Начиная с 1983 года на Шри-Ланке то затухая, то разгораясь длится вооруженный конфликт возглавляемого сингалами правительства страны с тамильским меньшинством, требующим независимости. Основная борьба ведется в северных и восточных провинциях, населенных преимущественно тамилами, хотя отдельные боевые операции проводятся повстанцами и в столице страны Коломбо. Географический статус Шри-Ланки как островного государства наложил свой отпечаток на конфликт, резко выделяя его среди подобных: редко какая повстанческая война имеет столь четко выраженную морскую составляющую.
Одной из главнейших проблем для любого партизанского движения является закупка и доставка оружия и военных материалов. Не имея легальных способов приобретать и транспортировать вооружения, повстанческие формирования зачастую должны тратить на это больше сил и средств, чем непосредственно на боевые действия. Особенную остроту этот вопрос приобрел для "Тигров освобождения Тамил Илама", не только лишенных какой-либо поддержки других стран, но и вынужденных осуществлять снабжение практически исключительно морским путем. Для выполнения этих задач в составе вооруженных формирований тамилов создано крыло Морских Тигров. Основу их "флота" составляют небольшие быстроходные катера, как закупаемые в других странах, так и производимые на подпольных кустарных "фабриках". Первоначально на катера возлагались исключительно транспортные функции, однако постепенно противодействие ланкийского флота вынудило тамилов заняться созданием боевых единиц. В конце 80-х годов часть катеров оснащается малокалиберными скорострельными пушками и пулеметами, в начале 90-х появляются самодельные взрывающиеся катера, управляемые смертниками из подразделения Черных Морских Тигров. В середине 90-х был создан отряд боевых пловцов-диверсантов (Морские Леопарды).
К началу конфликта флот Шри-Ланки состоял из двух патрульных судов собственной постройки "Jayasagara" и "Sagarawardana", шести больших патрульных катеров китайского производства типа "Шанхай-2", нескольких десятков малых патрульных катеров и судов обеспечения. Эскалация конфликта вынудила правительство Шри-Ланки начать закупки корабельного состава за границей. Наиболее полезным приобретением оказались израильские малые патрульные катера типов "Dvora" и "Super Dvora", поставки которых осуществлялись несколькими партиями начиная с 1987 года. Кроме того, их лицензионное производство организовано на верфи в Коломбо. Всего было закуплено и построено по лицензии более двух десятков катеров этих типов. Состав флота пополнили и несколько гражданских судов, переоборудованных во вспомогательные суда разведки и управления (далее ВСУ) или войсковые транспорты.
Побережье Шри-Ланки, заселенное тамилами, протягивается на несколько сотен километров от района Маннара на северо-западном побережье до района Поттувила на юго-востоке. В начальный период конфликта тамилы создали многочисленные базы в соседней Индии, в штате Тамилнаду, заселенном этническими сородичами. Доставка грузов и бойцов осуществлялась через узкий Полкский пролив, усеянный многочисленными островами, что значительно затрудняло действия правительственных сил. Практически полное отсутствие авиационной компоненты вооруженных сил Шри-Ланки в первые несколько лет противостояния также не способствовало успешной борьбе с многочисленными нарушителями границы, которые к тому же предпочитали осуществлять свои операции в темное время суток.
В данный период ланкийский флот применял следующую тактику: патрульные корабли и ВСУ, обладающие более-менее хорошими радарами, располагались на расстоянии 5-10 миль друг от друга и прочесывали пролив. В случае обнаружения противника (или просто подозреваемого плавсредства) они наводили на цель быстроходные патрульные катера. Такая тактика приносила успех в борьбе с тихоходными рыбацкими судами, использовавшимися тамилами на первых порах, но оказалась неэффективной против появившихся вскоре скоростных фибергласовых катеров. Поэтому столь важным стало приобретение "Двор", способных самостоятельно находить, преследовать и уничтожать цели.
В 1988 году ситуация качественно изменилась. Индия, в которой проживают десятки миллионов тамилов, высказала большую обеспокоенность террором, осуществляемым правительством Шри-Ланки в отношении тамильского меньшинства. Однако вмешательство Индии в защиту тамилов оказалось весьма "нестандартным": посланные на Шри-Ланку войска должны были разгромить повстанцев, лишив таким образом сингальское правительство "оснований" для преследования тамилов. В рамках проводимой Индией операции были уничтожены базы Тигров в штате Тамилнаду, что вынудило повстанцев к перебазированию в Юго-Восточную Азию (в частности, в Бирму) и организации снабжения собственно морским путем через Бенгальский залив.
