Бывают ситуации, когда для нормального разгона самолета не хватает места (на корабле, в гористой местности, где сложно построить длинную ВПП и т.п.)
Для сокращения разбега применяются следующие устройства (в скобках указаны их недостатки):
1) пороховые ускорители (дорого, одноразовое применение)
1а) жидкостно-ракетные ускорители (опасное топливо, ненадежность)
2) катапульты
Новости науки и техники: новые технологии, наука, оружие, авиация, космос, автомобили < Журнал «Популярная механика»
а) гидравлические
б) паровые
в) электромагнитные---в разработке
Новости науки и техники: новые технологии, наука, оружие, авиация, космос, автомобили < Журнал «Популярная механика»
(все катапульты имеют большую массу---до 500т, и требуют большой мощности)
3) добавочное крыло, предложенное в теме «Упростить авианосец» уважаемым sergey_manakov-ым и ранее испытывавшееся на самолетах «Харрикейн» при охране конвоев через Атлантику (недостаток подъемной силы, одноразовость применения)
4) трамплин (недостаточная эффективность, большие габариты)
Устройство, которое хочу предложить я, тоже не лишено недостатков, однако имеет и главное достоинство---дешевизна применения. Другие достоинства---пожаро- и взрывобезопасность, большой ресурс работы.
Это реактивный ускоритель-тележка, использующий в качестве рабочего тела водяной пар.
Тележка состоит из небольшой рамы на колесиках, на которой устанавливаются 1 или 2 баллона-котла с реактивными соплами. Впереди тележка имеет упор для соединения с носовой стойкой шасси самолета. Сзади к тележке крепится трос, который при разбеге самолета свободно разматывается с барабана, а затем тем тормозит тележку, не давая выйти за пределы ВПП, и возвращает ее назад.
Перед взлетом в баки-котлы заливается вода (на 2/3 объема), а затем вода подогревается электронагревателем до 372град.С (давление в котле возрастает до 220атм, но вода не закипает, т.к. клапан перекрывает критическую часть сопла). Затем клапан открывается, пар выходит через сопло и придает тележке и самолету необходимую скорость. После отделения самолета тележка тормозится и возвращается назад тросом.
Для разгона самолета массой ок.30т до 75м/с (270км/ч) на дистанции 75м потребная масса тележки составляет ок.10т в снаряженном состоянии (ок.7т в порожнем), масса воды ок.3т. Длина тележки с 1 баком-котлом ок. 16,2м, с 2-мя---- 8,2м.
Продолжительность разбега 2с, перегрузка ок. 3,8g.
Выглядеть это может примерно так:
Буду очень признателен за отзывы и конструктивную критику.
С уважением, Donkey