ВМС ИНДИИ ПОСТРОЯТ НОВУЮ БАЗУ
ОНА БУДЕТ ОСНАЩЕНА ПО ПОСЛЕДНЕМУ СЛОВУ ТЕХНИКИ
Командование ВМС Индии объявило о намерении построить на восточном побережье страны новую военно-морскую базу. Место для нее было выбрано в 50 км южнее Вишакхапатнама (Visakhapatnam). Новая база призвана усилить позиции индийского флота в Бенгальском заливе, в котором в последние годы наблюдается стремительное усиление активности ВМС Китая, что вызывает вполне понятное беспокойство индийского военно-политического руководства. Название для новой ВМБ еще не выбрано, поскольку работы пока находятся на стадии ее проектирования.
К настоящему времени доподлинно известно, что здесь будут базироваться два авианосца, атомные и неатомные подводные лодки, надводные корабли различных классов и вспомогательные суда. Один из представителей ВМС Индии также заявил, что, скорее всего, именно сюда будет направлен "для дальнейшего несения службы" и первый авианосец национальной постройки (Air Defence Ship - корабль противовоздушной обороны), строительство которого уже ведется на одной из индийских судостроительных верфей (проектирование корабля было выполнено итальянской компанией Fincantieri по контракту, подписанному в середине 2004 г.). Он должен войти в боевой состав флота в 2013 г.
Сейчас в Вишакхапатнаме находится главная военно-морская база (ГВМБ) Восточного военно-морского командования Индии, тут же расположен и штаб этого командования. Однако гавань не находится в исключительном распоряжении ВМС, поскольку здесь же расположены и сооружения коммерческого порта, который на протяжении последних шести лет является лидером по грузообороту. Причем постоянный рост объемов коммерческого мореплавания в этом регионе вызвал ранее необходимость принятия решения об открытии нового коммерческого порта - в районе Гангаварам (Gangavaram). Но то же самое, то есть рост интенсивности мореплавания, относится в равной мере и к деятельности национальных ВМС. Поэтому желание индийского флота несколько разгрузить ГВМБ Вишакхапатнам, построив новую базу, оборудованную современными причалами и якорными стоянками, выглядит вполне обоснованным.
Не последнюю роль в принятии такого решения сыграло и стремление индийских адмиралов получить причальную линию и другую инфраструктуру в свое эксклюзивное пользование, без какого-либо разделения полномочий с гражданскими властями. До недавнего времени аналогичная ситуация имела место и на западном побережье страны - в Мумбае располагались военно-морская база и коммерческий порт. В результате подробнейшего изучения имеющихся возможностей в 2005 г. были активизированы работы по строительству базы Кадамба (Indian Naval Ship (port) Kadamba). Эта ВМБ названа в честь одной из правящих династий IV века. База была официально открыта 31 мая 2005 г. Территориально она расположена в районе города Карвар (Karwar), немного южнее его. Первым командиром новой ВМБ назначен коммодор К. Рамачандран (Commodore K.P. Ramachandran). Первая очередь, введенная в конце 2005 г., дает возможность базирования здесь 11 кораблей. Строительство базы консорциумом в составе нескольких индийских и зарубежных (европейских) компаний все еще продолжается и будет полностью завершено, согласно ранее утвержденному плану, к 2010 г. (изначально планировалось ввести ее в строй к 2005 г.).
Территория ВМБ Кадамба будет включать 11 200 акров естественной, удобно расположенной природной бухты. Здесь намечается осуществлять базирование от 42 до 45 надводных кораблей и подводных лодок основных классов. Кроме протяженной причальной линии и укрытых хранилищ боеприпасов, ГСМ и различного снаряжения, на территории базы будет сооружен и достаточно крупный аэродром для базирования самолетов и вертолетов морской авиации. На территории ВМБ будет расположено также ремонтное производство, возможности которого позволят проводить докование кораблей и вспомогательных судов ВМС Индии любого класса (утверждается, что вплоть до авианосцев).
В районе ВМБ Кадамба, вероятно, будет введена в строй и мощная система противовоздушной и противоракетной обороны, в состав которой планируется включить наиболее современные зенитные ракетные комплексы, в том числе большой дальности. Дополнительную защиту базе обеспечит и сложный холмистый рельеф местности, а с морского направления - еще и расположенный в непосредственной близости от входа в бухту достаточно крупный лесистый остров (здесь, вероятно, также будут сооружены посты технического наблюдения и разведки, объекты береговой обороны и т.п.).
Примерно так, то есть оснащенная по последнему слову техники, должна выглядеть и новая база Восточного военно-морского командования ВМС Индии. После ввода обеих баз в строй боевой потенциал индийского флота, стремящегося стать полноправным "океанским флотом", существенно возрастет. Это позволит индийскому военно-политическому руководству осуществлять действительно полный контроль над Аравийским морем и Бенгальским заливом, а также предоставит Дели возможность проецировать силу на всю акваторию Индийского океана, к чему так стремятся индийские адмиралы.
