[image]

Качка

Теги:флот
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
флот
Интересует всё, что связано с качкой - не в смысле морской болезни :) , а в смысле возникновения качки и её зависимости от разных факторов.

Хотелось бы знать (хотя бы ориентировочно), как зависит частота и амплитуда качки (килевой и бортовой) от балльности волнения, от ветра, от водоизмещения и формы судна, от его курса по отношению к волне и т.п.
Также хотелось бы знать, как сильно может перемещаться по вертикали центр тяжести судна.
   
+
-
edit
 

parohod

старожил
★★☆
Fakir> Интересует всё, что связано с качкой - не в смысле морской болезни :) , а в смысле возникновения качки и её зависимости от разных факторов.
Fakir> Хотелось бы знать (хотя бы ориентировочно), как зависит частота и амплитуда качки (килевой и бортовой) от балльности волнения, от ветра, от водоизмещения и формы судна, от его курса по отношению к волне и т.п.
Fakir> Также хотелось бы знать, как сильно может перемещаться по вертикали центр тяжести судна.

Вопрос сллишком глобальный чтобы в 2-х словах его описать. Помимо 2-х перечисленных видов качки различают еще вертикальную. Но в чистом виде ни один из видов не встречается - качка всегда смешенная. параметры качки зависят от частоты собственных колебаний судна, метацентрической высоты, инерционных характеристик судна, характера волнения. Амплитуда качки достигает максимума при резонансной качке, т.е. когда частота волнения совпадает с частотой собственных колебаний судна, но в природе такое регулярное волнение с соответствующей частотой практически не встречается. Волнение, за исключением мертвой зыби, всегда нерегулярное
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Еще от скорости судна зависит вроде бы...
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
parohod
>Вопрос сллишком глобальный чтобы в 2-х словах его описать.

Это ясно :)
Но может, есть соответствующая литература? Желательно в электронном виде?

>Помимо 2-х перечисленных видов качки различают еще вертикальную.

То есть смещение центра масс по вертикали?

>Но в чистом виде ни один из видов не встречается - качка всегда смешенная.

Что тоже ясно :)

>параметры качки зависят от частоты собственных колебаний судна,

То есть такого физического маятника, поплавка?

>метацентрической высоты,

Это ... ?

>инерционных характеристик судна,

То бишь в первую очередь моментов инерции относительно соответствующих осей? С учётом присоединённой массы, вероятно?

>характера волнения.

Каким оно, кстати, бывает?

>Волнение, за исключением мертвой зыби, всегда нерегулярное

А насколько часто встречается мёртвая зыбь, каковы её характеристики?
И насколько велика нерегулярность иных типов волнения? Разброс по высоте волн, по длине, еще какой-то?
   

au

   
★★
Факир:
У меня табличка была с описанием условий для каждого sea state. Амплитуда и длина волны, и т.п. Перемещаться центр тяжести должен в пределах двойной амплитуды, если он не взлетает или не тонет.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
(потирая руки) Хочу! Хочу! :D
   
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Метацентрическая высота — это расстояние между центром тяжести и метацентром судна МЦ, который расположен в точке пересечения линии действия поддерживающей силы Р (при наклонении) с линией действия силы тяжести G (на ровном киле). Для устойчивого равновесия судна его метацентрическая высота должна быть положительна, т. е. метацентр должен располагаться выше центра тяжести. По величине метацентрической высоты сравнивают остойчивости разных судов между собой.
   
+
-
edit
 

parohod

старожил
★★☆
Fakir> Но может, есть соответствующая литература? Желательно в электронном виде?

Насчет электронного вида не встречал. Но можно попробовать поискать по словам "Качка судов". Вообще это раздел дисциплины "Теория судна (корабля)"

>>параметры качки зависят от частоты собственных колебаний судна,
Fakir> То есть такого физического маятника, поплавка?

Вчера не мог вспомнить термина - пришлось дома лезть в литературу. Вообщем официально это называется собственный период качки судна.

>>инерционных характеристик судна,
Fakir> То бишь в первую очередь моментов инерции относительно соответствующих осей? С учётом присоединённой массы, вероятно?

Да с ними. Называются - присоединенные моменты инерции. Моменты инерции судна зависят уже от геометрических размеров.

>>характера волнения.
Fakir> Каким оно, кстати, бывает?

Характеристики волнения: длина волны, период волны, наибольший угол волнового склона. Высота волны составляет примерно 1/20 от длины. Скорость волны - отношение длины волны к периоду.

>>Волнение, за исключением мертвой зыби, всегда нерегулярное
Fakir> А насколько часто встречается мёртвая зыбь, каковы её характеристики?

Мертвая зыбь - это отголосок далеко шторма, более-менее регулярна, так как из-за большого пройденного расстояния сглаживаются неодородности.

Fakir> И насколько велика нерегулярность иных типов волнения? Разброс по высоте волн, по длине, еще какой-то?

