче - чтобы получить военную технику, которую можно будет применять в войне - цену смело умножайте на 10...

Не горячитесь :) Правы оба.
Просто все зависит от того, КТО ВОЮЕТ. Профессионал - а под этим понятием мы будем понимать не человека получающего дЭньги, а человека заинтересованного в конечном результате войны - справиться и при помощи хрупкой гражданской рации, полицейской снайперской винтовки, требующей хранения при 20С и чистки-смазки после каждой обоймы....
А если воюют подростки, которые спят, а служба идет, или проффи-контрактники, которых куда не целуй, везде ж@па...то и оружие должно быть типа 82 мм миномета и Т-34...или все должно быть из цельного куска гранита.

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

DaddyM

опытный

ИМХО оптимальную конструкцию беспилотника создали шестдесят с лишним лет назад - ФАУ 1.
На современных ширпотребовских материалах стоимость будет минимальной, при этом при достаточно высокой надежности.
Кстати для справки - я не являюсь гуру в радиотехнике, но насколько помню, обычный бытовой CDMA, в отличии как раз от распространенных в некоторых армиях других систем связи, очень тяжело заглушить, очень тяжело перехватить и при некоторых условиях даже невозможно запеленговать. Просто по принципу работы сигнал является широкодиапазонным, низкоуровневым и шумоподобным.
А США в это время захватывает стратегически важный город-герой Бобруйск.  

Aaz

модератор
★★☆
На современных ширпотребовских материалах стоимость будет минимальной...
 

Окститесь - сейчас в США корректируемый снаряд сделать стоит 40 к/баксов (без учета разработки). :P
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

А почему БПЛА може быть дороже?
Он не рассчитан на ускорения в канале ствола...
И делается не Raytheon-ом каким-нибудь, а вполне себе ширпотребной коммерческой фирмой "для народа".
 

Aaz

модератор
★★☆
А почему БПЛА може быть дороже? Он не рассчитан на ускорения в канале ствола...

И делается не Raytheon-ом каким-нибудь, а вполне себе ширпотребной коммерческой фирмой "для народа".
 

Хотя бы потому, что он многоразовый. Хотя бы потому, что он требует наземной системы управления и обученного оператора. Хотя бы потому, что он должен иметь двустороннюю помехоустойчивую связь. Ну, и далее по всему мясокомбинату... :)

С мыслями о том, что можно у ребенка отобрать р/управляемую модель и пойти с ней на войну, Вы можете выступать где-нибудь в другом форуме, лучше всего - в "Юморе". :P
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Почитай про Ирак, американцы там для разведки как раз серийные радиоуправляемые модели и используют, и успешно - кучу солдат сберегли. Разумеется, с другой аппаратурой связи, которая позволяет иметь более-менее толстый канал на бОльшем расстоянии - чтобы можно было рулить им по камере. Но и любительские радиоуправляемые модели (правда не серийные, а сделанные умельцами "на коленке" из купленных полуфабрикатов) это умеют.
 
+
-
edit
 

tarasv

опытный

Почитай про Ирак, американцы там для разведки как раз серийные радиоуправляемые модели и используют, и успешно - кучу солдат сберегли. Разумеется, с другой аппаратурой связи, которая позволяет иметь более-менее толстый канал на бОльшем расстоянии - чтобы можно было рулить им по камере. Но и любительские радиоуправляемые модели (правда не серийные, а сделанные умельцами "на коленке" из купленных полуфабрикатов) это умеют.
 


Да мало ли каких кустарных приблуд может наизобретать солдат имеющий доступ к хорошему посылторгу :) Но надежность, ремонтопригодность и возможность вспризвести более чем в одном экземпляре у таких штук отсутсвует напрочь. Другое дело серийная машина - но вот если не изменяет склероз Предатор (или пара) с контейнером управления и ЗИПом стоит как половина истребителя.
 
Это сообщение редактировалось 19.04.2006 в 00:32

Aaz

модератор
★★☆
Почитай про Ирак,..
 

Ну очень точная и ценная ссылка... :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Другое дело серийная машина - но вот если не изменяет склероз Предатор (или пара) с контейнером управления и ЗИПом стоит как половина истребителя.
 

