10 ноября:
-1888 год, [29.10 ст.ст.] родился А.Н.Туполев, генерал-полковник-инженер - патриарх советской авиации, ученик проф. Н.Е.Жуковского, знаменитый авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии (1956), академик АН СССР. Родоначальник советского флота торпедных катеров (ТК). Под его руководством в предвоенные годы были созданы катера: АНТ-3, АНТ-4 (Ш-4 первый советский серийный ТК), АНТ-5 (Г-5), Г-6, Г-9, Г-10. Разработал несколько моделей аэросаней. В 1937-1941 гг. находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД. Основное место в его творчестве занимала авиация. Под его руководством были созданы самолёты: АНТ-1, -2, -3 (Р-3), -4 (ТБ-1), -5 (И-4), -6 (ТБ-3), -7 (Р-6), -8 (МДР-2), -9, -10 (Р-7), -11 (МТБТ), -13 (И-8), -14, -16 (ТБ-4), -20 ("Максим Горький"), -21 (МИ-3), -22 (МК-1), -23 (И-12), -25 (РД), -27 (МДР-4), -31 (И-14), -35 (ПС-35), -36 (ДБ-1), -37 (ДБ-2), -40 (СБ), -41 (ПС-41), -42 (ТБ-7), -43, -44 (МТБ-2), -46 (ДИ-8), -58 ("103"), Ту-1, -2, -4, -6, -8, -12, -14, -16, -22, -22М, -70, -75, -80, -85, -91, -95, -96, -104, -107, -110, -114, -115, -116, -124, -126, -128, -134, -142, -144, -154 и др.; беспилотные аппараты: Ту-121, -123, -139, -141, -143;
-1889 год, родился ученый и авиаконструктор Б.Н.Юрьев. Сделал основные открытия, касающиеся придания машине поступательного движения, создания системы управления ЛА. В 1911 году он изобрел автомат перекоса - одна из самых удачных конструкций в истории вертолетостроения. Юрьев также создал всю схему одновинтового вертолета, но запатентовать ее не смог из-за отсутствия денег. Только в 20-е годы Юрьев, будучи начальником экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, построил совместно с А. Черемухиным первый советский вертолет 1-ЭА;
1893 год, родился А.И.Берг, советский военный деятель, ученый в области радиотехники и кибернетики, адмирал- инженер, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. В ВМФ с 1918 г. С 1925 г. преподаватель Военно-технической академии РККА. В 1953-1957 гг. заместитель министра обороны. Внес большой вклад в развитие радиолокации в СССР. Умер 09.07.79 г;
-1895 год, проект летательного аппарата, совмещающего принципы вертолета и самолета, представил мастер Сестрорецкого завода В.П. Коновалов;
-1895 год, родился Джон Кнудсен Нортроп, американский авиаконструктор. Его идеи (самолет - летающее крыло) спустя несколько десятилетий были использованы при разработке бомбардировщика-невидимки B-2;
-1905 год, родился авиаконструктор А.Г.Брунов, советский авиаконструктор, главный конструктор МИГ-21;
-1907 год, первый полет первого моноплана "Блерио VII" с тянущим двигателем, закрытым фюзеляжем, расположенным позади хвостовым оперением и двухколесным шасси, Л. Блерио;
-1911 год, родился Я.А.Кутепов, авиаконструктор ("Ил");
-1914 год, родился штурман Герой Советского Союза М.П.Боронин;
-1917 год, в Петрограде, в Смольном, при Военно-революционном комитете образовывается Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания - первый революционный орган по руководству советской авиацией. Бюро приступает к формированию первых красногвардейских авиаотрядов для борьбы с войсками Керенского, Краснова под Петроградом. Начало зарождения воздушного флота в Советской России;
-1917 год, родился лётчик-истребитель Герой Советского Союза М.П.Жуков, старший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 158 иап. 29 июня 1941 г. угрозой тарана загнал Ju-88 в Псковское озеро. Вместе с С.И.Здоровцевым и П.Т.Харитоновым первым во время войны удостоен звания Героя Советского Союза (08.07.41). Совершил 286 боевых вылетов, в 66 воздушных боях сбил лично 9 и в группе 5 самолётов. Погиб в бою при прорыве блокады Ленинграда;
