28/1.07
Про F-86F не раз писали, что он по скороподъёмности практически сравнялся с МиГ-15бис. На самом деле картина выглядят примерно так:
F-86А - G нормальный = 6399кг; Тяга 2359 кГ; P / G норм = 0,36
F-86E - G нормальный =7414кг; Тяга 2359 кГ; P / G норм = 0,32
F-86F - G нормалный (прибл.) = 7530 кг; Тяга 2708 кГ ; P / G норм = 0,36
МиГ-15бис - G нормальный =4960кг Тяга 2700 кГ; P / G норм = 0,55
Источник:
Послевоенные истребители
Однако P / G определяют лишь тангенс траекторного угла. Да и то, это ведь взлётная тяга. Вот если известна Рпотр. по высотам, а также ВСХ дв-лей, то зная Vнв (тоже по высотам) вы сможете определить Vy установившуюся для всех высот и сравнить эти самолёты друг с другом.
Потом придёться (если не смогли найти, а найти врядли удасться) считать время и радиусы установившихся виражей и форсированных разворотов для обоих типов (на всех высотах). Ну для Мига есть кое что, а для Сэйбра?
Потом траектории петель (и опять на всех высотах). Причём обеих видов: разгон от Vэволютивной до той минимальной V, от которой он просто вытянет петлю тягой, и такой же разгон, но уже до V макс.гп с максимальным набором в верхней точке и с перегрузкой в этой точке не менее +0,5 (у Пышнова есть схема рассчёта). Эта “вилка” и покажет возможный диапазон вертикального маневра.
Да там много чего нужно считать. И это всего лишь ТТД. Которые, впрочем, невозможно реализовать без удовлетворительных характеристик устойчивости и управляемости. А там, как говорил один из героев Стругацких: “такая математика, что я вообще только плюсы и минусы различал”.
То есть более или менее есть только ТТД МиГ-15бис, по Устойчивости и Управляемости даже в ЦАГИ нашли очень мало. По Сэйбрам тоже пока ничего, а ведь у них были где-то.
Но я так понимаю, что это не важно, ведь считать всё равно никто не собирается. Хотя было бы полезно, чтобы избежать вот таких вот разговоров:
>>Один: Вариант есть - который вы отрицаете.>>
>>Другой: Пропустить Б-47 в надежде его потом догнать ? Отрицаю. >>
То есть, “Бриан – это голова. И Ллойд Джордж – это голова”.
>>Один: Вы утверждаете, что нельзя пристроится к строю сзади, даже находясь спереди? >>
>>Другой: К Б-47 - нет.“>>
То есть, “Бриану палец в рот не клади...”. Никто себя не узнал?
Но при этом ни один не знает (и я не знал) ни потребного времени на разгон по высотам, ни времени и радиуса разворота, так как эти данные не приводятся. Просто “не догонит и всё!”. А в ответ – “Нет! Догонит!”
Хотя при наличии необходимого количества графиков это можно вычислить, но, опять же, кто этим будет заниматься? Судя по помощи форума оказанной в рассчётах “круга рассеивания” и баллистики, когда пришлось обращаться к посторонним источникам – никто.
Почти уверен, что многие участники не знают простых формул для этих рассчётов. Некоторые знают, и знают получше меня, но им, по-видимому, даже попытка приблизиться к причинам, вызвавшим результаты давно прошедших воздушных боёв в Корее (так сказать, “эхо прошедшей войны”) неинтересна. Что ж, придёться ограничиться общепринятой качественной оценкой.
Источников таких оценок много – выбирай любой. Но всё же ограничусь двумя-тремя, тем более, что доказать без рассчётов (а ещё лучше готовых характеристик для МиГ-15бис и F-86) всё равно ничего невозможно. Так как это так называемый “взгляд из кабины”. То есть, так лётчик сравнивает ТТД свои и противника, наблюдая его непосредственно в бою. При этом наверное вмешиваются личные ощущения, опыт и конкретная тактическая обстановка.
Вывод Харбисона “и его команды”: МиГ-15 имеет преимущество перед F-86Е по вертикальной скорости установившегося набора и скорости разгона на всех высотах, до потолка Сэйбра. Причём с ростом высоты преимущество МиГа растёт. Из приведенных выше P / G ясно, что в маневре с набором МиГ и при разгоне имел неоспоримое преимущество над любой модификацией F-86.