Так, командующий ВМС Индии адмирал Арун Пракаш (Admiral Arun Prakash) недавно заявил, что в настоящее время осуществляется практическая реализация амбициозного плана, согласно которому в среднесрочной перспективе акватория Индийского океана (особенно прибрежные и проливные зоны) будет взята подчиненными ему силами и средствами под полный контроль. Для этого будут задействованы спутниковые и наземные системы наблюдения, разведки, управления и связи, которые позволят связать в единую сеть все имеющиеся в распоряжении командования ВМС силы и средства - вне зависимости от того, в каком районе Индийского океана будет находиться корабельное соединение. Как видим, планы действительно амбициозные.
Здесь надо особо отметить, что руководители республики рассматривают акваторию от Ормузского пролива на западе до Малаккского пролива на востоке и от восточного побережья Африки до западной части австралийского континента в качестве "зоны законных интересов" Индии. Такое повышенное внимание к Индийскому океану не должно вызывать удивления, так как подавляющая часть всего импорта идет в страну именно морем. Особенно это касается нефти и нефтепродуктов. Значительная часть экспортируемых товаров также идет этим маршрутом. Таким образом, вполне очевидно, что установление контроля над морскими и океанскими линиями коммуникаций является необходимым условием превращения страны в сверхдержаву мирового масштаба, что является стратегической задачей военно-политического руководства Индии.
Особенно необходим Дели контроль над восточной частью океана: по самым приблизительным данным, более 50% объема внешней торговли Индии осуществляется через Малаккский пролив - результат практической реализации так называемой "ориентированной на Восток" политики ("Look-East" policy). Это, в свою очередь, требует обеспечения соответствующего уровня военно-морского присутствия в водах Бенгальского залива. Причем индийское руководство даже приняло решение создать отдельное Военно-морское командование Андаманских и Никобарских островов. Однако строить на этих архипелагах с не очень крупными островами мощную ВМБ или пункт базирования нецелесообразно ввиду чрезвычайно высокого уровня сейсмической активности в данном районе. Поэтому, по мнению многих экспертов, стремление Дели построить надежную современную базу на "более устойчивом" восточном побережье страны вполне понятно и обоснованно.
К тому же в последние годы в Бенгальском заливе наблюдается стремительный рост активности Военно-морских сил НОАК, опирающихся в своей экспансии на береговую инфраструктуру Мьянмы. Индийские адмиралы в ответ даже стали на регулярной основе проводить в Бенгальском заливе и Южно-Китайском море военно-морские учения с ВМС стран региона, которые также обеспокоены ростом военного могущества Китая. Интересно, что, по сведениям индийских СМИ, первоначально командование ВМС Индии планировало построить новую ВМБ в Гангавараме. В частности, там предполагалось соорудить комплекс сооружений, предназначенных для базирования многоцелевых атомных субмарин индийской постройки. Соответствующий запрос был сделан правительству Индии, но оно его отклонило и отдало место под коммерческий порт. Строительство последнего начал осуществлять консорциум в составе компаний DV Raju (Индия) и Dubai Ports World (ОАЭ) - третий по величине оператор портов в мире (обслуживает шесть коммерческих портов на территории США). Однако в апреле 2006 г. в индийской прессе поднялась критическая "волна", направленная на вывод Dubai Ports World за рамки проекта.
Интересно, что еще четыре года назад командование ВМС Индии выражало свою озабоченность по поводу намерения привлечь к данному проекту компанию из ОАЭ. В обоснование своей позиции индийские адмиралы говорили о нецелесообразности допуска иностранной, тем более арабской фирмы, к управлению портом, расположенным так близко к ВМБ Вишакхапатнам - месту нахождения штаба Восточного военно-морского командования ВМС Индии и базирования основных сил флота. В конечном итоге Dubai Ports World была вынуждена юридически выйти из состава консорциума.
Что касается новой ВМБ, то общая площадь ее территории составит, согласно плану, около 5000 акров (то есть немногим более чем в два раза меньше, чем у ВМБ Кадамба). Пока правительство штата Андхра-Прадеш (Andhra Pradesh), на территории которого она будет располагаться, выделило под строительство лишь 500 акров. По словам представителей Минобороны Индии, остальная часть будет выделена в самое ближайшее время. Впрочем, учитывая сильно развитую в стране бюрократическую систему и без того огромные расходы страны на оборону, строительство новой базы может вполне реально затянуться на годы. Яркий пример - история с ВМБ Кадамба. Ее строительство было одобрено правительством как проект "Морская птица" (Project Seabird) еще в августе 1985 г. Строительство должно было начаться в январе 1986 г. и завершиться через семь лет. В октябре 1986 г. исполнявший тогда обязанности премьер-министра Индии Раджив Ганди (Rajiv Gandhi) в торжественной обстановке заложил "краеугольный камень" новой ВМБ. Но затем финансовый ручеек (а всего на проект изначально было решено выделить почти 8,13 млрд. долл.) стал постепенно затухать, и в конечном итоге строительные работы были заморожены. Возобновились они только в конце 1999 г., а 31 мая 2005 г., как уже отмечалось выше, завершилась первая фаза строительства - новая база была официально открыта, ей было присвоено отличительное наименование (в Индии открытие военно-морской базы называется "церемонией крещения" и приравнивается к церемонии принятия корабля флотом от промышленности и вводу его в боевой состав ВМС). Всего предусмотрено выполнение трех фаз строительства, которые должны быть окончательно завершены не позднее 2010 г.
Владимир ЩЕРБАКОВ
ВПК №45 (161)
22 - 28 ноября 2006 года