- Но есть же маленькие, есть совсем маленькие, есть какие хочешь:
http://www.defense-update.com/products/s/skylark1-uav.htm
http://www.defense-update.com/features/du-2-04/feature-mav.htm
http://www.google.com/search?hl=ru&q=micro+UAV&lr=
http://www.google.com/search?hl=ru&q=mini+UAV&lr=
http://www.google.com/search?hl=ru&q=+UCAV&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&lr=
Непонятно: стабилизационный фонд лопается от миллиардов баксов, мировой рынок переполнен предложениями, а Басаев жив-здоров и процветает! ::)
“The only good Indian is a dead Indian”  
+
-
edit
 

DaddyM

опытный

2 Aaz
Так до этого речь как раз зашла о одноразовых БПЛА. Уровень радиомоделей сегодня выше чем был у Фау1. Процент отказов для одноразового тоже не принципиален, если не слишком велик.
Кстати требование наличия обучение оператора прямого отношения к цене на беспилотник не имеет. Начинка умеющая в отличии от оператора летать - стоит совсем недорого. Имеется в виду сохранение стабильных докритических параметров полета и правильное выполнение маневров, в том числе и противозенитных. Собственно в моделях вертолетов и ставится простенький аналог такой системы - гироскоп автоматически сохраняющий устойчивость.
А США в это время захватывает стратегически важный город-герой Бобруйск.  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Почитай про Ирак, американцы там для разведки как раз серийные радиоуправляемые модели и используют, и успешно - кучу солдат сберегли..
 


Мнэээ...это Вы про Глаз Дракона? Так это не любительская модель, а армейский тактический БПЛА Специально разработанный, вплоть до сменных деталей корпуса. На любительскую модель она разве, что размерами походит ;D Еще есть Пойнтер - тоже специальная машина, чуть более высокого класса, чем Драконий Глаз.
1.Взлет Драконьево Глаза
2.Глазу крутят хвост :)
3. Оператор "Глаза дракона" корректирует полёт ДПЛА со станции на крыше здания. Ротный разведчик наблюдает за полётом ДПЛА в нескольких километрах от станции через наголовное устройство
4.Комплекс миниДПЛА "Пойнтер" на стартовой позиции


Прикреплённые файлы:
 
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  

Aaz

модератор
★★☆
1. Так до этого речь как раз зашла о одноразовых БПЛА.

2. Уровень радиомоделей сегодня выше чем был у Фау1.

3. Начинка умеющая в отличии от оператора летать - стоит совсем недорого.
 

1. Ну, допустим...

2. "Я его, извиняюсь, не вешал..." (с - Й.Швейк) :) Вы, насколько я понимаю - тоже. Ну, допустим...

3. В смысле "начинка, не весящая 70-90 кг"? Согласен. Но что она может, эта недорогая начинка? Ответ - ни хрена...
Все эти Ваши копеечные "жужжалки" со скоростью 60 км/ч будут всяко дороже очереди АК, которыми их папуасы будут сшибать пачками. Еще и письмо благодарственное пришлют - за тренировку молодых бойцов, дабы они потом увереннее стрелили по Вашим же вертолетам... :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
+
-
edit
 

anovikov

втянувшийся

Ну дык, такой БПЛА должен быть скорее всего реактивным. Серийные реактивные двигатели тягой 20-50 кг стоят 1-5 килобаксов. Ресурс - несколько сот часов. Расход - примерно втрое больше на единицу тяги чем у "взрослого" движка авиалайнера, правда. Ну, на 2-3 часа полета хватит, а это уже радиус действия километров 200 (много больше чем нужно) + какое-то время на действие там. Скорость не менее 200 км/ч, учитывая маленькие размеры сбить его будет потруднее, чем вертолет (небронированный конечно), из АК. И конечно, действовать такие машинки должны в основном ночью и большими массами, так чтобы "насыщать" ПВО, состоящее даже из АК :)
 
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
3. В смысле "начинка, не весящая 70-90 кг"? Согласен. Но что она может, эта недорогая начинка? Ответ - ни хрена...
 


Эт ты погорячился, дааа.. :) Могут такие крошки практически ВСЁ, тока собак не выгуливают ;)
Например, российская:
КомпаНав-2: Малогабаритная Интегрированная Навигационная Система
АКТ летных испытаний МИНС КомпаНав-2,проведенных в ЛИИ им. М.М.Громова
КомпаНав-2 - Малогабаритная Интегрированная Навигационная Система (МИНС) летательного аппарата. Используя оригинальный алгоритм интегрирования данных GPS с измерениями инерциальных датчиков, система выдает в цифровой форме полный набор навигационных данных и параметров ориентации:
координаты местоположения и высота;
углы ориентации: курс, крен, тангаж;
скорость в земной СК, воздушная скорость (опция);
вертикальная скорость;
ускорения, угловые скорости.