То же самое пишет и Пепеляев.
Харбисон пишет, что при нисходящем маневре на начальном этапе пикирования МиГ сначала отрывается. Но даже при установившемся пикировании (особенно на больших высотах и числах М близким к критическому для F-86) МиГ очень устойчив, в отличии от F-86, у которого начинается реверс элеронов.
Пепеляев же пишет, что всё наоборот. И здесь он ближе к истине. Так как неуказанные рецензенты Харбисона в этой же книге пишут, что при крутом установившемся пикировании Сэйбр имеет некоторое преимущество над МиГом.
А вот выводы инженера. Л.Крылов (напомню, что по своей основной профессии он аэродинамик) пишет в Армаде-10, стр.62, что :
“В боях выянилось, что МиГ-15бис по сравнению с F-86 имеет несколько большую горизонтальную скорость и лучшие разгонные характериститки... Главным же преимуществами Сэйбра являлись бОльшая максимально допустимая скорость пикирования и лучший горизонтальный маневр... Главным конструктором для МиГ-15бис было установлено ограничение М=0,92.... Бои с Сэйбрами происходили на скоростях, зачастую превышающих М=0,92, т.к. и противник и наши истребители вплотную прижимались к звуковому барьеру. На боевом режиме работы дв-ля максимальная скорость МиГ-15бис по горизонту на высотах 5000-12000м соответсвовала М=0,89-0,92 и запаса скорости для снижения с работающим дв-лем не было. Резким снижением с дв-лем работающем на макс.оборотах, Сэйбр уходил от МиГа даже в том случае, если пилот последнего превышал число М, разрешённое Главным конструктором. Опыт боёв показал, что успехи МиГ-15бис в противоборстве с F-86 объяснялись прежде всего тем, что лётный состав 64 ИАК в совершенстве овладел техникой пилотирования на М >0,92. Обычно бои велись на числах М до 0,95-0,96, однако нередки были и бОльшие числа М – часто во время пикирования за Сэйбром на большой Н стрелка махметра доходила до упора, соответствующего М=0,98. Поэтому в бою, если имелась возможность следить за приборами, лётчики смотрели не на махметр, а на указатель истинной скорости.... Многие лётчики достигали Vист = 1100км/ч, в т.ч. и на высоте 9000-10000м (М ~1)”.
Перерыв цитаты. Просто напомню, что на пикировании, даже с учётом поправок, они преодолевали звуковой барьер, так как скорость звука на высоте 10000 м равна 1079 км/ч. Но уже с М примерно 0,92 МиГ был подвержен “валёжке”, чего не было на Сэйбре. Продолжение цитаты:
“Главным припятствием для достижения больших скоростей являлось ухудшение устойчивости и управляемости МиГа, проявлявшееся в таких явлениях, как “валёжка”, обратная реакция по крену (на руль направления – 510-й) и чрезмерные усилия на ручке управления.”
Перерыв цитаты. Дальше Крылов описывает два вида “валёжки”, описанную высотную и НЕ, и даёт причины их возникновения. Дальше он пишет:
“Обратная реакция по крену возникала на М=0,86-0,87, отдельные лётчики отмечали её прекращение при М >0,95. Это явление лётчиками было освоено, к нему привыкли. Все маневры на больших скоростях выполнялись одной ручкой или с отклонением руля направления в сторону, противоположную общепринятой. При этом дейстовать педалями приходилось очень небольшими, дозированными движениями, проверяя реакцию самолёта “на ощупь”. К числу наиболее серъёзных деффектов обратная реакция по крену не относилась, но лётчики отмечали, что она отвлекает от выполнения боевой задачи.”
Перерыв цитаты. Нечего себе картинка, а? То есть на больших М лётчик, пытаясь удержать Сэйбр в прицеле даёт ручку вправо, а ногу влево, да ещё и “на ощупь”. При этом они не относили к числу “наиболее серъёзных” и вообще “привыкли”...