Как писал уже AU, существуют таблицы по данным многолетних наблюдений для различных райнов "водной глади" с указанием волновых условий. В советских таблицах принималась 3-х процентная обеспеченность (т.е. не более 3-х волн из 100 замеренных подряд будут иметь высоту более указанной). Некоторые иностранные таблицы составлены из учета 5-ти % обеспеченности
   

au

   
★★
Факир:
Я найду и закину.
   
+
-
edit
 

Denis KA

аксакал

Fakir>> Каким оно, кстати, бывает?
parohod> Характеристики волнения: длина волны, период волны, наибольший угол волнового склона. Высота волны составляет примерно 1/20 от длины. Скорость волны - отношение длины волны к периоду.
parohod> >>Волнение, за исключением мертвой зыби, всегда нерегулярное
Fakir>> А насколько часто встречается мёртвая зыбь, каковы её характеристики?
parohod> Мертвая зыбь - это отголосок далеко шторма, более-менее регулярна, так как из-за большого пройденного расстояния сглаживаются неодородности.
Fakir>> И насколько велика нерегулярность иных типов волнения? Разброс по высоте волн, по длине, еще какой-то?


НЕМНОГО ТЕОРИИ:

Морские волны классифицируются по различным признакам. Основные это:
ветровые — вызванные ветром;
корабельные — создающиеся при движении корабля;
приливные — возникающие под действием периодических сил притяжения Луны; анемобарические — связанные с отклонением поверхности океана от положения равновесия под действием ветра и атмосферного давления;
сейсмические-(цунами) возникающие в результате динамических процессов , протекающих в земной коре ;
прибрежные – (сейшевые) рождающиеся у морского побережья с повышенными резонансными свойствами.

Главное значение в море имеют гравитационные волны. Они и чаще других встречаются.
По расположению бывают поверхностные волны, возникающие на поверхности моря, и внутренние, возникающие на глубине и почти не проявляющие себя на поверхности.

По форме выделяют двухмерные волны, средняя длина гребня которых во много раз больше средней длины волны, трехмерные, средняя длина гребня которых соизмерима с длиной волны, и уединенные,.По соотношению длины волны и глубины моря различают короткие волны, у которых длина волны значительно меньше глубины моря, и длинные, у которых, напротив, длина волны значительно больше глубины моря.
   
Это сообщение редактировалось 22.11.2006 в 15:09

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Спасибо, джентльмены! :)
А как насчёт количественных данных? Можно что-то навскидку сказать о характерных параметрах волн, частоте и амплитуде качки судна? Оценочно, по собственным впечатлениям?
   

au

   
★★
Вот так насчёт количественных данных:
Прикреплённые файлы:
 
   
+
-
edit
 

Amoralex

втянувшийся

Есть такая книга
Ремез Ю.В. Качка корабля. Л.: Судостроение, 1983 - 328 с.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
au, спасибо огромное!
Еще бы до кучи кто подсказал - как часто какое волнение встречается :) И как на нём качает корабль :)

P.S. Обнаглел, да? :D
   

au

   
★★
Дык где как. Где почти всё время штормит, где наоборот. Должны быть карты на это дело (у меня нет). Может в лоциях есть.
   
+
-
edit
 

paralay

опытный

Всё это есть в справочнике для офицеров ВМФ, где-то валялся, в выходные попробую поискать. Там как раз и расписано где, как и сколько качает. Боюсь только, слишком много материала придется сканить.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А зачем сканить? Меня вполне устроило бы и примерно, плюс-минус лапоть, даже сорок шестого размера :)

Хотя благодарному человечеству, наверное, были бы интересны и сканы :)
   

Scar

хамло

Процесс зарядки 16дюймовых орудий линкоров касса Нью-Джерси.
   1.0.154.591.0.154.59
RU M.Gotovchitz #26.04.2009 00:34  @Scar#25.04.2009 18:52
+
-
edit
 

M.Gotovchitz

опытный
★☆
Scar> Процесс зарядки 16дюймовых орудий линкоров касса Нью-Джерси.

Впечатляет! Особенно момент затаскивания снаряда из гнезда в элеватор при поможи удавки на тросике и турачки! Супер!
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

Scar> Процесс зарядки 16дюймовых орудий линкоров касса Нью-Джерси.

Очень приятный ролик, узнаёшь знакомые интерьеры и душа радуется :=)

Хочется всё-таки сделать несколько замечаний, возможно это кому-нибудь будет интересно. Просматривая ролик, я ожидал, что там будет освещено несколько моментов, которые на мой взгляд важны для понимания всей процедуры.

Во-первых, на каждом из двух этажей есть шесть лебедок и, соответственно, шесть лебёдочников (parbuckler). Три лебёдки перетаскивают снаряды с внутреннего (свободно вращающегося) кольца на подъёмник, а ещё три – с внешнего (неподвижного относительно корпуса корабля) на внутреннее по мере того, как на внутреннем кольце заканчиваются снаряды.

Если кому-то показалось, что мичманы перетаскивают снаряды силой своих мускулистых рук, то это не так. Турачки приводятся от 5-киловаттного двигателя, так что функции лебёдочника – удерживать трос на барабане за счёт силы трения, что при двух-трёх оборотах троса задача вполне посильная.