Возможности системы
КомпаНав-2 является многофункциональной системой, объединяющей свойства целого ряда авиационных приборов:
интегрированная (ИНС-GPS) система навигации;
курсовой индикатор;
магнитный компас;
АГД;
датчик скорости;
воздушная скорость (опция);
барометрический высотомер;
датчик вертикальной скорости;
датчик перегрузки;
датчик скольжения.

Область применения КомпаНав-2


легкие самолеты и вертолеты;
сверхлегкие ЛА (мотодельтапланы);
БПЛА;
летающие модели и игрушки.

Точностные характеристики системы КомпаНав-2
ИНС/СНС
Интегрированный режим Автономное инерциальное решение
Координаты (комплексированное решение) 6 м 300 м (5 мин. после пропадания GPS)
Путевая скорость 0,2 м/с 5 м/с (5 мин. после пропадания GPS)
Вертикальная скорость 0,25 м/с 0,3 м/с
Углы ориентации
Прямолинейный полет* 0,2...0,3 0,3...0,4 (5 мин. после пропадания GPS)
Маневрирование** 0,3...0,5 0,5...0,7 (неограниченное время)
Высокоманевренный полет*** 1 1,5 (неограниченное время)
Разрешающая способность 0,05 0,05
Курс (путевой угол)****
Точность 0,4 2
Разрешающая способность 0,1 0,1

Параметры указаны в спецификации, как величина среднеквадратической ошибки, полученной в сравнении с эталоннным измерителем по результатам летных испытаний.

*) прямолинейный полет определяется как отсутствие намеренных маневров по курсу, крену и тангажу
**) углы крена и тангажа не превышают 45
***) углы крена и тангажа в диапазоне от 45 до 75
****) автономное (без СНС) определение курса возможно при проведении компенсации магнитных девиаций


Общая спецификация системы КомпаНав-2

Выходные данные
Частота выдачи 50 Гц
Протокол передачи RS-232
Время выставки <30сек
Формат бинарный
Окружающая среда
диапазон рабочих температур -40…+70C
Температура хранения -50…+85°C
Влажность 5%...95%
Атмосферное давление 450...850 мм.рт.ст.
Физические воздействия
Удар 40 g (5 м/с)
Синусоидальная вибрация 20 g (1..50 Гц)
Электрические параметры
Напряжение питания =12...30 В
Потребляемая мощность 1,5 Вт
Массо-габаритные параметры
Размеры 125х80х57 мм
Вес < 0,6 кг

Рабочие диапазоны
Крен ±180
Тангаж ±90
Курс ±180
Ускорение ±10g
Угловая скорость ±150
 

Описанный здесь КомпаНавт2 ставиться и на "взрослые самолеты" - Як-18, например
Кстати и "взрослая" ИНС на лазерных гироскопах весит всего 8,5кг, что вполне для средних БПЛА.


Прикреплённые файлы:
 
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
.....Все эти Ваши копеечные "жужжалки" со скоростью 60 км/ч будут всяко дороже очереди АК, которыми их папуасы будут сшибать пачками. Еще и письмо благодарственное пришлют - за тренировку молодых бойцов, дабы они потом увереннее стрелили по Вашим же вертолетам... :)
 
Рекомендую взять АК и попробовать попасть в цель менее 1 м2 летящую на высоте 500 и дистанции 500-1000м со скоростью 50-100кмчас ;D Негде взять автомат и такую мишень? Тогда просто попробовать РАЗГЛЯДЕТЬ летящую авиамодель (даже не в сумерках, а солнечным днем) с расстояния в 1 км ;) Особенно если она электро и практически безшумная

Ник
Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив.... Ἱπποκράτης  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Chizh

втянувшийся

Ну дык, такой БПЛА должен быть скорее всего реактивным. Серийные реактивные двигатели тягой 20-50 кг стоят 1-5 килобаксов. Ресурс - несколько сот часов. Расход - примерно втрое больше на единицу тяги чем у "взрослого" движка авиалайнера, правда. Ну, на 2-3 часа полета хватит, а это уже радиус действия километров 200 (много больше чем нужно) + какое-то время на действие там. Скорость не менее 200 км/ч, учитывая маленькие размеры сбить его будет потруднее, чем вертолет (небронированный конечно), из АК. И конечно, действовать такие машинки должны в основном ночью и большими массами, так чтобы "насыщать" ПВО, состоящее даже из АК :)
 

Реактивный движок, увеличенная дальность, тепловизор, мощный радиопередатчик, продвинутая САУ, помехозащищенность - все это заметно увеличивает вес и стоимость. В результате, после реализации всех наворотов, мы из "жужжулки" получаем пародию на "Предатор" с реактивным движком. :)
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки






Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
АвиаТОП
 
Яндекс.Метрика
website counter
 
free counters