На этом этапе тамилы начали приобретать пусть и небольшие, но все же морские суда, поскольку катера явно не могли заменить их в "глубоких" морских операциях. Постепенно был сформирован флот из нескольких торговых судов (их количество по понятным причинам точно неизвестно, но по всей вероятности не превышает десятка). Большую часть времени такие суда выполняют обычные заказы по фрахту, а команды набирают среди моряков из разных стран мира. Однако периодически они осуществляют доставку военных грузов к побережью Шри-Ланки, причем экипаж в подобных операциях состоит исключительно из Морских Тигров. Примерная схема операции при этом выглядит следующим образом. Транспортное судно подходит к берегу приблизительно на 50 миль, где встречается с катерами, на которые передает свой груз. Катера, принявшие груз, разбиваются на несколько отрядов и следуют к пунктам выгрузки. Их прикрывают отряды состоящие из боевых и взрывающихся катеров. В случае встречи с кораблями правительственного флота отряды прикрытия завязывают с ними бой невзирая на соотношение сил, поскольку от доставки груза зависит функционирование всей организации Тигров. Операция планируется таким образом, чтобы ее наиболее важный этап (передача груза и доставка его на берег) пришелся на ночное время. В связи с тем, что правительство Шри-Ланки ввело жесткое эмбарго на поставки товаров в регионы, контролируемые тамилами, в состав груза зачастую входят не только оружие и боеприпасы, но и горючее, медикаменты, медицинское оборудование, прочие материалы. Подобная схема доставки исключает транспортировку крупногабаритного вооружения, поэтому наиболее "тяжелым" оружием, закупленным тамилами, являются минометы и небольшие системы залпового огня. Все танки и артиллерийские орудия, которыми обладают Тигры, захвачены в качестве трофеев у правительственных войск.
Вследствие неравенства сил флотов правительства и повстанцев последние несут значительные потери в катерах, как боевых, так и транспортных. Однако получить сколь-нибудь полную статистику по потерям "москитного" флота тамилов не представляется возможным, поэтому в дальнейшем сосредоточимся на описании инцидентов с более крупными судами. Отметим только, что, несмотря на понесенные потери, тамильский "флот" все же в целом справляется с главной - транспортной - задачей, подтверждением чего есть подержание боеспособности "Тигров освобождения Тамил Илама" на достаточно высоком уровне.
В 1991 году, уже после вывода индийских войск, ланкийский флот помимо обычной борьбы с перевозками повстанцев был задействован и в крупных операциях по поддержке сухопутной армии. Так, катера ВМС осуществляли снабжение, а потом и эвакуацию войск, осажденных в Форте Джафны. Рейсы в Джафну происходили под сильным огнем с берега и получили среди ланкийских моряков прозвище "Экспресса Самоубийц". Еще более важную роль сыграл флот при обороне Элефант Пасса - стратегически важного пункта, закрывавшего доступ на полуостров Джафна. Для поддержки осажденного гарнизона была проведена крупная десантная операция, во время которой на берег высадили более 7000 военнослужащих, сумевших "пробить" коридор к Элефант Пассу и предотвратить его падение.
Однако тамилы тоже не теряли времени и наращивали свои боевые возможности. 10 июля 1990 зафиксирована первая атака "Тигров" с использованием взрывающихся катеров, когда получило повреждения, но осталось на плаву ВСУ "Edithara". А 4 мая 1991 состоялась первая полностью успешная атака катерников-камикадзе, в результате которой было уничтожено ВСУ "Abitha".
Ланкийские ВМС несли потери и в результате аварий. Так, в октябре 1992 года в результате шторма затонул большой десантный катер "Kandula" (одно из двух судов сингапурской постройки, приобретенных в 1985 году). Хотя в декабре того же года его удалось поднять, однако в строй ВМС "Kandula" так и не вернулась.
В августе 1993 в бою с катерами тамилов погибла первая "Двора" вместе со всем экипажем из 13 человек. В том же году при атаке на гарнизон Пунерина (расположенного на южном берегу лагуны Джафна напротив одноименного города) "Тигры" захватили 5 небольших 13-метровых патрульных катеров правительственных войск.