Между прочим, на старых американских «14-дюймовых» линкорах снаряды закатывали на элеватор настояк вручную. Затем лебёдки распространились на крупных кораблях повсемемтно. Были, например, на тяжёлых крейсерах типа «Сейлем» (203-мм снаряды).

Кроме того, несправедливо затушёвана роль такого ценного кадра, как primerman :=). В ролике он показан мельком как некий человечек, который сидит в яме под казённой частью орудия и в момент, когда поршень затвора откинут вниз, что-то там делает. Выстрел крупнокалиберной пушки состоит в действительности из трёх частей – снаряда, пороховых сумок и запала. Праймермен как раз вставляет запал в запальную трубку.

Ещё одно уточнение: поскольку артустановка не стабилизирована, стрелять можно только в момент нулевого крена. Это делается либо автоматически по сигналу с гироскопа, либо вручную по изображению цели в нестабилизированном телескопе. Таким образом, командир орудия даёт только разрешение на выстрел, собственно выстрел производится электрически системой управления в момент, когда даны резрешения от всех участвующих в выстреле подсистем (хотя можно выстрелить и вручную).

И ещё одно уточнение: тип кораблей – BB-61 «Айова»

На фото: лебёдочник перетаскивает снаряд с внешнего (неподвижного) кольца на внутреннее, подвижное.

Схема снарядного погреба.
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 26.04.2009 в 18:51
RU M.Gotovchitz #26.04.2009 21:32  @Capt(N)#26.04.2009 18:10
+
-
edit
 

M.Gotovchitz

опытный
★☆
БН181>> Вы немножко не поняли. Уважаемый М.Р.Г. сравнивал БОКА-ДУ и AN/SLQ-25.
Capt(N)> простите, да конечно :) но результат будет тот же ...

Так у нас всегда так и было... :) Но!!! Уважали, т.е. боялись.
   7.07.0
RU M.Gotovchitz #26.04.2009 21:44  @AdmiralHood#26.04.2009 17:06
+
-
edit
 

M.Gotovchitz

опытный
★☆
AdmiralHood> На фото: лебёдочник перетаскивает снаряд с внешнего (неподвижного) кольца на внутреннее, подвижное.

Так вот эта операция меня и восхитила. Неужели не могли придумать что-то посолидней? Двухтонный снаряд - волоком, тросиком, хоть и при помощи шпиля! На качке, понятно, эта операция вообще невыполнима.
   7.07.0
RU Scar #27.04.2009 02:19  @M.Gotovchitz#26.04.2009 21:44
+
-
edit
 

Scar

хамло

M.Gotovchitz> На качке, понятно, эта операция вообще невыполнима.
Вот и я подумал - "А если на ногу? А?!" :F

Вспоминается фильм "В осаде" - все таки качественно снято. Как я понимаю, они собсно на каком то из линкоров и снимали эти сцены с заряжанием 16дюймовок? Миссури наверное.
   1.0.154.591.0.154.59
RU AdmiralHood #27.04.2009 02:43  @M.Gotovchitz#26.04.2009 21:44
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

AdmiralHood>> На фото: лебёдочник перетаскивает снаряд с внешнего (неподвижного) кольца на внутреннее, подвижное.
M.Gotovchitz> Так вот эта операция меня и восхитила. Неужели не могли придумать что-то посолидней? Двухтонный снаряд - волоком, тросиком, хоть и при помощи шпиля! На качке, понятно, эта операция вообще невыполнима.

В этом не могу с вами не согласиться, сам обожаю всякие нетривиальные технические решения, которыми линкоры забиты до отказа :=).

По поводу качки. Если считать, что центр тяжести снаряда находится на высоте около 80 см, то для опрокидывания нужен крен примерно 15˚. А дальше на 1˚ отклонения для удержания равновесия нужно прикладывать к носику усилие 6-9 кг в зависимости от веса снаряда.

P.S. В действительности снаряды легче. Бронебойные 1220 кг (2700 фунтов), фугасные 860 кг (1900 фунтов).
   6.06.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU M.Gotovchitz #27.04.2009 13:28  @AdmiralHood#27.04.2009 02:43
+
-
edit
 

M.Gotovchitz

опытный
★☆
AdmiralHood> По поводу качки. Если считать, что центр тяжести снаряда находится на высоте около 80 см, то для опрокидывания нужен крен примерно 15˚. А дальше на 1˚ отклонения для удержания равновесия нужно прикладывать к носику усилие 6-9 кг в зависимости от веса снаряда.
AdmiralHood> P.S. В действительности снаряды легче. Бронебойные 1220 кг (2700 фунтов), фугасные 860 кг (1900 фунтов).

С опрокидыванием все понятно. А соскальзывать с намеченного пути при каком крене он начнет? В реальном море не только градусы крена и дифферента, но и удары, тряска, вибрация.
Понятно, что в условиях качки количество готовых выстрелов для этих кораблей было ограничено тем, что стоит на внутреннем кольце.
   3.0.83.0.8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru