Реклама Google — средство выживания форумов :)
Экологически опасный авианосец "Клемансо" после пятимесячного плавания вернулся в порт приписки во Франции
Авианосец "Клемансо" (Clemenceau), на борту которого находятся тонны смертельно опасного асбеста, возвратился в свой порт Брест после пятимесячного плавания в Индию, где он должен был быть разобран на металлолом, BBC.
Возвратиться кораблю пришлось из-за протестов со стороны защитников окружающей среды и индийских профсоюзов в связи с большим количеством вредного для здоровья асбеста в его конструкции. Корабль был встречен в порту Бреста группой примерно из 40 человек. "Это печально. Корабль послужил хорошую службу. Этот корабль – часть нашей истории", - сказал AFP бывший сотрудник порта Пьер Николь.
Одна из компаний, занимавшихся удалением асбеста во Франции, сообщила, что на авианосце остается до 500 тонн асбеста. Теперь французские власти должны определить, сколько в авианосце асбеста и что с ним делать дальше. Асбест при строительстве "Клемансо" использовался для обеспечения звуко- и теплоизоляции.
Авианосец, который был когда-то флагманом французского флота, не получил разрешение войти в территориальные воды Греции и Турции в 2003 году в виду экологической опасности, которую он представляет.
В январе этого года министерство обороны Франции заявило, что большая часть асбеста была удалена, и на борту корабля осталось только 450 кг этого высокотоксичного материала. Но Франция понимала, что демонтировать старый корабль слишком дорого. В конце концов, после нескольких лет дебатов, он взял курс на док Аланг в Индии. Здесь критерии безопасности ниже, экология – неизвестная роскошь, голодные рабочие много не рассуждают, а перспектива хорошо заработать на металлоломе устраняет любые угрызения совести.
Франция приняла деньги и отправила свой кошмар в третий мир, писала La Stampa. Но на пути к Индии возникло новое препятствие. На входе в Суэцкий канал активисты Greenpeace захватили знаменитый авианосец. В результате массовой кампании протеста Франция сама отозвала его.
"Клемансо" водоизмещением 24,2 тыс. тонн находился в эксплуатации с 1961 года. В 1997 году "Клемансо" был отправлен в отставку и продан испанской фирме. Вскоре, однако, эта компания поняла, что не сможет избавиться от асбеста в соответствии с законами об охране здоровья и безопасности Евросоюза.
Президент Франции Жак Ширак распорядился вернуть в страну направленный на утилизацию в Индию авианосец «Клемансо» из-за того, что на его борту остались асбестосодержащие вещества, использованные при постройке судна. Это произошло после протестов организации «Гринпис» и решения индийского суда, который в январе из-за экологической опасности запретил кораблю входить в территориальные воды Индии.
Судьба бывшего флагмана французского флота авианосца «Клемансо» после списания в 1997 году не менее увлекательна, чем во время боевого дежурства. В 97-м он был продан с аукциона испанской фирме, которая намеревалась очистить его от токсичных веществ перед утилизацией. Однако, как сообщает британская ВВС, сделать это в пределах ЕС было невозможно из-за законодательных ограничений в сфере здравоохранения и охраны труда.
16 января Верховный суд Индии запретил вход в индийские территориальные воды авианосца «Клемансо» до тех пор, пока не будет принято окончательное решение о том, разрешить ли его демонтаж на индийских верфях. Высказываются опасения, что асбест, оставшийся на корабле, может поставить под угрозу здоровье индийских рабочих.
Решение было принято под давлением не только Гринписа, организовавшего в Индии акции протеста, но Министерства окружающей среды Индии. Как передает РИА «Новости», его глава А. Раджа заявил, что «если опасный груз на борту имеет утечки, то мы определенно не разрешим «Клемансо» быть разобранным в Индии».
В данное время корабль находится в Аравийском море. Причем чтобы добиться разрешения властей Египта на проход списанного «Клемансо» через Суэцкий канал, Франции пришлось заплатить 1,3 млн. долларов.
Вчера канцелярия Ширака выпустила заявление, в котором сказано, что «президент принял решение временно вернуть судно во французские воды, где будут обеспечены все гарантии безопасности до окончательного разрешения вопросов его утилизации».
Это решение приветствовала организация «Гринпис», которая назвала его «победой индийских рабочих» и всех, кто занят в процессе демонтажа кораблей. Как заявил руководитель отделения Гринпис во Франции Янник Жадо, «это - победа в деле защиты важнейших прав человека и окружающей среды». По его утверждению, богатые страны должны принять во внимание ситуацию с «Клемансо» и предпринять меры по прекращению вывоза различными путями токсичных отходов в бедные страны.
По возращении корабля во Францию Министерство обороны намерено провести расследование с целью выяснить, сколько асбеста было выгружено с судна до его отправки. Напомним, ранее французское Министерство обороны заявило, что большая часть асбеста была удалена, и что на борту корабля осталось только 450 кг этого высоктоксичного материала. Однако одна из компаний, занимавшихся удалением асбеста во Франции, сообщила, что на авианосце остается до 500 тонн этого вещества.
При этом, видимо, Франция не собирается снова платить Египту за проход авианосца через Суэцкий канал. Сообщается, что «Клемансо» вернется на военно-морскую базу Франции в Бресте, обогнув мыс Доброй Надежды на юге Африки.
АПЛ новой серии станут вторым поколением многоцелевых субмарин французских ВМС
6.1.2007, 10:25
Текст: Геннадий Нечаев
На верфях в Шербуре Франция начинает строительство новой серии атомных подводных лодок типа Barracuda, которые сменят находящиеся ныне на вооружении типа Rubis. Предполагается, что субмарины Barracuda вступят в строй в 2016-2027 годах. На новую программу выделены средства в размере 7,9 млрд. евро. Новые лодки относятся к классу универсальных субмарин, способных действовать как против кораблей, так и против береговых объектов.
Новые лодки будут крупнее и быстрее предшественников – скорость подводного хода «Барракуд» составит более 25 узлов. Кроме того, в состав вооружения новых АПЛ войдут крылатые ракеты большой дальности для действий по наземным целям, вероятнее всего, это будет специальная модификация ракеты SCALP, разработка которой ведется с 1995 года.
«Свой путь» Пятой республики
Франция – одна из немногих зарубежных стран, строящая собственные атомные субмарины. Причем страна производит не только АПЛ, но и вооружение для них. Англичане, также располагающие атомным подводным флотом для вооружения своих стратегических ракетоносцев, закупали и закупают в США баллистические ракеты Polaris и Trident, тогда как французы для своих лодок аналогичного класса создали удачную серию ракет М-2/М-20 и М-4/М-45.
То же касается и многоцелевых субмарин. Флот Ее Величества предпочел вооружить свои лодки заокеанскими противокорабельными ракетами (ПКР) Harpoon, тогда как французы оснастили свои «Рубины» великолепными ПКР серии Exocet.
Между прочим, эта ПКР – самая распространенная в мире (вторую позицию занимает российская ракета П-15), она стоит на вооружении военно-морских сил и частей береговой обороны 31 государства.
«Экзосет» стала и наиболее широко использовавшейся в реальных боевых действиях противокорабельной ракетой: на ее счету три корабля британских ВМС, пораженных аргентинскими самолетами в ходе англо-аргентинской войны 1982 года (эсминец УРО HMS Sheffild и контейнеровоз Atlantic Conveyor затонули, эсминец HMS Glamorgan был серьезно поврежден после попадания ракеты), серьезно поврежденный в Персидском заливе в 1987 году американский фрегат USS Stark и еще около 140 боевых кораблей и транспортных судов различного водоизмещения, поврежденных или уничтоженных в ходе ирано-иракской войны.
Между тем, несмотря на свои неплохие характеристики, оружие стареет, если не физически, то морально. Это касается и ПЛ Rubis, и ракет Exocet, разработанных еще в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века.
Кроме того, положение французских ВМС усугублялось отсутствием на вооружении многоцелевых АПЛ крылатых ракет для действий по наземным целям. Если британское адмиралтейство вышло из положения, закупив в США КР BGM-109 Tomahawk, то Франция традиционно пошла «своим путем».
От истребителей кораблей к ударным ПЛ
Очевидно, что крылатые ракеты в десятки раз повышают боевую ценность многоцелевых ПЛ, превращая их из средства борьбы с кораблями противника в гибкий и универсальный боевой комплекс, способный решать гораздо более широкий круг задач.
Но прежде чем мечтать об этом, следовало позаботиться об обновлении парка собственно ПЛ. Дело в том, что лодки класса «Рубин», несмотря на то, что последняя из них - S606 Perle - вошла в строй в 1993-м, на самом деле корабли весьма старые.
Решение на министерском уровне о постройке многоцелевой ПЛА проекта SNA 72 было принято в далеком январе 1973 года, при этом в качестве прототипа приняли дизель-электрическую ПЛ Agosta, от которой атомная субмарина унаследовала формы корпуса и основные размерности.
По водоизмещению и размерам АПЛ типа Rubis считаются самыми малыми многоцелевыми АПЛ в мире.
Находясь под давлением финансовых ограничений, французские конструкторы создали и самую недорогую (на Западе) атомную многоцелевую подводную лодку: стоимость постройки ПЛА Rubis оценивается примерно в 350 млн. долларов, то есть постройка всей серии Rubis обошлась французским налогоплательщикам всего в 2,1 млрд. долларов, что лишь ненамного превышает стоимость одной американской ПЛА типа Seawolf.
Начиная со второго корабля серии - S602 Sapfir, - французские «универсалы» оснащаются, кроме традиционных торпед калибра 553 мм, противокорабельными ракетами SM-39/SM-40 Exocet, которые выстреливаются из торпедных аппаратов. ПЛА типа Rubis неоднократно выполняли кругосветные плавания, в ходе которых были продемонстрированы их высокие мореходные качества и большая автономность (не менее 60 дней в море).
Признавая, что ПЛА данного типа уступают атомным лодкам США и Великобритании по наибольшей скорости хода, французские специалисты отмечают, что по такому показателю, как максимальный малошумный ход, когда лодка не демаскирует себя и продолжает эффективно использовать пассивные гидроакустические станции, они превосходят последние.
«Скальп» дальнего действия
Ракета ASURA
http://www.vz.ru/upimg/56578.jpg [not image]
Собственно малые размеры, «дизельное» происхождение, сравнительно небольшая мощность энергоустановки и плотная компоновка внутренних агрегатов и систем (из-за чего в корабль просто невозможно «втиснуть» новое оборудование) определили довольно короткий жизненный цикл «Рубинов».
Предполагается, что на вооружение «Барракуд» поступит перспективная крылатая ракета SCALP (Systeme de Croisiere conventionnel Autonome a Longue portee Precis, «многоцелевая высокоточная крылатая ракета большой дальности с автономным наведением») с дальностью действия до 400 км.
В конструкции ракеты SCALP применен ряд мер, нацеленных на снижение прежде всего ее радиолокационной заметности: корпус ракеты образован пересечением плоских поверхностей, не имеющих тем не менее острых кромок в местах сопряжения, и покрыт радиопоглощающим материалом, лопатки турбины двигателя экранируются от визирования наземными РЛС искривленным воздуховодным каналом и т. п.
При разработке системы наведения КР SCALP тактико-техническими требованиями был предусмотрен запрет на использование в качестве основной - системы спутниковой навигации NAVSTAR. Такое решение имело политический характер и было принято французским правительством на основании того, что Франция не обладает контролем над функционированием созданной и эксплуатируемой Соединенными Штатами системы NAVSTAR (более известной как GPS).
За два километра от цели по данным инерциальной системы включается инфракрасная головка самонаведения (разработанная фирмой GEC-Marconi Avionics), которая обеспечивает наведение ракеты на завершающем участке полета. В память бортового процессора ракеты закладываются данные, позволяющие ракете производить идентификацию целей по их тепловому портрету.
Ожидается, что вместо стареющих «Экзосетов» лодки получат новые сверхзвуковые противокорабельные ракеты ASURA, приближающиеся по боевым качествам к российским ПКР 3М80 «Москит». Как и российская ПКР, «Ашура» способна несколько раз менять траекторию на пути к цели, что делает ее трудной мишенью для противоракетной обороны атакованного корабля.
Стоимость одного изделия после начала серийного выпуска ракет оценивается в настоящее время приблизительно в 3,1 млн. евро в ценах 2005 года. Потребность в ракетах ASURA, как она была определена на момент подписания контракта, составляла от 280 до 380 единиц для вооруженных сил ФРГ (только варианты для оснащения надводных кораблей) и 225 единиц для ВМС Франции (для оснащения НК, ПЛ и авиации).
Французские эксперты в конце 1997 года полагали, что общий объем продаж новой ракеты в Европе, помимо оговоренных контрактом, в период с 2005-го по 2015 год может достигнуть 500 единиц; еще до 500 изделий может быть продано в период до 2020 года. Габариты «Ашуры» позволяют применять ее из тех же пусковых устройств, что и «Экзосет», в т. ч. и из торпедных аппаратов.
Как сообщает сайт Defense News, контракт на строительство первой АПЛ стоимостью 1,29 млрд. евро был подписан в Париже 21 декабря. По утверждению менеджера компании DCN по программе Barracuda Алайна Опети, бюджетные ассигнования на программу урезались правительством дважды: на 20% в 2005 году и на 10% - в мае нынешнего. В результате «Барракуда», как и ее предшественник, останется одной из самых дешевых западных АПЛ, утверждает директор программы от правительственного комитета по закупкам вооружений Тьерри Перар.
Тип Fridtjof Nansen (пр. SMP 6088) (ТТХ)
...
Радиоэлектронное:
- БИУС ... AEGIS CMS (LM)
- РЛС обнаружения ВЦ AN/SPY-1F с системами Link 11, Link 16/22, MCCIS и SATCOM
- СУ ЗРК и АУ ... 2 Mk 99
...
Зенитный ракетный комплекс:
- тип комплекса ... «Sea Sparrow»
- количество ПУ x направляющих (тип ПУ) ... 3 x 8 (ВПУ Mk 41) [2*]
- боекомплект ... 96 ЗУР «Evolved Sea Sparrow» [2*]
...
[2*] Установлена одна ВПУ на 8 контейнеров с боезапасом 32 ЗУР и зарезервировано место еще для двух ВПУ.
Ракета: ESSM
Длина, м 3,66
Диаметр, м 0,254
Масса, кг 245
Дальность стрельбы, км
— максимальная 18
— минимальная 1
...
Система управления Aegis
Канальность по цели 1
Канальность по ЗУР 3