16 августа 1994 года состоялся дебют тамильских боевых пловцов: в гавани Канкесантурай (основного порта, через который осуществляется снабжение правительственных войск на полуострове Джафна) они потопили ВСУ А516 и буксир "Dheera".
Всего лишь через месяц, 20 сентября, "Тигры" уничтожили самый крупный боевой корабль из всех потопленных ими на сегодняшний день: атакованный камикадзе патрульный корабль "Sagarawardana" (бортовой номер Р600) затонул с большей частью экипажа, а его командир попал в плен.
Потери и возрастающий объем задач вынуждал правительство Шри-Ланки постоянно закупать новые корабли. Среди приобретений преобладали суда китайской постройки: три больших патрульных катера типа "Усовершенствованный Шанхай-2" (1991), патрульный корабль "Parakramabahu" (бывший противолодочный корабль типа "Haiqing", 1995), три больших патрульных катера типа "Haizhu" (1996), а также морской десантный корабль "Shakthi" (типа Wuhu-A, 1995) и 2 больших десантных катера типа "Yunnan" (один в 1991 и второй в 1995). В Сингапуре были приобретены еще два больших десантных катера, однотипные с закупленными в 80-х годах (в 1991 и 1992), а в Израиле - два малых патрульных катера типа "Shaldag" (1996).
Несли потери в кораблях и Тигры, причем не только от действий ланкийской армии. Так, в декабре 1990 властями Малайзии было арестовано грузовое судно тамилов "Golden Bird". В январе 1993 года индийские ВМС перехватили судно "Ahat", находившиеся на борту которого тамилы во главе с основателем крыла Морских Тигров не сдались и подорвали себя вместе с кораблем. Следует отметить, что и в последующем экипажи перехваченных повстанческих судов предпочитали погибнуть, но не попасть в плен.
Короткое перемирие, заключенное в конце 1994 года, закончилось весной следующего года. Начало нового этапа конфликта ознаменовалось атакой боевых пловцов тамилов на корабли в гавани Тринкомали - главной базе ВМС Шри-Ланки на восточном побережье острова. Проникшие в гавань диверсанты потопили два больших патрульных катера: "Sooraya" (бортовой номер Р310, тип "Шанхай-2") и "Ranasuru" (бортовой номер Р320, тип "Усовершенствованный Шанхай-2").
16 июля 1995 в гавани Канкесантурай диверсантами было потоплено ВСУ "Edithara". Данное судно в прошлом несколько раз отражало атаки тамилов и даже пережило попадание взрывающегося катера. Сейчас в составе ланкийского флота действует патрульный корабль "Edithara", названный в честь своего заслуженного предшественника.
28 августа 1995 вблизи от побережья Джафны тамилы захватили пассажирский паром "Irish Mona". Прибывшие на место инцидента две патрульные "Дворы" неосторожно приблизились к парому и были потоплены из противотанковых гранатометов, экипажи пропали безвести. Сам паром был впоследствии брошен Тиграми у берега полуострова.
В феврале 1996 "Кфиры" ланкийских ВВС потопили недалеко от Муллайтиву транспортное судно тамилов "Sea Bird", шедшее с грузом оружия и боеприпасов.
30 марта 1996 у побережья Джафны в бою с катерами Тигров погибла очередная "Двора".
В июле 1996 повстанцы предприняли широкомасштабную операцию по захвату Муллайтиву. Ланкийские ВМС пытались помочь погибающему гарнизону как артиллерийским огнем, так и высадкой десанта. При этом взрывающимся катером был потоплен большой патрульный катер "Ranaviru" (бортовой номер Р321, тип "Усовершенствованный Шанхай-2"), экипаж из 40 человек погиб.
В 1997 году Тигры осуществили ряд операций против грузовых перевозок вдоль восточного берега острова. В начале июля был потоплен пассажирский паром "Misen". Тогда же тамилы захватили северокорейское судно "Mo Rang Bong", освобожденное через несколько недель переговоров. 9 сентября в районе Пулмоддай (между Муллайтиву и Тринкомали) было совершено нападение на судно "Gordeliti", шедшее с грузом ильменитовой руды (обогатительная фабрика в районе Пулмоддай не работает поскольку тамилы контролируют основные источники водоснабжения, однако правительство понемногу разрабатывает данное месторождение, дающее ценное сырье для производства титана). Потопив несколько моторных лодок, охранявших судно, Тигры высадили на его борт диверсантов, которые пустили "Gordeliti" на дно.