-1918 год, родился лётчик-истребитель Герой Советского Союза Б.А.Карнач, генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 87, 247 иап. Был командиром эскадрильи, штурманом полка. 9 августа 1943 г. на Курской дуге таранил Me-109. Совершил 346 боевых вылетов, в 84 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 4 самолёта противника. После войны до 1973 г. служил на командных должностях в ВВС;
-1920 год, родился штурман Герой Советского Союза Д.П.Волков, генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 3 тбап, был штурманом эскадрильи. К июню 1943 г. совершил 150 боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника. После войны продолжал служить в ВВС;
-1920 год, родился Герой Советского Союза, летчик-испытатель В.В.Осипов;
-1923 год, первый полет планера "Мостяжарт-1" конструкции С.В. Иллюшина, В. Денисов;
-1927 год, родился конструктор Г.И.Кощеев. Внес значительный вклад в разработку, испытания, принятие на вооружение и эксплуатацию радиолокационных систем управления авиационными ракетными комплексами К-26 и К-10-26 самолета Ту-16 и его модификаций. Лауреат Государственной премии;
-1936 год, в Испании был сбит и вскоре погиб под пытками летчик-испытатель П.А.Джибелли. 31.12.1936 ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, капитан. Один из создателей Коммунистической партии Италии. С 1921 г. в эмиграции в Советской России. Окончил Зарайскую школу военных летчиков. С сентября 1936 - под именем "Кольдеро" - один из первых советских добровольцев-летчиков на стороне республиканской Испании. На бомбардировщике "Potez-54" был сбит огнем зенитной артиллерии (по др.версии - франкистскими истребителями);
-1948 год, родился летчик-испытатель С.В.Максимов - шеф-пилот ОКБ им.О.К.Антонова, капитан. Окончил Черниговское ВВАУЛ. Поднял в небо (16.12.1994) и провёл испытания Ан-70. Участвовал в испытаниях Ан-28, Ан-71, Ан-72, Ан-74. А также Як-18, Л-39, Л-29, МиГ-15, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-7, Су-17, Ил-14, Ил-18, Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154, Як-28, Ан-2, Ан-2М, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-22, Ан-72П, Ан-124, Ан-225. В 1983 установил 9 мировых авиационных рекордов высоты и грузоподъёмности (из них 6 – вторым пилотом) на самолёте Ан-72. Погиб 10 февраля 1995 года при выполнении испытательного полёта на Ан-70;
-1949 год, состоялся первый полет пассажирского вертолета - 10-местного "Piasecki" HRP-2 (создан на базе военно-транспортного HRP-1);
-1966 год, умер летчик-испытатель Б.В.Мельников, капитан. Окончил Свердловскую авиационную школу. Провёл ряд испытаний опытных двигателей на Ту-4ЛЛ, Ту-16ЛЛ, Ту-110; участвовал в проведении нескольких других испытательных работ на тяжёлых самолётах;
-1975 год, завершены испытания опытно-экспериментального самолета Су-25 (Т8-1);
-1982 год, первый полет боевого вертолета Ми-28 с ТВлД ТВЗ-11ВМА, Г.Р.Карапетян, В.В.Цыганов;
-1985 год, состоялся первый полет БТС-002 - самолета-аналога орбитального корабля многоразового использования «Буран», созданного под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского. Экипаж И.П.Волка;
-2003 год, мировые рекорды высоты полета с коммерческим грузом 35 т, 40 т, 45, 50 т и 55 т - 7355 м, а также самую большую коммерческую нагрузку 55.063 кг поднято на высоту 7355 м, экипаж В. Горовенка на Ан-70 (установлено 15 национальных рекордов, которые 20.11.2003 г. утвердила Федерация авиаспорта Украины).
Это сообщение редактировалось 11.11.2006 в 01:08