Дальше Леонид Крылов пишет:
“Пилоты МиГ-15бис требовали увиличить Vмакс.доп. на пикировании и просили ограничение по числу М заменить на ограничение по Vист. При этом отмечалось, что увеличение Vмакс.доп. потребует снижения усилий на ручке управления, т.к. при приближении к М=1 управление становиться тяжёлым в прямом смысле – усилия которые надо было приложить к РУС для увеличения перегрузки на 1, резко возрастали и достигали 25-ти кГ. Ведение боя уподоблялось занятию тяжёлой атлетикой – на маневре с трёхкратной, к примеру, перегрузкой, пилоту приходилось тянуть за ручку с усилием в полцентнера. По мнению пилотов 64 ИАК был необходим гидроусилитель руля высоты... Пилоты просили увеличить эффективность воздушных тормозов. Это повысило бы возможности МиГ-15бис и в бою на виражах, и при пикировании за Сэйбром. Имея тормозные щитки большей площади, F-86 выполнял переворот на любой высоте и скорости, в том числе и максимальной, причём на участке отвесного пикирования мог выполнять довдроты. На МиГ-15бис, имеющем воздушные тормоза с площадью в два раза меньше чем у Сэйбра, такое было невозможно.”
Конец цитирования. Вобщем ясно, что и на пикировании, и по устойчивости и управляемости на больших скоростях на всех видах маневра МиГ-15 проигрывал F-86. А так как МиГ-15 имел Vсваливания почти наверняка большую, чем F-86, то по устойчивости он проигрывал и на малых V (по управляемости данных нет).
Теперь по горизонталям. Источник тот же Л.Крылов, Армада-10, стр.62:
“МиГи, имея преимущество на вертикалях, старались вести бой на этом виде маневра, поэтому достаточно полные данные при сравнении для сравнения горизонтальной маневренности МиГ-15бис и F-86 отсутствовали. Однако опыт боёв со всей очевидностью показал, что первоначальная, неустановившаяся часть виража, которая начинается на большой скорости, у F-86 лучше за счёт большей эффективности воздушных тормозов, дающей возможность быстрее потерять скорость, уменьшить радиус и “подрезать” МиГ-15бис; более высокой, чем у МиГа эффективности элеронов, делающий ввод в вираж более энергичным; меньших усилий на РУС на единицу перегрузки и лучших несущих свойств крыла. МиГ же на V близких к максимальной, не мог создать перегрузку, необходимую для выполнения достаточно энергичного маневра. Характеристики установившегося виража у обоих самолётов, по оценке ЛС 64 ИАК, были близки, и исход боя определялся уровнем техники пилотирования противников. Пилоты Корпуса сделали вывод о необходимости подробнейшего изучения маневренности МиГ-15бис, в первую очередь на больших V, в том числе и на М >0,92, т.к. в бою выход на скорости наивыгоднейшего виража не практиковался.”
Конец цитирования.
Пепеляев пишет, что МиГ уступал Сэйбру в горизонтальном маневре.
Харбисон пишет, что на Н > 12000 м Сэйбр, пытаясь удержаться за МиГом на вираже очень быстро выйдет на режим сваливания. Однако на высотах ниже 9000 м F-86 или равен МиГу или превосходит его.
Вобщем графиков и таблиц не много. Но по крайней мере теперь можно, если упомянутые “спорщики” желают, попробывать рассчитать “догонит – не догонит ” МиГ-15бис Б-47-го, и это уже будет более предметный разговор, но, желательно, не на Корейской ветке. И, несмотря на скудность данных, они (по меньшей мере Armadillo) вполне могут прикинуть потребное время для повторной атаке МиГ-15бис по F-80 и F-84 уходящим в сторону залива на n% мах. Для начала по горизонту.
А общий вывод тот, что МиГ-15бис и F-86 были примерно равны – к этому выводу подводят ВСЕ источники.
Но(!), если не принимать во внимание расположение запретных для обеих сторон полётов зон и вообще тактической обстановки (а это обязательное условие для сравнения ТТД), то по предложенным, но никем не востребованным графикам 1а и 1б вероятность взаимного поражения МиГ-15бис и F-86 в воздушном бою были примерно равны. Зато в бою с F-86 МиГ-15бис имел вероятность выживания равную единице, то есть 100%. Впрочем, МиГ всегда имел возможность и уклониться от боя, то есть принебречь заданием. У Сэйбра это бы не всегда получилось – всё зависило от высоты.