В середине 1997 случилась и необычная, практически детективная история, достойная голливудского боевика. Ланкийское правительство заказало партию в 30000 минометных выстрелов. Заказ разместили в Зимбабве, хотя Хорватия и Болгария предлагали почти в два раза меньшие цены. Именно закупка по явно завышенным ценам привлекла внимание парламентской оппозиции, организовавшей расследование сделки. В ходе расследования выяснился гораздо более интересный факт, чем простое хищение государственных средств: боеприпасы были погружены на зафрахтованное судно "Stillus Lymasul", однако в порт назначения оно не прибыло. А через некоторое время появились сведения, что мины выгружены ... на побережье занятое повстанцами. По существующим версиям тамилы либо просто "купили" информацию о времени и маршруте следования груза, либо вообще "подставили" для фрахта одно из своих судов. Косвенным подтверждением того, что груз попал в руки Тигров, стал шквал минометного огня, обрушившийся в последующие несколько месяцев на правительственные войска, осуществлявшие операцию с громким кодовым названием "Гарантированная победа" (в то время ланкийским военным казалось что победа действительно близка, хотя, как показали дальнейшие события, это был излишне оптимистический взгяд).
Через несколько месяцев, в ноябре того же года, беспилотный разведчик обнаружил в занятом тамилами районе Муллайтиву стоящее у берега судно. Высланные ланкийскими ВВС "Кфиры" потопили корабль, с которого, по утверждениям правительственных источников, не успели выгрузить большую часть груза. В свою очередь Тигры заявили, что уничтоженный корабль на самом деле - это ранее захваченный "Stillus Lymasul", выставленный в качестве приманки для ланкийских ВМС (по образцу операции с "Irish Mona"). Кто был прав станет известно еще не скоро (если вообще станет ясно когда-либо). Возможно, это действительно оказался "Stillus Lymasul", но уже пришедший к тамилам с новой партией оружия.
19 октября 1997 года в бою с катерами тамилов была потоплена еще одна "Двора". А в феврале 1998 недалеко от побережья Джафны Тигры атаковали крупный правительственный конвой. При помощи взрывающихся катеров были потоплены большой десантный катер "Pabbatha" (сингапурской постройки) и грузовое судно "Valampuri". На борту обеих судов погибло более 40 моряков и солдат правительственных сил.
В августе 1998 тамилы захватили грузовое судно "Princess Kash", шедшее с генеральным грузом. Поставленное под разгрузку в гавани Муллайтиву, оно было в тот же день потоплено "Кфирами".
Вскоре ланкийские ВМС потеряли еще две "Дворы": 30 октября 1998 в результате атаки камикадзе и 1 января 1999 вследствие внутреннего взрыва на борту катера, стоявшего в порту Талайманнар.
Март 1999 принес потери и Тиграм: в Бенгальском заливе индийскими ВМС было перехвачено судно "Mariamma". При приближении индийских кораблей тамилы покинули его на быстроходном катере, предварительно заложив подрывные заряды, уничтожившие судно. Интересно, что вместо благодарности, ланкийское правительство потребовало от индийцев передать им судно и груз, поскольку предполагало что они могли быть захвачены кораблями ВМС соседей.
В начале 2000 тамилы предприняли крупномасштабную операцию по захвату Элефант Пасса. При этом важнейшую роль сыграл десант в количестве 1500 человек, высаженный Тиграми во фланг оборонявшихся. Элефант Пасс пал. Во время этих боев в один из апрельских дней ланкийские ВМС лишились сразу двух "Двор": одна была потоплена в бою с тамильскими катерами, а другая - огнем трофейного танка с берега. Похожая история повторилась в июне того же года: одна "Двора" затонула от полученных в бою с катерами Тигров повреждений, вторая - была потоплена по ошибке своим вертолетом Ми-24.
Между тем, правительственный флот постоянно пополнялся новыми кораблями и катерами. На основе конструкции катеров "Shaldag" на местной верфи было построено не менее 10 катеров типа "Colombo". В 1997 из США поступили 6 малых патрульных катеров типа "Trinity Marine", в 1998 - 3 катера типа "Killer" из Южной Кореи. В 2000 году ланкийские ВМС пополнились двумя большими патрульными катерами китайской постройки типа "Lushun" (дальнейшее развитие типа "Haizhu") и двумя бывшими израильскими ракетными катерами типа "Саар 4.5". Последнее приобретение вызвало особенно острую критику со стороны парламентской оппозиции, поскольку было непонятно против какого противника можно применить ракетное вооружение этих катеров: фибергласовые лодки тамилов слишком малая цель, а стрелять издалека по крупному судну в Бенгальском заливе с его интенсивным судоходством, не удостоверившись первоначально в том что это действительно судно Тигров, никто разумеется не решится. Наконец, был приобретен бывший индийский фрегат "Saryu", ставший самым крупным кораблем ланкийского флота на сегодняшний день и получивший новое название "Sayura".
26 июня 2000 года тамилы атаковали танкер "Merces Uhana", получивший попадание взрывающегося катера и затонувший после нескольких часов пожара. Предполагается, что действительной целью операции было судно "Lanka Muditha", шедшее мористее с 1500 солдат правительственных войск на борту.
В октябре того же года Тигры предприняли попытку атаковать противника прямо в гавани Тринкомали. В порт проникли два взрывающихся катера, однако на этот раз им не удалось нанести существенный урон правительственному флоту. Результатом атаки стали только тяжелые повреждения быстроходного транспорта "Lihiniya" (бортовой номер А541) и повреждение одного из больших патрульных катеров.
Зато "Дворы" продолжали нести потери в ходе обычных операций: одна погибла в бою с тамилами в том же октябре 2000, еще одна - в марте следующего года.
14 сентября 2001 катера Тигров атаковали судно "Pride of south", перевозившее более 1300 правительственных солдат. Судно шло в непосредственном сопровождении двух небольших патрульных катеров французской постройки, которые сумели продержаться до прибытия помощи, хотя один из этих катеров и был потоплен тамильским камикадзе. В последовавшем бою тяжелые повреждения получила одна из "Двор", 6 членов ее экипажа погибли, остальные получили ранения. Однако при поддержке боевых вертолетов атака на главную цель - транспорт с войсками - была сорвана, а поврежденную "Двору" смогли отбуксировать в базу.
В 2002 году противоборствующие стороны заключили перемирие, длящееся по настоящий момент. Однако на море время от времени происходят столкновения, поскольку тамилы продолжают свои транспортные операции. Усиление правительственного флота позволило ему добиться ряда успехов. Так, 10 марта 2003 года был перехвачен и потоплен тамильский танкер "Koimar".
10 июня того же года корабль ВМС Шри-Ланки "Nandimithra" (бывший израильский ракетный катер типа "Саар 4.5") обнаружил подозрительное судно. Однако во время сближения на "Nandimithra" вышла из строя двигательная установка и контакт был утерян. Ланкийский флот организовал крупномасштабную поисковую операцию, и 16 июня обнаружил то же (или возможно другое) судно. На этот раз операция прошло удачно и в результате был уничтожен танкер "Shoshin".
Однако по поступающим со Шри-Ланки сведениям (которые конечно нельзя рассматривать как полностью достоверные) Тиграм в последующий период удалось осуществить ряд крупных поставок. К концу 2004 года обстановка оказалась на грани возобновления широкомасштабных боевых действий. Однако в планы сторон неожиданно вмешалась природа. Недавнее цунами нанесло тяжелый урон всему восточному и южному побережью Шри-Ланки. В гавани Галле были захлестнуты войной и затонули патрульный корабль "Parakramabahu" и десантное судно L820 (по всей видимости вскоре поднятые при помощи индийских ВМС). В гавани Тринкомали получили повреждения три четверти сосредоточенных там судов ВМС Шри-Ланки, однако ни одно не затонуло. По заявления правительственных источников, военные разработали план срочного вывода поврежденных судов из Тринкомали на случай штурма города повстанцами. Однако эти приготовления были явно излишними. Тамилы также понесли серьезные потери от удара цунами, более тяжелые чем ланкийские ВМС, поскольку их "москитные" суда имели гораздо меньше шансов противостоять стихие.
В настоящий момент вряд ли какая-либо из сторон решится начать боевые действия после разрушительного цунами. Однако...
В соответствии с принятой у тамилов классификацией, период войны от ее начала до вторжения индийских войск называется Eelam War I ("еelam" по тамильски "государство"), от вывода индийских войск до заключенного в конце 1994 года перемирия - Eelam War II, с 1995 по 2002 год - Eelam War III. Сегодня в ланкийской прессе все чаще встречается термин Eelam War IV. Войны еще нет, но название она уже имеет.
Павел Нечай
Для сайта «Военное дело», февраль 2005 г.